Система расчетов за потребленную энергию

В 2004 г. для повышения точности учета расхода электроэнергии на тягу поездов и начисления платы за ее потребление несколькими европейскими операторами инфраструктуры была разработана система Erex. В дальнейшем компании,инициировавшие ее создание, приняли решение об организации Европейского партнерства по расчетам платы за потребленную электроэнергию на железных дорогах (European partnership for railway energy settlement systems, Eress).

От Erex — к Eress 

Внедрение системы Erex и создание партнерства Eress стали важными шагами на пути к решению проблемы расчетов за электроэнергию, потребленную на тягу поездов, на всей территории Европы. Eress предоставляет услуги по точному измерению расхода энергии, что дает возможность контролировать ее фактическое потребление поездами и производить оплату на основе этих данных. Система Erex была разработана тремя операторами инфраструктуры из Скандинавских стран: норвежской  компанией Jernbaneverket, шведской Banverket (ныне Trafikverket) и датской Banedanmark. Стремясь расширить пределы предложенной первоначально концепции и возможности совместного использования информации, в 2007 г. перечисленные компании приняли решение о создании организации Eress. В 2012 г. к ее учредителям присоединилась государственная компания — оператор инфраструктуры железных дорог Бельгии Infrabel, в 2013 г. — финская транспортная администрация Liikennevirasto, в 2014 г. — Федеральные железные дороги Швейцарии (SBB, рис. 1). В 2015 г. в состав Eress вошла организация Vivens, контролирующая потребление электроэнергии на тягу поездов и ее оплату на железных дорогах Нидерландов.

Электропоезд железных дорог Швейцарии постройки компании Stadler

Рис.1. Электропоезд железных дорог Швейцарии постройки компании Stadler
(фото: ABB)

В последние годы интерес к деятельности Eress и использованию системы Erex заметно вырос. С учетом намеченных ЕС на период до 2020 г. амбициозных целей в области энергетики и уменьшения негативного воздействия на климат более широкое внедрение Erex может послужить успешному развитию международной стандартизации в Европе. Потребность в создании системы, подобной Erex, в Европе, безусловно, назрела. До сих пор во многих странах железнодорожные операторы при расчетах за потребленную  электроэнергию используют данные довольно примитивных измерений, учитывающих прежде всего массу поезда и пройденное расстояние. Получаемые результаты при этом не отличаются высокой точностью. Предъявляемые счета нередко бывают завышены, и операторы не могут проверить, насколько они соответствуют реальным показателям. Кроме того, из‑за недостаточной точности расчетов при выставлении счетов у компаний-операторов отсутствует заинтересованность в сокращении энергопотребления. Принимать какие‑либо меры, способствующие более эффективному использованию энергии, они считают бесполезным, поскольку не находят в этом никакой выгоды. Применение системы Erex позволяет решить проблему путем упорядочения расчетов за потребленную электроэнергию. Данные измерений энергопотребления поступают в Erex из большей части существующих систем учета потребления энергии, которые применяются не только в странах — участницах  Eress, но и во всей Европе. Кроме того, Erex использует данные GPS и автоматизированных систем управления движением поездов, а также информацию о ценах на электроэнергию в разных странах. Полученные сведения подвергаются проверке и систематизации, что позволяет гарантировать их корректность, прежде чем они будут приняты за основу для расчетов при следовании поезда по определенной территории. Как операторы инфраструктуры, так и операторы подвижного состава могут получить доступ к интересующим их данным через портал www.eress.eu, электронную почту и отчеты, публикуемые в соответствии с действующими нормативными документами,  что обеспечивает необходимую прозрачность расчетов.Система Erex действует с учетом  требований современных европейских стандартов и норм, включая директивы ЕС, официальные документы CENELEC, МСЖД и т. д., и может применяться для расчетов потребления электроэнергии поездами в международном сообщении. При использовании системы Erex  потребление энергии измеряется с интервалом 1 или 5 мин в зависимости от принятых в отдельных странах требований, которые устанавливает  оператор инфраструктуры. Размер платы компаний — операторов  подвижного состава определяется на основе полученных путем измерений точных данных о том, сколько электроэнергии было потреблено поездами в течение определенного времени по согласованной  цене. Такой подход мотивирует операторов сокращать энергопотребление. 

Эффективность Erex

В странах, которые первыми начали пользоваться системой Erex, ее внедрение уже дало ощутимый эффект. Государственные железные дороги Норвегии (NSB) за счет применения системы Erex с 2004 г. сократили расходы на электроэнергию примерно на 37 млн евро. В настоящее время энергопотребление на сети NSB составляет примерно 75 % уровня, отмечавшегося 12 лет назад.

