Система менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД»

ПАМЯТКА

 
Нормативная документация по реализации системы менеджмента
безопасности движения (далее - СМБД)
 
Стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге "РЖД", утвержденная распоряжением ОАО "РЖД" от 8 декабря 2015 г. № 2855р.
Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации  от 17 июня 2008 г. № 877-р.
Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 14 сентября 2009 г. №1902р "Об утверждении документов, регламентирующих создание корпоративной интегрированной системы менеджмента качества ОАО "РЖД".
Методические рекомендации по применению в открытом акционерном обществе "Российские железные дороги" системы гармонизированных показателей для оценки безопасности движения поездов и системы организации деятельности по учету и использованию этих показателей. Утверждены распоряжением ОАО "РЖД" от 20 марта 2009 г. № 562р;
Положение об установлении контрольных показателей безопасности движения для филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" и организации достижения этих показателей. Утверждено распоряжением ОАО "РЖД" от 31 октября 2012 г. № 2170р;
Методические указания по внедрению системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов для филиалов ОАО "РЖД", участвующих в перевозочном процессе. Утверждены распоряжением ОАО "РЖД" от 3 января 2011 г. № 1р.
ГОСТ Р 51901.1-2002 "Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем".
ГОСТ Р 51901.11-2005 (МЭК 61882:2001) "Менеджмент риска. Исследование опасности и работоспособности. Прикладное руководство".
ГОСТ Р 51901.12-2007 (МЭК 60812:2006) "Менеджмент риска. Метод анализа видов и последствий отказов".
ГОСТ Р 51901.13-2005 (МЭК 61025:1990) "Менеджмент риска. Анализ дерева неисправностей".
ГОСТ Р 51901.15-2005 (МЭК 61165:1995) "Менеджмент риска. Применение марковских методов".
ГОСТ Р 54505-2011 "Безопасность функциональная. Управление рисками на железнодорожном транспорте".
ГОСТ Р 54504-2011 "Безопасность функциональная. Политика, программа обеспечения безопасности. Доказательство безопасности объектов железнодорожного транспорта".
Распоряжение ОАО "РЖД" от 13 декабря 2010 г. № 2570р "Об утверждении комплекса стандартов ОАО "РЖД" "Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализ надежности (УРРАН)".
Распоряжение ОАО "РЖД" от 21 сентября 2011 г. N 2068р "Об утверждении стандартов и методик ОАО "РЖД", в развитие системы управления безопасностью движения на основе анализа рисков, методов и инструментов технического аудита".
Руководство по созданию системы менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД». Утверждено распоряжением ОАО «РЖД» от 4 июля 2013 г. № 1498р.
Методические рекомендации по развитию и оценке культуры безопасности движения в холдинге «РЖД». Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 3 июля 2015 г. № 1660р.
Руководство по проверке состояния культуры безопасности движения в организациях холдинга «РЖД» и их структурных подразделениях. Утверждено распоряжением ОАО «РЖД» от 10 декабря 2014 г. № 2957р.
Положение о корпоративной сертификации деятельности по обеспечению безопасности и надежности перевозочного процесса. Утверждено распоряжением ОАО «РЖД» от 25 декабря 2015 г. № 3144р.
Типовые требования к системе менеджмента безопасности движения в ОАО «РЖД». Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 15 апреля 2015 г. № 983р.
Стандарт СТО "РЖД" 05.514.1-2014 «Аудиты в системе менеджмента безопасности движения ОАО "РЖД". Основные положения". Утвержден распоряжением ОАО «РЖД» от 26 сентября 2014 г. № 2369р.
Стандарт СТО "РЖД" 1.02.514.3-2014 «Аудиты в системе менеджмента безопасности движения ОАО "РЖД". Требования предъявляемые к аудиторам". Утвержден распоряжением ОАО «РЖД» от 23 декабря 2014 г. № 3078р.
