Технологический процесс работы станции

        Технологическим процессом называется система организации работы станции, основанная на эффективном использовании тех­нических средств и подвижного состава. Технологический процесс разрабатывается с учетом следующих принципов:
параллельное выполнение максимального числа операций по всем элементам обработки поездов и переработки вагонопотоков;
непрерывность последовательно выполняемых операций с мини­мальными межоперационными интервалами;
взаимодействие между прилегающими перегонами и парками станции на основе соответствия пропускной и перерабатывающей способности взаимодействующих элементов;
научная организация производства, обеспечивающая повышение производительности труда, снижение себестоимости перевозок и улучшение условий труда работников станции;
технически обоснованные нормы времени нахождения вагонов на станции и нормативы на выполнение производственных операций.
В технологическом процессе приводятся техническая и эксплу­атационная характеристики станции, отражаются объемы и харак­тер работы, порядок информационного обеспечения и планирова­ния поездной и грузовой работы станции. В технологическом про­цессе излагается система оперативного руководства движением поездов и маневровой работой, порядок обработки местных ваго­нов, обслуживания подъездных путей, а также особенности рабо­ты в зимних условиях.
Важным вопросом при разработке технологического процесса является установление специализации путей и парков, обеспечива­ющей рациональное использование путей, создание условий для бе­зопасного движения поездов и маневровых составов, наименьшее число пересечений поездных и маневровых маршрутов. На сорти­ровочных станциях выделяют отдельные парки путей для приема поездов, накопления вагонов по назначениям плана формирования, для отправления поездов.
Технологический процесс разрабатывают на основе графика дви­жения, плана формирования поездов, объема работы станции, тех­нического оснащения и других исходных данных, определяемых ус­ловиями работы конкретной станции. Разрабатывает его ДС с учас­тием руководителей локомотивного и вагонного депо, дистанций пути, сигнализации и связи, энергоснабжения, механизации погру­зочно-выгрузочных работ. При разработке технологического процес­са за основу принимаются Типовые технологические процессы со­ответствующих станций, издаваемые ОАО «РЖД».
Технологический процесс крупных пассажирских, сортировочных и грузовых станций утверждается начальником дороги, остальных (II и III классов) — начальником отделения дороги. Для промежу­точных станций, обгонных пунктов и разъездов (IV и V классов) тех­нологические процессы не разрабатывают. Для них в НОДН состав­ляют технологические карты, в которых определяют порядок работы сборных и вывозных поездов. Технологические процессы и техно­логические карты периодически корректируют в зависимости от из­менения технического оснащения станций, графика движения и плана формирования поездов.
На основе технологического процесса работы станции для ра­ботников основных профессий составляют карты организации труда. В них указывают порядок действий и нормы времени на выполнение каждой технологической операции, приемы работы, обеспечиваю­щие наиболее рациональные условия труда и безопасность движе­ния. В картах организации труда приводят перечень инструментов, материалов и приспособлений, которые применяют при выполнении определенных операций, указывают порядок пользования ими и их хранения; перечисляют требования к оснащению рабочего места; оп­ределяют условия освещения, оборудования стеллажей для хранения инструментов, приспособлений, запасных частей и др.
Составлению карт организации труда предшествует изучение пе­редовых методов труда работников массовых профессий: составите­лей поездов, регулировщиков скорости движения отцепов, прием­щиков поездов, приемосдатчиков груза и багажа, дежурных стрелоч­ных постов, операторов сортировочных горок и станционных тех­нологических центров (СТЦ).