Грузовой поезд оператора SNCB Logistics с электровозом семейства TRAXX

Рис. 2. Грузовой поезд оператора SNCB Logistics с электровозом семейства TRAXX

За последний год возможности  использования Erex значительно расширились. Сейчас ее можно применять при расчетах для большинства серий эксплуатируемого в Европе подвижного состава. В настоящее время Erex используется более чем на 4000 тяговых единицах,  а в ближайшие 5 лет, по прогнозам, этот показатель может удвоиться.Ряд проведенных испытаний системы Erex продемонстрировал ее несомненные достоинства. В Бельгии грузовому оператору SNCB Logistics  (рис. 2) за счет внедрения Erex удалось добиться снижения годового потребления энергии грузовыми поездами на 25 %. Кроме того, значительно повысились показатели безопасности движения. Национальное общество железных дорог Франции (SNCF) планирует провести испытания, чтобы оценить возможности использования Erex для контроля потребления электроэнергии на 50 грузовых локомотивах. В Великобритании испытания  системы проводил пассажирский оператор Virgin Trains (рис. 3). Внедрение Erex играет немаловажную роль в повышении прозрачности расчетов за электроэнергию между странами. Компания Akiem (Франция), предоставляющая подвижной состав в лизинг, сталкивалась с определенными проблемами при передаче, приеме и согласовании данных между операторами инфраструктуры железных дорог Франции и Германии.

Электропоезд серии 390 компании Virgin Trains

Рис. 3. Электропоезд серии 390 компании Virgin Trains

Использование Erex способствовало урегулированию этих проблем, при этом компания DB Energy, которая предоставляет данные измерений потребления энергии на тягу поездов при их следовании по территории Германии для формирования счетов на оплату, подтверждает эффективность  применения системы. 

Перспективы

 В 2015 г. на проходившем в Нидерландах  ежегодном форуме Eress было отмечено, что Erex готова выполнять функции стандартной системы для расчетов за электроэнергию,  потребленную на тягу поездов, на всем европейском континенте. Высказывалось также пожелание о расширении числа участников организации. Нормативные документы, регулирующие  расчеты за потребленную электроэнергию между компаниями из разных стран Европы, в настоящее время совершенствуются. В частности, обязательным становится требование об установке измерительного оборудования на подвижном составе. Несомненно, это позитивная тенденция. Однако пока факты привлечения операторов к подобным измерениям представляются скорее исключением, чем правилом. Следовало бы сделать точное измерение потребления энергии и расчет оплаты на его основе нормой. Одна из ключевых целей Eress — содействие более широкому обмену информацией между странами- участницами. Эта задача рассматривается как фундаментальный шаг в направлении развития и совершенствования системы Erex и укрепления партнерства. Члены организации немало сделали для расширения функциональных возможностей и совершенствования характеристик Erex, при этом обмен данными имеет особо важное значение для продолжения совместной
работы. Измерение потребления энергии — лишь небольшая часть деятельности Eress. Ее участники обсуждают немало других общих проблем, касающихся повышения эффективности использования энергии, и работают над их практическим решением. Операторы инфраструктуры, входящие в состав Eress, стремятся совместно использовать имеющиеся идеи и ресурсы, а не конкурировать друг с другом. Обмен информацией способствует совершенствованию системы Erex, что выгодно всем участникам. В мае 2016 г. ежегодный форум Eress прошел в Мадриде — столице государства, железнодорожные компании которого пока не приняты в состав организации. Одной из важнейших его целей было привлечение к сотрудничеству операторов инфраструктуры и подвижного состава из разных стран. К обсуждению концепции ее дальнейшей деятельности были приглашены Европейское железнодорожное агентство (EUAR), Европейская комиссия, МСЖД, Сообщество европейских железных дорог и операторов инфраструктуры (CER), Европейская ассоциация операторов инфраструктуры (EIM), Международное энергетическое агентство (IEA), а также представители университетов. В краткосрочной перспективе Eress видит своей целью дальнейшее совершенствование системы Erex, например путем ее дополнения единой подсистемой сбора данных, при использовании которой показания всех счетчиков электроэнергии, установленных на подвижном составе, можно будет передавать непосредственно в Erex. Когда в проекте участвуют многие операторы и ежедневно накапливаются данные измерений о тысячах выполненных рейсов поездов, все заинтересованные организации могут получить достаточно полную картину и анализировать, сколько энергии потребляется в целом и что можно сделать для уменьшения этого показателя в интересах всего европейского континента.
Материалы Eress International Railway Journal, 2016, № 6,