Анализ системы менеджмента безопасности движения - систематическое использование информации для выявления отклонений от сформулированных политики и целей в области безопасности движения и всесторонней оценки достигнутых результатов в этой области.
Культура безопасности движения - результат осознания важности и социальной ответственности работников железнодорожного транспорта в обеспечении безопасности движения, достижение которого является приоритетной целью и личной потребностью при выполнении всех работ, влияющих на безопасность движения.
Менеджмент безопасности движения - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией холдинга "РЖД" применительно к безопасности движения.
Мониторинг в области безопасности движения (мониторинг) - система регулярных наблюдений и контроля за развитием процессов и явлений в железнодорожной транспортной системе, связанных с безопасностью движения, и за факторами, обуславливающими соблюдение и (или) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, проводимых по определенной программе, выполняемых с целью выявления тенденций их изменения, а также своевременной разработки и проведения мероприятий по предупреждению транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий (далее - транспортные происшествия и события) или снижения наносимого их воздействием ущерба.
Политика в области безопасности движения - общие намерения и направления деятельности каждой организации холдинга "РЖД" в области безопасности движения, официально сформулированные ее руководителем.
Самооценка - всестороннее и систематическое обобщение анализа деятельности организаций холдинга "РЖД" и результатов этой деятельности по отношению к системе менеджмента безопасности движения или модели совершенства (например, модели премии за соблюдение требований безопасности движения).
Система менеджмента безопасности движения - система менеджмента для руководства и управления организацией холдинга "РЖД" применительно к безопасности движения.
Примечание - Система менеджмента безопасности движения представляет собой часть общей системы менеджмента в организациях холдинга "РЖД", реализующая управленческие технологии применительно к процессам, связанным с безопасностью движения, способствующая достижению целей и решению задач безопасности движения, включающая в себя оценку риска возникновения транспортных происшествий и их последствий, распределение ответственности и полномочий, правила и процедуры, а также процессы мониторинга и оценивания.
Улучшение безопасности движения - часть менеджмента безопасности движения, направленная на увеличение способности выполнить требования безопасности движения.
Цели в области безопасности движения - то, чего добиваются, или к чему стремятся в области безопасности движения.
Ключевой показатель деятельности - важный для организации холдинга "РЖД" количественно измеряемый показатель, отражающий степень достижения цели или эффективность процесса в каком-либо аспекте.
Процесс управления - процесс, выходом которого является управляющее воздействие, направленное на другой процесс в сети процессов организации.
Реинжиниринг - фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений ключевых показателей деятельности.
Сбалансированная система показателей - система показателей, используемая в технологии стратегического управления и направленная на достижение поставленных целей посредством процессов и мероприятий (проектов) на основе данных мониторинга ключевых показателей деятельности.
Система стратегического управления - система руководства и управления организацией, направленная на решение задач по определению целей и формированию потенциала для достижения этих целей с использованием сбалансированной системы показателей.

