Структура управления перевозками

На железнодорожном транспорте России исторически сложилась следующая производственная структура. Линейные подразделения (станции, вагонные и локомотивные депо, дистанции сигнализации и связи и др.) объединяются в отделение железной дороги. Несколько отделений входит в состав железной дороги. Все железные дороги вхо­дят в качестве филиалов в состав Открытого акционерного обще­ства «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), Соответственно система управления перевозками имеет четыре уровня управления: линейный, отделенческий, дорожный и сетевой.

Система управления на железнодорожном транспорте сочетает территориально-административный и производственно-отраслевой (функциональный) принципы построения. Территориально-адми­нистративный принцип означает деление железнодорожной сети страны на дороги и отделения; производственно-отраслевой пред­полагает руководство со стороны департамента РЖД соответствую­щими службами дорог, а через них — отделами отделений или ли­нейными предприятиями, и ответственность за их работу.

Для руководства отдельными отраслями железнодорожного хо­зяйства в Центральном аппарате РЖД имеются департаменты: уп­равления перевозками (ЦД), пассажирских сообщений (ЦЛ), локо­мотивного хозяйства (ЦТ), вагонного хозяйства (ЦВ), пути и соору­жений (ЦП), безопасности движения и экологии (ЦРБ); грузовой и коммерческой работы (ЦМ), сигнализации, связи и вычислитель­ной техники (ЦШ), информатизации и корпоративных процессов управления (ЦКИ), электрификации и энергоснабжения (ЦЭ), про­ектирования и капитального строительства (ЦУКС)., экономики (ЦЭУ), финансовое (ЦФ); кадров и др.

Эксплуатационную деятельность железных дорог координирует и направляет Департамент управления перевозками и входящий в его состав Центр управления перевозками (ЦУП), в котором разра­батываются графики движения и планы формирования поездов, ме­сячные технические нормы эксплуатационной работы железных до­рог, решаются оперативные вопросы управления перевозками.

В настоящее время железнодорожный транспорт находится в про­цессе реформирования, целью которого является вовлечение его в сферу рыночной экономики. На первом этапе реформирования про­изошло выделение из Министерства путей сообщения всей инфра­структуры железных дорог, а также производственно-хозяйственных функций и функций управления работой железнодорожного транс­порта. Инфраструктура и эти функции переданы вновь созданному ОАО «РЖД», 100 % акций которого принадлежат государству. Во вре­мя второго этапа произошло учреждение и становление операторских компаний — коммерческих предприятий, владеющих вагонами, ко­торым дано право принимать грузы к перевозке в этих вагонах и пользоваться доходом за счет вагонной составляющей тарифа (платы за перевозку). Операторские компании перевозят, как правило, толь­ко высокодоходные грузы (нефтяные, лесные, металл и др.), что обес­печивает им высокий уровень рентабельности. На третьем этапе ре­формирования происходит выделение в составе ОАО «РЖД» самосто­ятельных структур в виде дочерних зависимых обществ, выполняющих отдельные виды производственной деятельности РЖД. Это Федераль­ная пассажирская дирекция, дирекции «Трансконтейнер», «Рефсервис» и др. Структура управления всей деятельностью РЖД на основе департаментов в основном сохранена.

ОАО «РЖД» после упразднения МПС контролируется Министер­ством транспорта РФ (Минтранс России), в составе которого создано Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор). В ведении этого агентства остаются следующие основные функции:

  • разработка и реализация государственной политики, направлен­ной на максимальное удовлетворение спроса потребителей услуг железнодорожного транспорта;

  • создание условий для устойчивой работы железнодорожного транспорта с целью обеспечения жизнедеятельности всех отраслей эко­номики, обороноспособности и национальной безопасности страны;

  • разработка стандартов и норм, определяющих порядок функ­ционирования железнодорожного транспорта;

  • участие в разработке и реализации государственных программ транспортной системы страны (в тесном сотрудничестве с другими министерствами и ведомствами, в частности, Министерством транс­порта РФ);

  • осуществление контроля и участие в реализации Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России»;

  • подготовка предложений по тарифной политике на железнодо­рожном транспорте для внесения на рассмотрение Правительства Российской Федерации;

  • развитие высшего и среднетехнического профессионального образования и др.

В рамках Росжеддора Минтранса России созданы семь террито­риальных управлений — Северо-Западное (Северная, Октябрьская, Калининградская железные дороги), Центральное (Московская, Юго-восточная), Приволжское (Горьковская, Куйбышевская), Юж­ное (Северо-Кавказская, Приволжская), Уральское (Свердловская, Южно-Уральская), Сибирское (Западно-Сибирская, Красноярская, Восточно-Сибирская), Дальневосточное (Дальневосточная, Забай­кальская, Сахалинская).

Основными функциями территориальных органов являются: государственный контроль и надзор за соблюдением на железно­дорожном транспорте законов РФ и нормативных актов Минтранса России, регулирующих деятельность железнодорожного транспор­та, в том числе правил по безопасности движения, экологической, промышленной безопасности;

лицензирование отдельных видов деятельности и контроль над выполнением лицензионных требований;

взаимодействие с представителем Президента Российской Феде­рации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам формирования и реализации государствен­ной политики в области железнодорожного транспорта;

осуществление контрольно-ревизионной деятельности в феде­ральных государственных предприятиях и федеральных государ­ственных учреждениях Минтранса России.

