Трамвай-поезд в Карлсруэ

 
 
От трамвая — к городской железной дороге
Концепция подвижного состава CityLink компании Vossloh применима как для городских трамвайных сетей и пригородных линий, так для регионального сообщения в городских агломерациях с высокой плотностью населения. При поездках пассажиров из пригорода в центральную часть города отпадает необходимость в пересадках.
Разработчики такого подвижного состава учли специфические условия  эксплуатации городского транспорта, например соблюдение требований к обзорности, а также к характеристикам тягового привода, рассчитанного на частые пуски и остановки. Наряду с этим учитывались также требования к эксплуатации пригородных и магистральных железных дорог. В качестве  одного из примеров можно привести наличие в лобовой части поезда двух сминаемых элементов, которые, например, могут поглотить энергию столкновения с 80тонным грузовым вагоном на скорости до 25 км/ч настолько, что не возникнет опасности ни для машиниста, ни для пассажиров. Таким образом, поезд CityLink может с достаточной гибкостью эксплуатироваться на инфраструктуре обоих видов.
 
Поезд CityLink NET 2012 на выставке InnoTrans 2014
 
Трамвай-поезд
Эти критерии оказались решающими при заказе транспортным предприятием Карлсруэ (VBK) и компанией Albtal-Verkehrs-Gesellschaft (AVG) 25 поездов системы CityLink последней модификации NET 2012 в октябре 2011 г. Поставки осуществляет консорциум дочерних компаний Vossloh Kiepe и Vossloh Espana. Кузова и тележки изготавливаются в Валенсии (Испания), а электрическая часть  — в Дюссельдорфе (Германия).
 
Рельсовый транспорт в Карлсруэ
Город Карлсруэ имеет развитую трамвайную сеть и линии городской железной дороги. В центральную часть города легко попасть на одном из семи маршрутов трамвая или поездом городской железной дороги. В пригороды Карлсруэ идут линии, полностью электрифицированные на постоянном токе напряжением 750 В, а также такие, где система постоянного тока сменяется тяговым электроснабжением переменного напряжением 15 кВ, частотой 16,7 Гц. Компания Vossloh разрабатывала поезд NET 2012 специально для условий эксплуатации в Карлсруэ и его окрестностях. Новый поезд для одностороннего движения состоит из трех сочлененных секций с пультом для маневровых передвижений в хвостовой кабине. Поезда, работающие на линиях постоянного тока, имеют пониженный уровень пола более чем на 80 % площади и могут эксплуатироваться на всех трамвайных линиях внутри города, а также на региональных линиях городской железной дороги S1/S11 между станциями Хохштеттен и Бад-Херренальб или Иттерсбах. При этом поезд NET 2012 хорошо приспособлен как к условиям, требующим маневренности и частых торможений на трамвайных линиях, так и к условиям движения по региональным линиям со скоростью до 80 км/ч.
 
Обеспечение беспрепятственной посадки и высадки инвалидов на колясках
Пониженный уровень пола поезда NET 2012 удобен для платформ высотой 340 мм на трамвайных остановках в Карлсруэ. Благодаря этому поездом могут беспрепятственно пользоваться пассажиры с ограниченными возможностями передвижения, а также пассажиры с детскими колясками. Беспрепятственность посадки пассажиров обеспечивается большим процентом площади пола пониженного уровня. Многофункциональные отделения в пассажирском салоне имеют достаточно места для инвалидов на колясках, а также для велосипедов и детских колясок.
 
Общее описание поезда NET 2012 и его компонентов
Каждая из крайних секций трехсекционного поезда опирается на одну двухосную моторную тележку, а средняя — на две двухосные немоторные. Тележки, оборудованные пневматической подвеской во второй ступени, имеют традиционное исполнение с поперечно расположенными тяговыми двигателями и упругой карданной передачей с полым валом. С помощью главной поперечной балки и сферического шкворневого узла тележки связаны с кузовами секций. Диаметр новых колес составляет 680 мм. Компактная конструкция тележек и их жесткая на кручение сварная рама в сочетании с пневматической подвеской обеспечивают высокую плавность хода. Таким образом, поезд NET 2012 отвечает соответствующим современным требованиям в отношении комфортности поездки как на линиях трамвайной сети, так и на магистральных региональных линиях. Общая длина поезда 37 200 мм, ширина — 2650 мм. Высота поезда над УГР составляет 3655 мм, база тележки — 1900 мм. В распоряжении пассажиров имеется 106 мест для сидения и 166 мест для едущих стоя при плотности размещения 4 чел./м2. Из общего числа мест для сидения 24 являются откидными, что позволяет более гибко использовать площадь салона.
 
