Экология и энергоэффективность: результаты и задачи

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ политика компании реализуется на основе Экологической стратегии ОАО «РЖД» до 2030 года. Она в значительной степени базируется на энергосбережении, внедрении экологичных технологий, возобновляемых и альтернативных источников энергии, комплексных решений по увеличению эффективности производственных процессов. Большая работа в этом направлении была проделана в 2015 г. В целом выполнены все установленные задания по снижению негативного воздействия на окружающую среду, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников снижены по сравнению с 2014 г. на 7%, сбросы недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты сокращены на 26%, сбросы без очистки — на 39,5%, доля вовлечения отходов производства в хозяйственный оборот увеличена на 3%. Реализован ряд важных проектов. Так, в соответствии с дорожной картой реализации совместного с ЮНИДО проекта безопасного регулирования и уничтожения полихлорбифенилсодержащих отходов в Ярославле введен в эксплуатацию цех термического уничтожения отходов III—V классов опасности с использованием комбинированной генерации электроэнергии и тепла. В компании активно вводится в действие светодиодная техника, поставлена задача отказаться от использования полиэтиленовых пакетов и закупать только биоразлагаемые пакеты. С 2014 г. в поездах «Сапсан» используется биоразлагаемая посуда. Совместно с МСЖД в преддверии 21-й конференции ООН по климату организована уникальная акция — «Поезд в Париж 2015». Это сеть поездов, которые доставили в столицу Франции делегатов климатической конференции из Азии и Европы. Цель этой кампании — донести до общества мысль о важной роли экологичного железнодорожного транспорта в борьбе с изменением климата. В конференции приняли участие около 40 тыс. делегатов, в том числе главы 195 государств. В рамках стратегии, направленной на декарбонизацию и устойчивое развитие, президент ОАО «РЖД»подписал Декларацию в отношении
вклада в решение проблем изменения климата. Как подчеркивается в Декларации, международное железнодорожное сообщество осознает, что достижение согласованной на международном уровне цели — ограничение повышения среднемировой температуры максимальным порогом в 1,5 °С — невозможно без обеспечения экологической устойчивости транспорта. Принятые на себя компанией в этой связи обязательства содержат масштабные, но достижимые цели, определяющие вклад, который железнодорожный сектор намерен внести в решение проблемы климатических изменений. В частности, компании предстоит обеспечить снижение энергопотребления и объема выбросов СО2, обусловленных ее деятельностью, способствуя тем самым выполнению Программы по снижению углеродсодержащих выбросов железнодорожной отрасли МСЖД, а также глобальных целевых ориентиров МСЖД на период до 2030/2050 г., представленных на Саммите ООН по климату в 2015 г. При этом на национальном и международном уровнях следует способствовать перераспределению акцентов между видами транспорта в пользу железных дорог, действуя совместно с другими заинтересованными сторонами. Для выработки общих подходов в области рационального природопользования, обмена опытом во внедрении инновационных проектов в ОАО «РЖД» открыт Международный центр по экологической безопасности в области железнодорожного транспорта. В его работе принимают участие железнодорожные компании Армении, Эстонии, Казахстана, Киргизии. Выстраивается сотрудничество с Межпарламентской ассамблеей государств СНГ в сфере разработки модельных законодательных актов и других нормативных документов в сфере природопользования и экологии. Деятельность ОАО «РЖД» получила высокую оценку органов государственной власти, международных и общественных организаций. Так, по данным Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, наблюдается устойчивая динамика снижения удельного веса объектов железнодорожного транспорта, не соответствующих гигиеническим требованиям по санитарному состоянию территории. Такую же динамику демонстрирует удельный вес объектов железнодорожного транспорта с нарушениями гигиенических требований при работе с отходами производства и потребления. Большое внимание в ОАО «РЖД» уделяется экологическому просвещению сотрудников компании и пассажиров. Особая забота — образованию и воспитанию детей всех возрастов. Оценку этой работе дала начальник Управления государственного экологического надзора Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Н.Р. Соколова. Она отметила, что в компании особое внимание уделяется не только аспектам технологической и промышленной безопасности, но и экологической безопасности, в первую очередь экологическому просвещению. 