1. Формирование политики в области безопасности движения в организации холдинга "РЖД"

 
1.1. Формирование политики в области безопасности движения (как одна из управляемый функций организации) является центральным элементом СМБД (см. приложение 1). От содержания этого элемента зависит направленность воплощения других элементов СМБД в организации холдинга "РЖД". Все другие элементы СМБД должны быть подчинены предписаниям политики в области безопасности движения.
1.2. Кроме Политики обеспечения безопасности разрабатывается Декларация о политике в области безопасности движения - документ, подписываемый руководителем организации холдинга "РЖД", составляемый в доступной для понимания каждым работником форме, удобной для ее распространения и компактной для размещения на информационных стендах или досках объявлений в служебных и производственных зданиях. 

2. Установление качественных и количественных целей в области безопасности движения, планов и процедур их достижения

2.1. Основными документами, содержащими общие предписания в отношении снижения аварийности на железнодорожном транспорте в целом, являются Стратегия развития и Транспортная стратегия. Их следует рассматривать как цели в области безопасности движения, установленные государственным органом власти.
2.2. Установленные на основании общих предписаний Стратегии развития и Транспортной стратегии качественные и количественные целевые показатели безопасности движения должны стать целевыми ориентирами, с которыми сопоставляются достигнутые показатели.
В настоящее время количественные значения целевых показателей безопасности движения для ОАО "РЖД" в целом, его отдельных видов деятельности и отдельных видов нарушений безопасности движения рассчитаны и приведены, в том числе для каждого филиала ОАО "РЖД".
По степени отклонения достигнутых показателей от целевых показателей безопасности движения в меньшую (лучшую) или большую (худшую) сторону должны делаться выводы об успешности или неуспешности функционирования СМБД и в последнем случае приниматься дополнительные улучшающие меры.
2.3. Перед началом ближайшего периода, на который установлены целевые показатели безопасности движения (обычно - на один год), должны быть составлены программы с перечнем планируемых мероприятий, определением ожидаемого результата по каждому направлению мер и описанием обоснования их отбора для достижения показателей безопасности движения не хуже, чем установленные целевые показатели.
2.4. В процессе периода, на который установлены целевые показатели безопасности движения, должны отслеживаться и оцениваться внедрение и функционирование запланированных мероприятий и их влияние на снижение числа нарушений безопасности движения.

3. Учет требований законодательных актов, нормативных правовых актов, стандартов и других нормативных документов

3.1. В СМБД должны быть реализованы методы и порядок своевременного внесения изменений, объявленных законодательными актами и нормативными документами, а также процедуры взаимодействия с уполномоченным государственным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере железнодорожного транспорта, и реагирования на его предписания (уведомления).

В каждой организации холдинга "РЖД" должны быть выделены (назначены) ответственные работники, на которых возлагаются обязанности отслеживания выпуска документов, содержащих положения или требования безопасности движения.
3.2. При необходимости организацией холдинга "РЖД" может быть разработано положение в отношении методов и порядка своевременного внесения в нормативные документы дополнений и изменений, объявленных указанными выше соглашениями, актами и документами.

4. Процедуры менеджмента риска и выполнения мер по управлению риском

 
4.1. Риск – «влияние неопределенности на цели» (международный стандарт ISO 31000).
Управление рисками – это скоординированные действия для того, чтобы направлять и контролировать организацию в отношении рисков.
Управление рисками осуществляется по принципу, согласно которому работа с рисками сопряженными с большими убытками и высокой вероятностью реализации проводится в первую очередь, а работа с рисками с более низкой вероятностью реализации и меньшими убытками проводится в порядке убывания их важности.
4.2. Данный элемент СМБД, заключающийся в создании и поддержании процедур менеджмента риска и выполнения мер по управлению риском всякий раз, когда изменение условий эксплуатации или появление новых данных порождают новые риски транспортных происшествий и событий, является одним из главных элементов СМБД и должен находиться под особым контролем и вниманием со стороны руководства всех уровней.
Указанные процедуры изложены в национальных стандартах в области надежности и безопасности, кроме того, такие процедуры предусмотрены в комплексе стандартов ОАО "РЖД".
Использование данного элемента позволит в полной мере реализовать принцип "предвидеть и предупреждать нарушения безопасности движения" (вместо уходящего на второй план принципа "реагировать на произошедшие события и выправлять их последствия").
4.3. Приверженность руководителей всех уровней к выполнению в организации холдинга "РЖД" процедур менеджмента риска и выполнения мер по управлению риском должно подтверждаться:
наличием подготовленного персонала, способного выполнять указанные процедуры применительно к соответствующему производственному комплексу;
введением в действие и выполнением внутренних нормативных документов, регламентирующих процессы и процедуры выявления опасностей, количественной оценки риска, оценивания риска и уменьшения риска;
стремлением сравнивать полученные количественные оценки риска с количественными оценками риска других организаций холдинга "РЖД", а также оценками риска на различных зарубежных железных дорогах.
4.4. Меры по снижению риска должны быть согласованы с мерами, направленными на достижение установленных показателей безопасности движения, а при наличии в организации холдинга "РЖД" системы менеджмента качества - с мерами, направленными на достижение установленных показателей качества.
 

