СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ХОЛДИНГА «РЖД»

В 2016 году по целому ряду поручений Президента и директив Правительства Российской Федерации на ОАО «РЖД» возложены обязательства по наращиванию эффективности, в том числе за счет повышения качества управления по таким направлениям, как:
  • повышение эффективности и качества управления дочерними обществами ОАО «РЖД»;
  • управление эффективностью инвестиционной и операционной деятельности;
  • внутренний контроль и аудит;
  • управление рисками;
  • управление качеством и инновациями.
Правительство РФ  в качестве акционера ОАО «РЖД» уделяет большое внимание развитию корпоративного управления в компании.
Корпоративное управление - это понятие, охватывающее систему взаимоотношений между исполнительными органами акционерного общества, его советом директоров, акционерами и другими заинтересованными сторонами.
Корпоративное управление является инструментом для определения целей общества и средств достижения этих целей, а также обеспечения эффективного контроля за деятельностью общества со стороны акционеров и других заинтересованных сторон.
О системе корпоративного управления холдинга «РЖД»
Система корпоративного управления холдинга «РЖД» имеет два уровня.
Первый уровень – это непосредственно корпоративное управление основным обществом холдинга – ОАО «РЖД», понимаемое как система взаимоотношений Компании с собственником – государством.
Под вторым уровнем системы корпоративного управления понимается корпоративное управление дочерними и зависимыми обществами ОАО «РЖД»,
совершенствованию которого в настоящее время придаётся особенно большое значение.
В рамках созданной системы корпоративного управления используются самые лучшие практики корпоративного управления. В их число входят:
  • привлечение к работе в советах директоров дочерних обществ независимых директоров.
  • предварительное рассмотрение вопросов комитетами при советах директоров
О Кодексе корпоративного управлении
21 марта 2014 г. Банком России был утвержден Кодекс корпоративного управления. Правительство РФ  поручило двенадцати крупнейшим компаниям с государственным участием, в том числе ОАО «РЖД», внедрить положения Кодекса в свою деятельность.
В рамках этого поручения был проведен анализ соответствия стандартов корпоративного управления, действующих в компании, ключевым положениям Кодекса. Анализ подтвердил высокий уровень корпоративного управления ОАО «РЖД», который соответствует 68% (для сравнения: рекомендованный Росимуществом минимальный уровень составляет 65%).
Кодекс корпоративного управления – это ориентир для дальнейшего совершенствования корпоративного управления в холдинге «РЖД».
Приоритетной задачей на 2016 год является внедрение положений Кодекса, направленных на повышение внутренней эффективности за счет использования передовых принципов и практик управления. К ним относятся, прежде всего:
  • развитие системы управления рисками, в том числе связанными с условиями заключенных договоров с заказчиками и поставщиками материалов и услуг, с действующими принципами делегирования полномочий;
  • развитие системы внутреннего контроля;
  • внедрение принципов деловой и бизнес-этики, включая антикоррупционную составляющую;
  • развитие сбалансированной и прозрачной системы мотивации руководящих работников, основанной на ключевых показателях деятельности.
О системе управления рисками
Важное место в этой работе занимают совершенствование системы управления рисками и применение процессного подхода в управлении.
Эффективная система управления рисками и внутреннего контроля является объектом внимания со стороны регулятора, и Правительство РФ предъявляет к ней специальные требования.
Это связано с тем, что система управления рисками – надежный и практичный инструмент контроля достижения поставленных перед компанией целей. Она создает условия для своевременного реагирования на проблемные ситуации, надежную среду и процедуры, обеспечивающие соблюдение компаниями требований законодательства и эффективного функционирования процессов.
Инвесторы и регуляторы рассматривают систему корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля как важный инструмент обеспечения финансовой устойчивости компаний и их долговременного успешного развития.
Цель управления рисками – формирование максимальной устойчивости всех видов деятельности компании. Основная задача управления рисками –идентификация рисков и воздействие на них.
Развитие системы управления рисками в ОАО «РЖД»
Наибольшее влияние на систему управления рисками в ОАО «РЖД» традиционно оказывали надзорные требования в области безопасности производственных процессов.
Сегодня работа с рисками поставлена в ОАО «РЖД» на высоком уровне: в 2010 году была принята Политика управления финансовыми рисками ОАО «РЖД», в 2012 году – Функциональная стратегия по управлению рисками ОАО «РЖД», в январе 2013 года появилась Стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса.
В 2015 году по поручению Президента РФ было разработано Положение о системе управления рисками ОАО «РЖД». Документ подготовлен с учетом требований федеральных законов и других нормативных правовых документов Российской Федерации, передовой международной и отечественной практики в области управления рисками (например, Стандарта «Управление рисками организаций» (COSO ЕRМ), принятого Комитетом спонсорских организаций Комиссии Тредвея), методических указаний Федерального агентства по управлению государственным имуществом и нормативных документов ОАО «РЖД».
Следующим этапом процесса развития системы управления рисками является интеграция системы риск-менеджмента во все производственные и управленческие процессы компании и взаимоувязка внутреннего контроля и управления рисками.