Технические данные поезда CityLink NET 2012

Параметр

Значение параметра

Напряжение в контактной сети постоянного тока, В

750

Напряжение в цепях управления постоянного тока, В

24

Мощность тяговых двигателей, кВт

4 × 125

Вторичное рессорное подвешивание

Пневматическое

Максимальная скорость, км/ч

80

Ширина колеи, мм

1435

Масса тары, т

58

Число мест для сидения

106 (82 + 24 откидных)

Число мест для едущих стоя (4 чел./м2)

166

Многофункциональные отделения

5

Допуск к эксплуатации

BOStrab/EBO

 
Поезд нормальной колеи, оборудованный приводом из четырех тяговых двигателей мощностью 125 кВт каждый, развивает максимальную скорость 80 км/ч и рассчитан на преодоление максимального уклона 6 %. В состав тормозной системы входят рабочий электродинамический тормоз, гидравлический тормозной механизм с пружинным энергоаккумулятором на моторных и поддерживающих тележках, а также восемь комплектов магнитно-рельсового тормоза.
 
Системы активной и пассивной безопасности
Моторвагонный поезд, предназначенный для одностороннего движения, имеет пять двухстворчатых входных дверей с одной стороны. Двери имеют просвет 1300 мм и обеспечивают доступ в пассажирский салон с пониженным уровнем пола, оборудованный системой кондиционирования воздуха. Машинист имеет доступ на свое рабочее место, также оборудованное кондиционером, либо через одну из дверей пассажирского салона, либо через дверь с боковой стороны кабины. Эргономика кабины машиниста разрабатывалась в сотрудничестве с транспортным предприятием. Одним из важных условий безопасной  эксплуатации является беспрепятственный обзор для машиниста. Это условие считается выполненным, если согласно инструкции машинист со своего рабочего места может отчетливо видеть ребенка ростом 1,2 м, стоящего
перед вагоном на расстоянии 0,3 м. Это нормативное требование выполняется на поезде NET 2012 благодаря тонким передним стойкам кузова и удобному расположению контрольных приборов на панели управления. К системам безопасности относятся также упоминавшиеся ранее сминаемые энергопоглощающие элементы. Приборы автоматической сцепки в лобовых частях кузова, используемые для работы по системе многих единиц, в нерабочем состоянии пневматически убираются внутрь и закрываются фронтальным кожухом, чтобы не создавать угрозы для автотранспорта во время работы в режиме трамвая.
 
Тяговое и электрическое оборудование
Моторвагонный поезд NET 2012 оборудован четырьмя тяговыми импульсными преобразователями на биполярных транзисторах с изолированным затвором (IGBT). Преобразователи расположены попарно в компактных корпусах на крыше вагона. Каждый из преобразователей обеспечивает энергией один из четырех трехфазных асинхронных двигателей с естественным охлаждением, расположенных на моторных тележках. В корпусах на крыше вагона, кроме тягового оборудования, находятся также преобразователь питания бортовой сети и аккумуляторная батарея. При общей мощности привода 500 кВт поезд
NET 2012 достигает ускорения 0,6 м/с2 в диапазоне скорости от 0 до 80 км/ч. Замедление при работе динамического тормоза составляет 1,6 м/с2. Наряду с современным тяговым и бортовым оборудованием поезд оснащен не менее совершенными системами управления, отопления, кондиционирования воздуха и вентиляции как для пассажирского салона, так и для кабины машиниста, а также устройствами для обеспечения безопасности движения поезда, системами информирования пассажиров и видеонаблюдения. Все электрическое оборудование разработано и изготовлено компанией Vossloh Kiepe и поставлено на место сборки поездов в Валенсию.
 
Типовые испытания
Новые поезда проходят типовые испытания в Валенсии и Карлсруэ. В их программу входила также проверка работоспособности систем отопления, кондиционирования и вентиляции на испытательном стенде в Вене. При этом поезд подвергался воздействию экстремальных погодных условий, в которых проверялась нагревательная и охлаждающая способность этих систем. Компания Vossloh начала поставки и ввод в эксплуатацию подвижного состава в Карлсруэ в мае 2014 г. Допуск к эксплуатации в режиме трамвая на линиях внутригородской сети в соответствии с Правилами строительства и эксплуатации трамвая (BOStrab) получен в сентябре 2014 г. Первые поезда уже переданы транспортному предприятию Карлсруэ.
 
V. Dorr. Eisenbahntechnische Rundschau,
2015, № 3, S. 35 – 37; материалы компании Vossloh Kiepe