5. Поддержание компетентности персонала и готовности выполнения им своих задач

 
5.1 Действующие в настоящее время системы дополнительного профессионального и бизнес-образования руководителей и специалистов холдинга "РЖД", профессионального обучения рабочих кадров и технической учебы работников ОАО "РЖД" должны развиваться в направлении повышения уровня знаний в области безопасности движения и их результативности для практической деятельности.
5.2. В развитие общих для всех организаций холдинга "РЖД" нормативной документации в области поддержания компетентности руководителей всех уровней и профессионального мастерства работников в каждой организации холдинга "РЖД" следует разрабатывать и вводить в действие собственные документы по вопросам взаимодействия персонала внутри организации холдинга "РЖД", а также между организациями, если от этого взаимодействия зависит безопасность движения поездов и маневровой работы
5.3. Руководители всех уровней должны добиваться:
- создания в руководимых ими организациях и структурных подразделениях обстановки поддержания высокого уровня готовности работников, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой, к выполнению ими своих производственных задач, контроля или определения уровня такой готовности. В настоящее время в ОАО "РЖД" ведется поэтапное внедрение и дальнейшее развитие подобной системы, созданной на базе корпоративной системы дистанционного обучения, с автоматизированными функциями выдачи контрольных заданий и оценки их выполнения проверяемыми работниками непосредственно в структурных подразделениях в форме внеучебной проверки знаний.
- выработки психологической устойчивости и навыков у персонала для работы в нестандартных ситуациях и ситуациях, критичных в отношении времени на принятие решений. В настоящее время в некоторых филиалах ОАО "РЖД" разработаны распространяющиеся только на них регламенты действий персонала в нестандартных ситуациях, а для отдельных взаимодействующих организаций холдинга "РЖД".
- стремления у каждого работника к изучению собственного опыта, опыта коллег по работе и опыта других транспортных компаний в части извлечения уроков из транспортных происшествий и событий.
5.4. Руководители всех уровней организаций холдинга "РЖД", связанные с введением в действие СМБД и ее элементов, должны пройти повышение квалификации на курсах обучения СМБД в рамках системы дополнительного профессионального и бизнес-образования руководителей и специалистов холдинга "РЖД".
 

6. Меры по обеспечению обмена информацией и развитие системы взаимоотношений между работниками

 
6.1. Сущность данного элемента СМБД заключается в том, чтобы для всех работников, связанных с движением поездов и маневровой работой, были обеспечены:
доступ к информации по всему кругу деятельности этих работников и документальное регламентирование своевременности и достоверности передачи и получения этой информации при выполнении оперативной работы;
возможность свободной передачи руководителям любого уровня, вплоть до высшего руководства организации холдинга "РЖД" информации о возникающих нарушениях безопасности движения, о ходе ликвидации их последствий и (или) любых имеющихся недостатках, способных негативно повлиять на безопасность движения;
обмен связанной с обеспечением безопасности движения поездов информацией со сторонними организациями, в том числе ДЗО с аппаратом управления и структурными подразделениями ОАО "РЖД".
6.2. Главной тенденцией развития данного элемента СМБД должен стать переход в холдинге "РЖД" к такому обмену информацией, при котором работники, не испытывали страха наказания за сведения о недостатках как в своей работе, так и в смежных видах деятельности или деятельности организации в целом.
Весь комплекс таких новых отношений и результатов понимания важности и ответственности работников в обеспечении всех видов безопасности в настоящее время получил наименование культура безопасности.
6.3. Что такое культура - обычное определение слова культура – воспитание человека, его моральные качества и уровень поведения. Культурой обычно характеризуется то, как человек себя ведёт, его манера общения, его воспитание. В целом, культура – это характеристика, которую нельзя посчитать количественно, но у неё много качественных признаков. Культурным называется такой человек, который соответствует моральным требованиям своей эпохи, а в нашем случае это человек который соответствует моральным требованиям безопасности движения в нашей компании.
 

