Транспорт – важнейший драйвер социально-экономического развития Китая

Транспорт – важнейший драйвер социально-экономического развития КитаяПриоритетной задачей стабилизации экономического развития Китая является реализация крупных инфраструктурных проектов, намеченных планом 12-й пятилетки. Прокладка новых железнодорожных магистралей, расширение инфраструктуры в сельских районах, центральных и западных регионах страны, представляя значительный мультипликативный эффект, позволят активизировать экономическое развитие КНР. 
Самые большие объемы инвестиций в основные фонды железнодорожного транспорта пришлись на 2010 и 2014–2015 гг., когда их объемы составили 842,7, 809 и 810 млрд юаней соответственно Китайское руководство использовало инвестиционную экспансию в новое железнодорожное строительство в каче-стве главного средства противодействия негативным последствиям мирового финансового кризиса (2008–2009 гг.) и стимулированэкономического роста на фоне снижения темпов роста ВВП (2014, 2015 гг.). В период 13-й пятилетки (2016–2020 гг.) Китайская железнодорожная корпорация (КЖК) планирует инвестировать 3,5 трлн юаней в строительство более 30 тыс. км новых железнодорожных линий, а с 2020 по 2030 гг. – 8 трлн юаней, причем подавляющая часть инвестиций будет направляться на строительство в центральных и западных провинциях. Эти капиталовложения позволят КЖК довести протяженность железнодорожной сети Китая в 2020 г. до 150 тыс. км, в 2030 г. – до 200 тыс. км. По мнению руководства КЖК, это является непременным условием обеспечения удвоения ВВП страны в 2020 г. по сравнению с 2010 г. Стабильный рост экономики в период 12-й пятилетки в пределах 8–9% был обеспечен благодаря росту инвестиций в развитие транспортного комплекса. Государственные капиталовложения в строительство транспортной инфраструктуры КНР обгоняли темпы роста инвестиции в основные фонды промышленности и в среднем составляли 15% от общего объема инвестиций в основные фонды промышленности. Несмотря на замедление темпов экономического роста КНР, наметившееся с октября 2014 г., в стране продолжилось увеличение финансирования транс-портного комплекса с целью оживления экономической активности. Начиная с октября 2014 г. ГКРР одобрил выделение средств на строительство 24 железных дорог.В период 2016 г. ГКРР одобрил строительство железных дорог стоимостью 79,47 млрд юаней (11,84 млрд долл.). Новые железнодорожные магистрали будут проложены в провинции Гуйчжоу, ГЧАР и СУАР, которые относятся к экономически наименее развитым западным регионам страны. В конце ноября 2016 г. ГКРР утвердил дополнительное финансирование строительства еще пяти железнодорожных линий в объеме 194,58 млрд юаней (около 30 млрд долл.). Начиная с 2015 г. ГКРР определил основные приоритеты отраслевого финансирования. Капиталовложения в развитие железнодорожного и городского рельсового транспорта стали составлять около 70% всех инвестиций в развитие инфраструктуры страны: на долю железнодорожного транспорта приходится 46%, метрополитена – 33% всего объема инвестиций, одобренных ГКРР в рамках развития инфраструктурной отрасли Китая. Всего к началу 2017 г. ГКРР одобрил строительство 43 проектов железнодорожного транспорта. В соответствии с долгосрочными планами дополнительного финансирования инфраструктурного развития в мае 2016 г. ГКРР и Министерством транспорта КНР одобрено выделение транспортной отрасли 4,7 трлн юаней (723,8 млрд долл.) в течение ближайших трех лет. Из общей суммы на железнодорожный транспорт ассигновано 2 трлн юаней на выполнение 86 проектов, строительство и реконструкцию 20 тыс. км путей. В начале 2016 г. ГКРР одобрил выделение в 400 млрд юаней (61,4 млрд долл.) на развитие местной инфраструктуры, и в середине этого года было завершено строительство скоростной железной дороги протяженностью 400 км из уезда Саньцзян (ГЧАР) в Гуанчжоу, позволившей сократить время поездки до 3-х часов. Появление ВСЖД в Китае играет большую роль в области стимулирования экономики страны и увеличения занятости. Строительство 1 км высокоскоростного железнодорожного пути способствует созданию 600 новых рабочих мест.