ОАО «РЖД» включает в себя филиалы — железные дороги со всей их инфраструктурой, а также функциональные филиалы, в число которых входят перевозочные компании, предприятия технико-эко­номического и финансового обеспечения, строительные тресты, дирекции и проектные институты, ремонтные заводы, заводы путе­вой техники и материалов, предприятия информатизации и связи, социальной сферы, проектно-конструкторские бюро и научно-ис­следовательские институты. Общество имеет представительства в иностранных государствах: КНДР, КНР, Польше, Чехии, Финлян­дии, Венгрии, Эстонии. Оно вправе также иметь дочерние предпри­ятия. Входящие в ОАО «РЖД» филиалы и предприятия (кроме до­
черних) являются неотъемлемыми его частями и не имеют самосто­ятельного юридического лица.

На высшем (сетевом) уровне управления в ОАО «РЖД» создан Центр управления перевозками (ЦУП), в котором сосредоточены вся работа по оперативному управлению железнодорожными перевоз­ками и контроль над деятельностью дорожных единых центров дис­петчерского управления (ДЦУП).

ОАО «РЖД» руководит всей производственной деятельностью железнодорожного транспорта через управления железных дорог. На дорогах имеются соответствующие департаментам от­раслевые службы: служба перевозок (Д), локомотивного хозяйства (Т), вагонного хозяйства (В), пассажирская (Л) и т.д. На отделениях дорог соответственно отраслевым службам организуются отделы: пе­ревозок (НОДН), локомотивный (НОДТ), пути (НОДП) и т.д. В со­ставе отдела перевозок имеется центр управления местной работой (ЦУМР). В скобках указаны принятые на железнодорожном транс­порте буквенные (телеграфные) обо­значения, которые присвоены руко­водителям соответствующих подраз­делений. Такие обозначения имеют все должностные лица. Так, начальник железной дороги — Н, началь­ник отделения дороги — НОД, начальник станции — ДС, дежурный по станции — ДСП и т.д.

Управление дороги руководит производственной деятельностью низовых подразделений через отделения, а соответствующие отрас­левые службы — через отделы отделений. Службы на дорогах и отде­лы на отделениях дорог подчинены соответственно начальникам дорог и отделений.

Структурная схема управления перевозочной работой в ОАО «РЖД»: Ц — президент ОАО «РЖД»; ЦД — ру­ководитель Департамента управления перевозками ОАО «РЖД»; ЦУП — на­чальник Центра управления перевозка­ми ОАО «РЖД»; Н — начальник желез­ной дороги; Д — начальник службы пе­ревозок дороги; ДЦУП — начальник дорожного центра управления перевоз­ками; НОД — начальник отделения до­роги; НОДН — начальник отдела пере­возок отделения дороги; ЦУМР — на­чальник Центра управления местной работой отделения дороги; ДС — на­чальник станции; ДСЦ — маневровый диспетчер станции; ДСП — дежурный по станции.

В структуре управления железнодорожным транспортом особое место занимает служба перевозок. Если локомотивное, вагонное или путевое хозяйства обязаны содержать в исправном состоянии опре­деленный вид технических средств транспорта, то служба перевозок занимается эксплуатацией технических средств для выполнения пла­на перевозок грузов и пассажиров. Эта служба организует движение поездов и работу локомотивов, эффективное использование ваго­нов, перегонных и станционных путей, устройств сигнализации, свя­зи, вычислительной техники и др. В процессе руководства перево­зочным процессом служба перевозок объединяет и координирует работу других служб. Руководители службы перевозок наряду со зна­нием техники, экономики железнодорожного транспорта и теоре­тических основ эксплуатации должны обладать организационными навыками и волевыми качествами, быть инициативными, уметь, быстро и правильно оценив обстановку, принять необходимые ре­шения и организовать их выполнение.

В состав службы перевозок дороги входят технический и опера­тивно-распорядительный отделы. Технический отдел (ДТ) занимается графиком движения, планом формирования, вопросами безопаснос­ти движения, развития пропускной и провозной способности дороги, организации работы станций. Оперативно-распорядительный отдел (ДГ) осуществляет круглосуточный контроль за движением поездов и использованием локомотивов. В этом отделе работают дежурные по­мощники начальника отдела по направлениям (диспетчерским кру­гам) ДГПН и дежурный помощник начальника отдела (ДГП), ведаю­щий эксплуатацией локомотивов. В настоящее время ДГ входит в со­став ДЦУП, где сосредоточены также участковые поездные диспетчеры (ДНЦ), локомотивные (ТНЦ) и энергодиспетчеры (ЭНЦ).

В НОДН технический сектор и старший инженер по безопасности движения подчинены заместителю начальника отдела по техничес­кой работе. Оперативной работой руководит дежурный по отделе­нию (ДНЦО).

Основной линейной производственной единицей службы пере­возок является станция. Административно ДС подчинен НОДу. Опе­ративное руководство работой станции осуществляет дежурный по станции (ДСП). На крупных сортировочных станциях оперативное руководство работой смен возлагается на станционных (ДСЦС) и маневровых (ДСЦ) диспетчеров.

Для улучшения работы с клиентурой созданы Центры фирмен­ного транспортного обслуживания (ЦФТО).

Наряду с пассажирскими службами созданы дирекции по обслу­живанию пассажиров (ДОП) в дальнем и пригородном сообщениях.