7. Меры по выполнению требований регистрации и документирования информации

 
7.1. Данный элемент СМБД означает, что в организации холдинга "РЖД" должно быть четко зафиксировано, какая установленная в нормативной документации информация в области безопасности движения регистрируется и какими средствами (например, устройствами автоматической записи графика исполненного движения поездов, системами документированной регистрации переговоров, комплексной автоматизированной системой анализа надежности технических средств КАСАНТ и др.).
При этом перечень источников информации, состав этой информации, порядок обращения с ней, порядок контроля за техническим средствами регистрации информации документируются независимо от того, в ведении какой организации холдинга "РЖД" находятся части систем регистрации данных (например, они могут быть в ведении ОАО "РЖД" (как, например, комплекс технических средств КТСМ) или других сторонних организаций, но, если осуществляют регистрацию важных для какого-либо филиала или ДЗО ОАО "РЖД" данных, то указанные сведения должны найти отражение в документации этого филиала или ДЗО).
7.2. Информация в области безопасности движения, подлежащая учету, должна документироваться, храниться и архивироваться на бумажных или иных носителях в соответствии с разрабатываемыми регламентами или требованиями системы менеджмента качества, если она имеется в организации холдинга "РЖД".
 

8. Процедуры расследования транспортных происшествий и событий и принятия мер по их предупреждению

 
8.1. Первая важная составляющая этого элемента - наличие в организации холдинга "РЖД" документированных процедур расследования и (или) разбора, а также учета транспортных происшествий и событий.
При разработке своего документированного порядка участия организации холдинга "РЖД" в служебных расследованиях транспортных происшествий и событий и разбора их результатов следует учесть одно из современных требований к выявлению причин транспортных происшествий и событий - установление нарушений безопасности движения не только из-за ошибок непосредственных исполнителей, но также из-за несоответствующей системы организации процессов, недостатков в документации, обучении персонала, контроля состояния технических средств и т.п.
8.2. Вторая составляющая рассматриваемого элемента СМБД - проведение анализа эффективности созданной СМБД со стороны руководства (независимо от оценок и анализов состояния безопасности движения, надежности технических средств и технологических процессов, которые достаточно регулярно проводятся, например, в ОАО "РЖД" и должны проводиться в ДЗО), в том числе с учетом эффективности проводимых служебных расследований и разборов нарушений безопасности движения.
В целом целесообразно разработать специальное положение о составлении и использовании анализов эффективности созданной СМБД со стороны руководства всех уровней управления организации холдинга "РЖД".
8.3. Третья составляющая рассматриваемого элемента СМБД - разработка процедур, в соответствии с которыми принимаются предупредительные меры и (или) корректируются действия, необходимые для устранения обнаруженных в ходе служебных расследований несоответствий и вызвавших их причин или уменьшения риска возникновения этих несоответствий в будущем.

9. Обеспечение ликвидации последствий транспортных происшествий и событий, информирования о них и действий в нестандартных ситуациях

 
9.1. В организациях холдинга "РЖД" должны быть установлены процедуры, обеспечивающие уверенность в том, что:
при возникновении транспортных происшествий или событий будут выполнены планы действий, адекватные возникшим транспортным происшествиям или событиям;
в случае возникновения этих транспортных происшествий или событий и в ходе ликвидации их последствий будет соблюден установленный порядок информирования и информационного реагирования на случившееся;
при возникновении нестандартных ситуаций персонал будет соблюдать установленный для таких ситуаций порядок действий.
Обеспечение выполнения данного элемента СМБД предполагает как минимум заблаговременную разработку:
соответствующих планов действий применительно к различным видам транспортных происшествий и событий;
порядка информирования и информационного реагирования на транспортные происшествия и события и на ход ликвидации их последствий;
порядка действий персонала при возникновении нестандартных ситуаций, транспортных происшествий и событий.
9.2. Первая составляющая этого элемента СМБД заключается в обеспечении выполнения планов действий при возникновении транспортных происшествий и событий и наличии установленного порядка информирования в случае их возникновения и в ходе ликвидации их последствий.
9.3. Вторая составляющая этого элемента СМБД - установление порядка действий персонала при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций (осложнение эксплуатационной обстановки с нарушением графика движения поездов, срыв графика выдачи локомотивов под составы поездов или смены локомотивных бригад, угроза безопасности движения поездов из-за внезапного несанкционированного движения незакрепленного подвижного состава с пути его стоянки или потери управления торможением поезда и др.).
 

