Сооружение второго пути Кругобайкальской железной дороги (участок станция Байкал – станция Танхой)

Предложение о постройке второго пути на всем протяжении Сибирских железных дорог по докладу министра путей сообщения было одобрено Императором 30 сентября 1904 г.
В 1908 г. под руководством В.А. Савримовича начались изыскания для укладки второго пути на участке станция Байкал – село Култук.
В результате изысканий предполагалось выявить возможность отнесения железнодорожного пути от опасных обвальных участков. В виду того, что второй путь проектировали уложить ближе к Байкалу, на западном участке были проведены специальные исследования размеров и действия волнобоя.
Общий объем земляных работ на западном участке определялся примерно в 1,8 млн. куб. м. Сметная стоимость работ составляла 14,5 млн. руб. Предстояло в отдельных местах перенести и первый, и второй путь на новое место, построить мосты и подпорные стенки из камня и железобетона. В тоннелях необходимо было
 
2-й путь. Тоннель 18 бис. Иркутская сторона
2-й путь. Тоннель 18 бис. Иркутская сторона
 
выработать остатки горной породы, оставшейся на месте второго пути, завершить облицовку сводов и стен, закончить некоторые порталы.
Первоначально предполагавшееся изменение расписания для производства строительных работ не вступило в силу. Соседние железные дороги
не захотели подстраиваться под ночной режим эксплуатации Кругобайкальского участка. Поэтому работы велись одновременно с пропуском поездов по первому пути, усилив при этом безопасность движения посредством введения новых должностей в штатное расписание. Но перерывы в движении поездов случались как запланированные, так и незапланированные,
и тогда на помощь приходили паром-ледокол
«Байкал» и ледокол «Ангара».
В 1908 г. организована Главная строительная контора по сооружению второго пути
на Забайкальской железной дороге. Она подчинялась и финансировалась Управлением дороги.
2-й путь. Тоннель 21. Двойная Губа. Култукский портал
2-й путь. Тоннель 21. Двойная Губа. Култукский портал
 
В 1910 г. начало функционировать Управление работ по постройке второго пути Кругобайкальской железной дороги. Управление состояло из: канцелярии, Технического отдела, Счетного отдела, материальной части, юрисконсультской части, санитарной части и отдела постройки телеграфа. Начальниками работ были
руководители Забайкальской железной дороги Ф.И. Кнорринг (1911 – 1914 гг.), а затем
Н.С. Зурабов (1914 – 1915 гг.).
На строительстве работали люди различных сословий (крестьяне, рабочие, мещане) со всей России, в том числе в общей сложности около 1 500 арестантов.
Сооружение второго пути вокруг Байкала велось с лета 1911 г. по осень 1915 г., хотя
по предварительному плану предполагалось завершить работы осенью 1914 г.
Это отразилось и на строительном материале, из которого воздвигнуты искусственные сооружения. Камень и металл во многих случаях
заменил железобетон. Дополнительно были построены два тоннеля, несколько каменные галерей, три железобетонные галереи, виадуки и мосты, акведук и другие искусственные сооружения. Стальная колея укладывалась
на специально отсыпанную насыпь, во многих местах укрепленную подпорными стенками.
С 1 августа 1915 г. Главная строительная контора была ликвидирована. Ликвидационный отдел был организован при Главной бухгалтерии Забайкальской железной дороги.
Осенью 1915 г. были закончены все работы. 9 ноября 1915 г. второй путь был передан
в ведение Забайкальской железной дороги. По участку Байкал – Слюдянка-2 Кругобайкальской железной дороги транзитные
поезда прекратили ездить в июле 1956 г. С тех пор эти 84 км представляют особый интерес для всех желающих увидеть чудо русской инженерной мысли и изумительный кусочек Байкала.
Восточный участок Слюдянка - Мысовая является действующим участком Транссиба.
2-й путь. Тоннель 18 бис. Иркутская сторона. Поселок
2-й путь. Тоннель 18 бис. Иркутская сторона. Поселок