Электронные образовательные системы-на службу профессиональному обучению

 
информационная технология — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, ин­женерных дисциплин, изучающих методы эффек­тивной организации труда людей, занятых обра­боткой и хранением информации. Это также комплекс дисциплин, изучающих вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические прилож;ения, а такж;е связанные со всем этим социальные, экономические и культур­ные проблемы.
 
В условиях усиливающейся конкуренции на рынке транспортных услуг неотъемлемой ча­стью развития ОАО «РЖД» является внедрение новых и развитие сушествуюших информаци­онных технологий, без которых невозможно эффективно управлять перевозками, обрабаты­вать огромные потоки информации, вести фи­нансовую деятельность, составлять отчеты, проводить анализ и планирование, организовы­вать труд тысяч людей.
Не обошел стороной процесс информатиза­ции и систему профессионального обучения персонала ОАО «РЖД», которая в данный мо­мент представляет собой15 учебных центров профессиональных квалификаций железных дорог (далее — У ЦП К), в составе которых дей­ствуют 64 подразделения. Обучение в У ЦП К осуществляется более чем по 100 профессиям, необходимым железной дороге.
Развитию системы профессионального обу­чения работников железнодорожного транспор­та традиционно уделялось особое внимание, однако, с учетом интенсивного внедрения но­вой техники и растущих требований к качеству подготовки роль учебных центров еще более повысилась. Задача современного профессио­нального обучения — подготовка специалиста нового типа, способного решать производствен­ные задачи в условиях быстро меняющейся об­становки. Подготовленный квалифицирован­ный персонал не только гарантирует успешное развитие любой организации, но и ответствен­но подходит к обеспечению собственной без­опасности, безопасности окружающих людей и технологических процессов.
Для совершенствования корпоративной систе­мы профессионального обучения с 2007 г. функ­ционирует Корпоративный центр развития про­фессионального обучения персонала (далее — ЦКЦР), который ведет работу сразу по несколь­ким направлениям:
материально-техническое обеспечение учеб­ного процесса;
учебно-методическая работа;
кадровый потенциал учебных центров про­фессиональных квалификаций.
Немаловажным вопросом в работе ЦКЦР является создание и внедрение современных электронных образовательных ресурсов.
Согласно ГОСТ Р 52653—2006 электронный образовательный ресурс — образовательный ре­сурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предмет­ное содержание и стандартизированную инфор­мацию.
Электронные образовательные ресурсы не могут полностью заменить преподавателя и применение других видов обучающих материа­лов (печатные учебные пособия, рабочие тетра­ди и пр.), но в то же время в сочетании с тра­диционными способами создают принципиаль­но новые возможности представления учебной информации.
Применение электронных образовательных ре­сурсов пробуждает у обучающихся интерес к знани­ям, вовлекает в учебный процесс, помогает детально вникнуть в сложные явления, более глубоко изучить теоретические вопросы.
Не секрет, что наибольшее количество информа­ции человек получает с помощью зрения (около 90 %) и слуха (около 9 %), поэтому при разработке обучаю­щих ресурсов используются современные технологии визуализации. Созданные при помощи трехмерной графики и флэщ-анимации видеосюжеты с диктор­ским текстом наглядно демонстрируют сложный для восприятия теоретический материал и скрытые про­цессы. Интерактивные трехмерные модели отдельных элементов подвижного состава и  верхнего строения пути позволяют рассмотреть изучаемый предмет с любой точки, выполнить алгоритм сборки и разбор­ки, что делает материал предельно наглядным и запо­минаемым.
Электронные образовательные ресурсы, разра­ботанные ЦКЦР, формируются в учебные ком­плексы по одной теме, которые могут состоять из нескольких элементов, таких как мультимедийное учебное пособие, интерактивные упражнения, мо­дуль контроля знаний и комплект плакатов. При этом мультимедийное пособие может быть адапти­ровано как курс для системы дистанционного обу­чения ОАО «РЖД».
Процесс создания электронных учебных комплек­сов нельзя назвать простым, это сложная и творческая деятельность, которая выпол­няется в соответствии с установ­ленным порядком.
Создание учебных комплексов делится на несколько этапов. Подготовительный этап состоит из следующих мероприятий:
формирование авторского коллек­тива;
разработка технического задания;
составление и согласова­ние рабочей документации, в ко­торую входят тематический план учебного комплекса, подробный сценарий, альбом тестовых зада­ний, альбом плакатов.
В целях получения качествен­ного учебного материала в автор­ский коллектив привлекаются лучшие преподаватели УЦПК, железнодорожных университетов и колледжей, сотрудники профиль­ных дирекций и производ­ственных предприятий. Препо­даватели, основываясь на своем многолетнем опыте и методичес­ких наработках, совместно с представителями ЦКЦР создают техническое задание и все эле­менты необходимой документа­ции.