10. Проведение внутренних и внешних аудитов СМБД

 
10.1. В организациях холдинга "РЖД" должны проводиться внутренние аудиты СМБД, для чего должны быть задействованы стандарты ОАО «РЖД» и другие нормативные документы в этой области.
При этом проведение аудитов СМБД в ДЗО силами аудиторов ОАО "РЖД" должно осуществляться на основании двусторонних регламентов взаимодействия или соглашений о взаимодействии.
10.2. Аудиты СМБД подразделяются на плановые, внеплановые или повторные.
Плановые аудиты СМБД проводятся в соответствии с утвержденным графиком.
Решение о необходимости проведения внепланового аудита СМБД или изменения срока проведения планового аудита СМБД принимается руководителем ОАО «РЖД», филиала ОАО «РЖД», руководителем структурного подразделения филиала «РЖД», утверждавшим график проведения плановых технических аудитов соответствующего уровня.
Повторный аудит СМБД может быть назначен с целью проверки устранения причин несоответствий, выявленных по результатам предыдущих аудитов, а также выполнения требуемых корректирующих и предупреждающих мероприятий (их мониторинга с указанием статуса выполнения). Повторные аудиты СМБД могут быть проведены в рамках проведения плановых или внеплановых аудитов СМБД.
10.3. Объектами аудитов СМБД являются производственные процессы и СМБД.
Аудит процессов проводят для определения степени выполнения требований, установленных в технологической документации, инструкциях, руководствах, документации СМБД для обеспечения выполнения целей и задач процессов в области обеспечения безопасности движения. Обычно проводится руководителем структурного подразделения.
Аудит СМБД проводится для определения уровня обеспечения безопасности движения в проверяемом подразделении, действующей системы управления рисками, результативности корректирующих действий, предпринятых руководителем процесса. Обычно проводится руководителями высшего звена (Департаменты, дирекции, ревизорский аппарат, службы).
Аудит проводимый ревизорским аппаратом позволяет дать оценку функционирования и развития системы менеджмента безопасности движения, качество и актуальность проведения внутренних аудитов на проверяемых предприятиях, службах и дирекциях, являющийся своеобразным индикатором развития СМБД в целом на железной дороге, что позволяет своевременно пересматривать и корректировать планы развития системы.
Под механизмами создания СМБД понимаются управленческие технологии, методы и инструменты для проведения в организации холдинга "РЖД" работ, направленных на процессы создания и функционирования СМБД.
Внутренние механизмы создания СМБД:
- привлечение консалтинговых и научно-исследовательских организаций путем использования финансовых ресурсов организации холдинга "РЖД";
- бэнчмаркинг – использование опыта других железнодорожных компаний, в том числе зарубежных, в которых функционирует современная СМБД, и адаптация этого опыта к условиям организации холдинга "РЖД";
- инновационный внутрипроизводственный климат, способствующий осуществлению внутрипроизводственных работ и услуг по перестройке системы управления за счет собственных производственных ресурсов, освоения управленческим персоналом и специалистами новых подходов к менеджменту;
- система мотивации, морального и материального стимулирования персонала к созданию и функционированию СМБД.
Каждый из указанных механизмов имеет свои положительные и отрицательные стороны, поэтому подлежат задействованию в различной мере все эти механизмы.
 
Реализация СМБД, наряду с задействованными инструментами управления, позволит обеспечить достижение основных целей организации как составной части холдинга "РЖД", заложенных в Стратегии развития и Транспортной стратегии, а также выполнение миссии компании при снижении издержек.