Что необходимо знать машинисту радиосвязи на УКВ диапазоне

В настоящее время на тяговом подвижном составе непрерывно возрастает востребованность радиосвязи в УКВ-диапазоне. Применяемый для радиосвязи КВ-диапазон, несмотря на простоту и удобство пользования, подвержен значительному поражению промышленными помехами, а единственный рабочий канал на отдельных участках дороги обычно сильно перегружен служебным радиообменом, что создает высокий уровень взаимных помех, резко снижая тем самым надежность радиосвязи в целом.

Здесь на помощь пришел УКВ-диапазон, где для нужд ОАО «РЖД» был выделен значительный ресурс — 172 частотных канала в диапазоне: 151,725... 156,000 МГц. Однако для машиниста по целому ряду причин освоить новый диапазон радиосвязи непросто. Поэтому возникла необходимость в краткой и понятной форме довести до сведения машинистов необходимый минимум информации с целью осознанного освоения нового диапазона УКВ.

О В отличие от КВ-диапазона, имеющего всего два канала — 1-й (основной) и 2-й (резервный), на УКВ-диапазоне имеются 172 канала связи.

  • Каждому каналу связи на УКВ-диапазоне соответствует определенная частота.
  • Значения понятий «номер канала» и «номер частоты» условно можно считать одинаковыми.

 

В настоящее время в ОАО «РЖД» в качестве основного канала поездной радиосвязи используется канал № 5, а в качестве резервного — № 7.

  • Нельзя путать понятия «УКВ-диапазон» и «УКВ-канал», «номер канала» и «номер кнопки на пульте».
  • Необходимо помнить, что на любой кнопке пульта, предназначенной для выбора УКВ-канала, можно заранее запрограммировать любой из 172-х возможных каналов связи.
  • В настоящее время на тяговом подвижном составе эксплуатируются несколько типов локомотивных радиостанций, управление которыми на УКВ-диапазоне, к сожалению, как правило, принципиально различное.
  • Машинист должен четко знать, какие номера каналов связи запрограммированы на кнопки пульта его локомотивной радиостанции.
  • В отличие от КВ-диапазона, где радиообмен осуществляется только в режиме поездной радиосвязи (ПРС) с закрытым каналом связи, на УКВ радиосвязь может вестись в двух режимах: ПРС с закрытым каналом и станционной радиосвязи только с открытым каналом (передачей без вызывного сигнала).

 

В.И. ТЮРИН,

электромеханик депо Перерва Московской дирекции моторвагонного подвижного состава