После согласования докумен­тации в профильной дирекции и Координационно-методическом совете по профессиональной под­готовке рабочих кадров ОАО «РЖД» начинается следующий этап — непосредственная раз­работка пособия. Для создания трехмерной графики, мультиме­дийного контента и флеш-анимации привлекаются сторон­ние организации, имеющие опыт создания обучающих материалов.
По чертежам и натурным образцам прорисовы­ваются трехмерные модели, которые впоследствии станут основой для визуального ряда в анимированных видеороликах. В то же время создается программная оболочка и пользовательский интер­фейс пособия, куда свёрстывается текст, иллю­страции, видеоролики, другие мультимедийные элементы. После того, как готова рабочая версия пособия происходит верстка модуля тестирования и комплекта плакатов.
Заключительным этапом создания пособия яв­ляется рецензирование и доработка по замечаниям авторов и рецензентов. Рецензентами выступают преподаватели учебных центров, специалисты дру­гих профильных линейных предприятий и цен­тральных дирекций.
По заверщении разработки учебный комплекс тиражируется и распространяется по сети УЦПК, где после рассмотрения на цикловой (предметной) комиссии его включают в учебный процесс.
Остановимся более подробно на одной из по­следних разработок ЦКЦР для профессий хозяй­ства пути и искусственных сооружений. Электрон­ный комплекс «Устройство, оборудование и обслу­живание переездов» предназначен для подготовки кадров в УЦПК и соответствует программе предме­та «Устройство, оборудование и обслуживание пе­реездов» действующих учебных планов профессио­нальной подготовки дежурных по переезду.
Причиной создания электронного комплекса по переездам послужило не только отсутствие какого-либо учебного материала на эту тему, но и суще­ствующая проблема обеспечения безопасности дви­жения  на пересечениях железнодорожных путей и автодорог. Хотя подавляющее большинство дорож­но-транспортных происшествий на железнодорож­ных переездах происходит по вине водителей авто­транспорта, дежурный по переезду должен уметь в кратчайшие сроки сориентироваться в сложившейся ситуации, принять меры к предотвращению аварии или крушения, попытаться свести к минимуму воз­можный ущерб, избежать гибели людей.
Прежде чем приступить к установке учебного комплекса, необходимо ознакомиться с краткой аннотацией и минимальными системными требо­ваниями к компьютеру. Установить электронный комплекс очень просто, для этого достаточно подключить к компьютеру флэшку или DVD-диск с учебной программой. После этого запускается инсталлятор, и от пользователя требуется только выполнить ряд несложных действий в соответ­ствии с руководством по установке и удалению материала.
Интерфейс учебного комплекса не требует спе­циальных знаний и навыков для его использова­ния. Достаточно 5 — 10 мин, чтобы освоиться с удобной системой навигации. При необходимости можно обратиться к руководству пользователя из любого раздела пособия.
Учебный комплекс состоит из мультимедийного учебного пособия с интерактивными упражнения­ми и комплекта плакатов.
В мультимедийном учебном пособии раскрыва­ются темы: устройство и оборудование переездов, их обслуживание, обязанности дежурного по пере­езду, содержание и ремонт переездов. Приведен анализ дорожно-транспортных происшествий на переездах за 2014 и 2013 гг. Интерактивные задания позволяют закрепить полученные знания.
Комплект плакатов выполнен в виде иллюстра­ций в высоком разрешении с возможностью печати на формате А0. Его можно использовать и при де­монстрации на экране, а также как раздаточный материал для обучающихся, если распечатать пла­каты на формате А4.
Электронный учебный комплекс дополняют нормативные документы, которые необходимо знать дежурному по переезду, и глоссарий.
Одно из преимуществ электронного комплекса состоит в том, что он может быть применен в раз­личных ситуациях, а именно — преподавателем при подготовке к уроку и на самом занятии. Такие за­нятия могут проходить в рамках подготовки на профессию в УЦПК или как техническая учеба в производственных подразделениях компании. В этом случае учебный материал в качестве нагляд­но-информационного средства демонстрируется на экране или интерактивной доске.
Кроме этого мультимедийное пособие с интер­активными упражнениями может быть использо­вано при самоподготовке — в качестве компью­терного учебника, установленного на компьютере в библиотеке.
После завершения обучения и успешной сдачи квалификационных экзаменов работник, чтобы не потерять со временем квалификацию, может полу­чить копию электронного учебного материала и поддерживать свои знания уже после обучения.
В заключение стоит отметить следующее: элек­тронные образовательные ресурсы — это всего лишь небольшая часть того, что делается для раз­вития системы профессионального образования в ОАО «РЖД» с применением информационных тех­нологий. Например, на базе системы дистанцион­ного обучения создана и успешно развивается си­стема управления знаниями для подготовки и по­вышения квалификации рабочих кадров ОАО «РЖД», где накапливаются, хранятся и распро­страняются профессиональные знания и учебные материалы, а преподаватели имеют возможность обменяться педагогическим опытом.
 
А.В. СУХОМЛИНОВ, начальник Корпоративного центра развития
профессионального обучения персонала ОАО «РЖД»
Н.В. ШУСТРОВ, главный специалист
Корпоративного центра развития
профессионального обучения персонала ОАО «РЖД»