Справка Согласно расчетам китайских экономистов на основе межотраслевых балансов, 1 млрд юаней вложенный в развитие ВСЖД, создает более 25 тыс. новых рабочих мест в железнодорожной отрасли и в 2 раза больше рабочих мест в смежных отраслях, а инвестирование 700 млрд юаней (108,5 млрд долл.) капиталовложений в железнодорожное строительство обеспечивает спрос на 30 млн т стали и 140 млн т цемента. Кроме того, инвестиции в строительство ВСЖД в размере 100 млн юаней стимулируют рост ВВП на 267 млн юаней. Увеличение капиталовложений в развитие высокоскоростной железнодорожной инфраструктуры на 1% способствуют росту ВВП КНР на 1,5%. Аналитики Банка Китая определили, что рост ВВП КНР на 1% способствует созданию 1,8–1,9 млн рабочих мест.

Увеличение доли грузовых железнодорожных перевозок в совокупном грузообороте транспорта КНР на 1% позволяет снизить себестоимость национальной логистики на 21,2 млрд юаней. С открытием ВСЖД Цзинань–Циндао, Ухань–Гуанчжоу и Шанхай–Нанкин грузооборот на действующих грузовых железных дорогах увеличился на 200 млн т в год. В итоге инвестиционной политики Китайского руководства темпы роста валовой добавленной стоимости всей промышленности КНР в 2015 г. составили 6,1%, тогда как в высокотехнологичных отраслях промышленности (в число которых входит строительство скоростных линий и производство подвижного состава для ВСЖД) темпы роста увеличились до 10,2%. В целом в 2015 г. на фоне снижения темпов роста инвестиций в основные фонды промышленности до 8,1% темпы роста капиталовложений в основные фонды транспортной отрасли возросли на 17,2%.
Следует подчеркнуть, что специализация железнодорожного комплекса КНР, с одной стороны, обеспечивает кардинальный рост скорости движения в соответствии с потребностями пассажиров (развитие сети ВСЖД), а с другой – стимулирует рост провозной способности обычных магистралей для обеспечения массовых грузовых перевозок с минимальной себестоимостью.

Активизизация регионального развития

Строительство ВСЖД активизирует динамичное развитие экономики прилегающих к магистралям районов и многих связанных с прокладкой высокоскоростных железных дорог отраслей. По оценкам специалистов МЖД КНР, самая протяженная в мире ВСЖД Пекин–Гуанчжоу позволит ежегодно увеличивать ВВП КНР на 30 млрд юаней. Магистраль объединяет пять важнейших экономических зон КНР, а развитие деловой активности в 28 крупнейших городах, расположенных в этом регионе, обеспечит в течение пяти лет после открытия ВСЖД дополнительный рост ВВП КНР на 3–4%. Эксплуатация лишь одного ее участка (Пекин–
Чжэнчжоу) в период до 2030 г. позволит добавить 275,8 млрд юаней к ВВП КНР, а ежегодный вклад составит 15,3 млрд юаней. Справка В 2016 г. в Китае высокоскоростные экспрессы курсировали по 34 выделенным линиям ВСЖД протяженностью более 20 тыс. км, которые были проложены в 29 (из 31) провинциях КНР. Высокоскоростные магистрали, состоящие из четырех линий в направлении «севервосток» и четырех маршрутов в направлении «восток-запад», охватили все города Китая с населением более 500 тыс. человек, связали между собой 500 городов страны, включая крупнейшие, а также большинство уездов в центральном и восточном Китае. Магистрали ВСЖД обеспечили доступ к скоростному железнодорожному сообщению более 90% населения страны.

Китай построил первые 10 тыс. км ВСЖД за 11 лет, и ему понадобилось всего три года, чтобы удвоить протяженность линий ВСЖД в начале 2017 г. К 2025 г. страна планирует вновь удвоить протяженность сети ВСЖД, которая в 2030 г. составит 54 тыс. км. С 2008 г. объем перевозок пассажиров скоростными поездами ежегодно возрастал на 30%, а за 8 лет к началу 2017 г. на китайских скоростных магистралях было совершено 5 млрд поездок. Ежедневно около 4,2 тыс. скоростных поездов выходят на линии, перевозя более 4 млн пассажиров. В 2016 г. на долю высокоскоростных дорог КНР приходилось 45% всего объема перевозки пассажиров железнодорожным транспортом КНР.КЖК планирует, что в 2020 г. сеть ВСЖД протяженностью 30 тыс. км соединит 80% важнейших городов КНР и позволит жителям двух крупных соседних городов добираться друг до друга за время, не превышающее 1–2 часа.

