Состояние железнодорожного транспорта в постсоветский период с 1991 года по настоящее время

Состояние железнодорожного транспорта в постсоветский период
с 1991 года по настоящее время
 
      После распада Советского Союза в России осталось 17 железных дорог с общей протяженностью сети 87,6 тыс. км. При этом была в существенной мере ликвидирована техническая база железнодо­рожного транспорта. Единственный завод, выпускавший электро­поезда для пригородного движения (Рижский завод), оказался в дру­гом государстве. Завод в Рустави, выпускавший электровозы серии ВЛ, отделился от России вместе с Грузией. Так многие заводы и про­изводственные мощности, работавшие на железнодорожный транс­порт, оказались вне России. Кроме того, железнодорожный транс­порт Советского Союза получал пассажирские электровозы из Че­хословакии, грузовые вагоны — из Польши, пассажирские вагоны — из ГДР, маневровые тепловозы и дизель-поезда для пригородных перевозок — из Венгрии, путевые машины и крановую технику — из Болгарии. Все это прекратилось вследствие распада СССР и после­довавшего за этим распада союза восточно-европейских государств. После 1991 г. в течение десяти лет железнодорожный транспорт практически ничего не получал и работал лишь на той технике, что существовала на тот период.
Начиная с 1992 г., железнодорожная сеть России сократилась на 1,5 тыс. км и к 2000 году ее протяженность составила 86 тыс. км.
Оборот вагона в 1999 г. был равен 9 суткам. Объем перевозок за этот период резко упал (в 2,5 раза), что привело к большой избыточности основных фондов (сооружений и техники). Это тяжким бременем легло на железные дороги. В 1998 г. падение объема перевозок пре­кратилось, и наметилась тенденция к их росту. В 1999 г. по сравне­нию с 1998 г. погрузка грузов выросла на 13,5 %, грузооборот — на 11,5 %. Эта тенденция роста перевозочной работы продолжалась вплоть до начала экономического кризиса 2008 г.
После 2000 г. МПС РФ стало предпринимать шат для укрепле­ния материальной базы железнодорожного транспорта. Освоен вы­пуск электропоездов на заводах в Торжке и Демихово. Проходят ис­пытания тепловозы и электровозы новых конструкций. Проводятся работы по электрификации и строительству новых железнодорож­ных линий. Однако это пока не может существенно повлиять на об­щее состояние железнодорожного транспорта.
Железнодорожный транспорт испытывает сейчас большие труд­ности. За период с 1992 г. износ основных производственных фон­дов вырос с 36 % до 75 %. Возник дефицит подвижного состава. Пас­сажирские перевозки, в том числе пригородные, прочно перешли в разряд убыточных.
Поиск выхода из создавшегося положения привел к коренному реформированию железнодорожного транспорта.
В 1998 г. была принята «Концепция структурной реформы феде­рального железнодорожного транспорта», которая в настоящее вре­мя претворяется в жизнь. Правительство определило следующие цели структурной реформы:
  • повышение устойчивости работы железнодорожного транспор­та, его доступности и безопасности, качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства стра­ны и общенационального экономического развития;
  • снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на пере­возки грузов железнодорожным транспортом; удовлетворение рас­тущего спроса на грузовые и пассажирские перевозки.
В 2003 г. у МПС были изъяты производственно-хозяйственные функции и вместе со всем имуществом железнодорожного транспор­та переданы вновь учрежденному открытому акционерному обще­ству «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), все акции кото­рого находятся в собственности государства. Железные дороги ста­ли филиалами ОАО «РЖД». На рынок транспортных услуг теперь допускаются так называемые независимые перевозчики в виде опе­раторских компаний, владеющих вагонами, которые принима­ют грузы к перевозке и вносят ОАО «РЖД» плату за использование железнодорожной инфраструктуры. Выводятся за рамки железно­дорожного транспорта и передаются другим ведомствам предприя­тия (заводы, мастерские, ремонтные мощности, жилой фонд и др.), напрямую не связанные с перевозочным процессом. Существенно сужается социальная сфера (здравоохранение, образование, дома культуры, санатории, базы отдыха, спортивные учреждения и др.). В рамках ОАО «РЖД» создаются дочерние компании, в которых со­средотачиваются отдельные сферы деятельности железнодорожно­го транспорта. Первые из них «Рефсервис» и «Трансконтейнер», в дальнейшем первая грузовая компания.
В 2004 г. Министерство путей сообщения было расформировано, а его государственные функции переданы Министерству транспор­та РФ и Федеральному агентству железнодорожного транспорта.
Ключевой задачей ОАО «РЖД» является повышение эффектив­ности перевозочного процесса и достижение высоких экономичес­ких результатов. В ряду принимаемых для решения этой задачи мер одно из ведущих мест отводится применению более совершенных методов эксплуатации железных дорог, внедрению компьютерных методов управления и информационных технологий.