Природоохранная деятельность ОАО "РЖД"

Природоохранная деятельность ОАО "РЖД"

И железнодорожники действительно на деле показывают, как эта деятельность может влиять на формирование будущего мышления нового гражданина. Масштабные задачи в сфере природопользования стоят перед холдингом «РЖД» в текущем году. Как известно, Указом Президента страны 2017 г. объявлен Годом экологии. В текущем году отрасль этому важному мероприятию. Предстоит снизить объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников на 3%, от передвижных источников — на 1,5%, сократить объем выбросов парниковых газов на 2%. На 10% должен уменьшиться объем сброса недостаточно очищенных сточных вод и на 5% — сброса сточных вод без очистки. Потребуется сократить использование ртутьсодержащих ламп для освещения территорий и помещений на 30%, ликвидировать пять
крупных объектов накопленного экологического ущерба и 82 объекта текущих загрязнений, увеличить объемы вовлечения отходов во вторичный оборот на 2000 т. Со следующего года вступает в силу большинство экологических норм, регулирующих выбросы загрязняющих веществ, меняется свод законов об обращении с производственными и коммунальными отходами. Чтобы соответствовать новым нормам и превосходить их, при строительстве объектов должны использоваться наилучшие доступные технологии и устанавливаться лучшее оборудование. В 2016 г. в подразделениях компании запланированы комплекс мер по внедрению прорывных технологий, инвентаризации и учету источников выбросов и объемов парниковых газов, организация лицензирования деятельности в сфере обращения с отходами, поиск новых направлений экономии ресурсов, повышение экологической грамотности, уровня культуры каждого работника компании. Китами, на которых базируется природоохранная деятельность компании, являются прежде всего ресурсосбережение и энергетическая эффективность. Они же в значительной степени составляют основу экономической эффективности холдинга в целом. Как сообщил на заседании Центральной комиссии ОАО «РЖД» по ресурсосбережению и повышению энергетической эффективности старший вице-президент компании В.А. Гапанович, сводный анализ выполнения филиалами ОАО «РЖД» мероприятий Программы энергосбережения, сформированный на основании данных АИС «Энергоэффективность», свидетельствует о том, что экономия топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) по итогам 2015 г. составила 9,36 ПДж (501,8 тыс. т условного топлива), а в стоимостном выражении — 4,9 млрд. руб., что на 22,1% превосходит задание и является лучшим результатом для ОАО «РЖД» за последние шесть лет. В 2015 г. в подразделениях компании реализовано более 11,8 тыс. мероприятий Программы энергосбережения, что позволило сэкономить: 848,2 млн кВтч электроэнергии на сумму 2,4 млрд. руб., 53,9 тыс. т дизельного топлива на 1,7 млрд. руб., 5,3 тыс. т бензина, 152,5 тыс. Гкал тепловой энергии и другие виды ТЭР. Дополнительная экономия ТЭР относительно целевых показателей задания Правления ОАО «РЖД», полученная за счет выполнения филиалами компании мероприятий Программы энергосбережения, составила 1,7 ПДж на сумму почти 1,1 млрд. руб. Вместе с тем старший вице-президент обратил внимание участников заседания на то, что эффект от реализации Программы мог быть еще весомее, если бы все подразделения выполнили задания по экономии в полном объеме по всем видам ТЭР. В действительности же доля таких подразделений составляет чуть более 72% общего числа предприятий. Эффективность внедрения ресурсосберегающих технологий может и должна быть выше. Важнейшая задача инженерного корпуса компании — разобраться в причинах невыполнения задания подразделениями, чтобы не допустить подобной ситуации в текущем году, когда из-за падения объемов перевозок добиться высоких результатов по экономии будет гораздо сложнее. Правлением компании поставлены непростые задачи по экономии в текущем году всех видов эксплуатационных расходов, и прежде всего ТЭР. Сформирована Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО «РЖД» на 2016—2018 гг., и выполнить ее — дело чести всех железнодорожников. 

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ 4 - 2016