Эффективносить скоростных магистралей КНР

Железнодорожная отрасль всегда отличалась капиталоемкостью путевого хозяйства и сооружений при высокой первоначальной стоимости основных фондов. Отрасль характеризуется медленной отдачей капитальных вложений – в среднем по миру срок окупаемости железнодорожных объектов составляет 10 лет и более. Однако достижения Китая в области развития ВСЖД кардинально изменили это положение, а его высокоскоростные магистрали превратились в высокоэффективную отрасль транспорта, одинаково привлекательную как для инвестиций, так и инноваций. Эксплуатация высокоскоростных железных дорог в КНР продемонстрировала быструю окупаемость и высокую доходность этого вида транспорта. После введения в эксплуатацию ВСЖД Пекин–Шанхай ежедневно магистраль перевозила более 150 тыс. пассажиров. А всего за три года эксплуатации ВСЖД обеспечила транспортировку более 220 млн человек (02.07.2014). Вместо запланированных 5 лет уже через 3 года ВСЖД Пекин–Шанхай превратилась в высокодоходную скоростную дорогу, и, по расчетам китайских экономистов, через 14 лет инвестиции в строительство ВСЖД полностью окупятся. В современных условиях возрастает доля торговли дорогостоящим грузом с коротким циклом обращения. Многие годы в Китае при транспортировке грузов службы срочной доставки на 95% были задействованы авиационный и автомобильный виды транспорта, а на долю железных дорог приходилось лишь 5%. С быстрым развитием сети ВСЖД ситуация кардинально изменилась: стоимость доставки срочных грузов на расстояние от 500 до 1 тыс. км высокоскоростными железными дорогами по сравнению с авиаперевозками может быть снижена на 40–50%. По мере расширения сети ВСЖД скоростные поезда стали конкурировать с традиционными региональными авиакомпаниями на рынке пассажирских транспортных перевозок на расстояние свыше 1 тыс. км. Сочетание низких производственных издержек, современных технологий и государственной поддержки инвестиционной политики китайских производителей подвижного состава для ВСЖД способствовали внедрению китайских корпораций на рынки развитых стран. Китайские компании получали преференциальные ставки кредита со стороны крупнейших коммерческих банков КНР.
С целью ликвидации конкуренции, использования преимущества синергетического эффекта, повышения уровня инновационных разработок, облегчения выхода на международные рынки в декабре 2014 г. Госсовет КНР принял решение об объединении двух ведущих производителей подвижного состава для ВСЖД – корпораций CSR и CNR. Развитие транспортного комплекса КНР и других отраслей экономики тесно взаимосвязаны. Характер мобильности населения, уровень развития производства и торговли в Китае определяют спрос на услуги транспорта. Вместе с тем транспорт является ключевым системообразующим фактором, оказывая влияние на уровень жизни населения и на уровень развития производительных сил страны. Китайские скоростные железные дороги превратились в первоклассное свидетельство инновационной зрелости китайской науки и промышленности.

Холдинг «РЖД» запускает контейнерный сервис по маршруту Китай — Монголия — Россия Холдинг «РЖД» совместно с портом Тяньцзиньи SWIFT Transport International Logistic Co., Ltd запустили первый контейнерный поезд из Китая в Европейскую часть России через Монголию. Поезд длиной в 57 условных вагонов с товарами народного потре- бления, электроинструментами и автозапчастями отправился из китайского города Тянцзинь в Калужскую область на ст. Ворсино. Время в пути с учетом прохождения пограничных переходов ЗамынУуд и Наушки составит 10 дней. Фитинговые платформы и контейнеры под погрузку предоставляет ПАО «ТрансКонтейнер». Данный проект нацелен на развитие экономического сотрудничества между Россией, Китаем и Монголией, в том числе в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества.

С.Л.САЗОНОВ, канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник Центра экономических и социальных проблем ИДВ РАН, sazonovch@mail.ru

 У ЦЗЫ, (КНР), аспирантка ИДВ РАН, wendywu828@yandex.ru 

ЧЭНЬ СЯО, (КНР), аспирантка ИДВ РАН, xiaoxiao2016@yandex.ru 

Е.О.ЗАКЛЯЗЬМИНСКАЯ, аспирантка ИДВ РАН, ekaterina.zakl@gmail.com