Эффективное использование внеуличных скоростных транспортных систем

Одним из важнейших параметров, определяющих качество жизни в XXI веке, является транспортная доступность и комфортность городской среды раз­вивающихся мегаполисов. Особое внимание этой про­блеме уделяется правительствами Москвы и Москов­ской области. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, реализуется государственная программа «Развитие транспортной системы города Москвы на 2012-2016 годы». Актуализированы, в т ч. с учетом развития внеуличных транспортных систем. Гене­ральный план развития города Москвы до 2025 года. Генеральный план развития Московской области до 2020 года. Программа развития транспортного ком­плекса Московского региона до 2020 года.
Центральное место в указанных программах занимает развитие скоростного внеуличного транспорта, осу­ществляющего массовые перевозки пассажиров и по­зволяющего четко планировать время поездки в условиях усложняющейся транспортной ситуации. Реализуются масштабные планы развития Московского метрополитена, проходит обкатку на городских магистралях новый современный трамвай, строятся дополнительные главные пути на наиболее напряженных направлениях Московского железнодорожного узла с организацией скоростного тактового движения пригородных электропоездов, в завершающей стадии проект организации пассажирского движения на Малом кольце Москов­ской железной дороги (МКЖД), начата разработка Концепции реализации проекта развития скоростного внеуличного транспорта (СВТ) в Московской области.
Внеуличный транспорт в российском законодательстве определен как пасса­жирский транспорт, осуществляющий регулярные пассажирские перевозки по путям внеуличного транспорта в пределах поселений, либо из поселений к объ­ектам транспортного, промышленного, торгового, рекреационного назначения.
Для сравнения технических и экономических характеристик основных видов внеуличных скоростных транспортных систем (СТС), имеющих обособленное путевое хозяйство, рассмотрены проекты которые были реализованы или реа­лизуются в Московском транспортном узле:
•   метрополитен подземный (традиционное метро);
•   метрополитен наземный (легкий);
•   пригородная железная дорога;
•   внутригородская железная дорога (МКЖД);
Для сравнительного анализа использованы фактические данные, полученные в ходе проектирования и реализации проектов развития скоростного внеулич­ного транспорта в Московском транспортном узле в 2010-2014 годах, а также технические характеристики разрабатываемых в России новых видов подвиж­ного состава (рис. 1-4):
•   провозная способность СТС в «пиковые» периоды;
•   сроки проектирования и строительства СТС;
•   удельная стоимость строительства 1 км СТС;
•   инвестиционные затраты на 1 пассажира за эксплуатационный период жиз­ненного цикла подвижного состава.
На рис. 5 представлены современные типы отечественного подвижного состава, которые можно использовать в качестве прототипов для эксплуатации на новых линиях СТС.
 

 Рис1. Провозная способность СТС

 

 Рис. 2. Сроки проектирования и строительства условной 10-километровой двухпутной трассы
 
 
 
Рис. 3. Удельная стоимость строительства 1 км двухпутной трассы с электроподвижным составом
 
 
Анализ указанных технических и экономических характеристик позволяет сфор­мировать ситуационную матрицу выбора скоростной транспортной системы (рис. 6), которая может быть использована для выбора предпочтительной транс­портной системы при реализации проектов развития внеуличного транспорта во внутригородском и межрегиональном сообщении.
 
Рис. 4. Инвестиционные затраты на 1 пассажира за эксплуатационный период жизненного цикла подвижного состава
 
 
 
 
Рис. 5. Современные типы отечественного подвижного состава
 
 
 
Рис. 6. Ситуационная матрица выбора скоростной транспортной системы
 
 
Выбор вида скоростной транспортной системы для реализации проектов раз­вития пассажирских перевозок внеуличным транспортом целесообразно про­водить по алгоритму, приведенному на рис. 7.
 
Рис. 7. Алгоритм выбора скоростной транспортной системы
 
Практика реализации Программы развития транспортного комплекса Москов­ского региона до 2020 года подтвердила расставленные в ситуационной матри­це приоритеты.
Для массовых перевозок пассажиров в черте города Москвы с выходом в близ­лежащие областные районы активно развивается метрополитен.
Значительный акцент в указанной программе сделан на развитие пригородного и внутригородского железнодорожного сообщения (радиального и кольцевого), на что из бюджета Российской Федерации в 2012-2015 гг выделено 78 млрд рублей.
Скоростной трамвай планируется использовать для соединения по кольцевой схеме наиболее заселенных территорий Московской области между собой, а также с радиальными железнодорожными линиями.
Эффективной интеграции линий СТС в Московском регионе способствуют ре­ализуемые правительствами Москвы и Московской области программы строи­тельства транспортно-пересадочных узлов.
Данные подходы к выбору вида транспортной системы на основе предложен­ных ситуационной матрицы и алгоритма применимы и для других регионов Российской Федерации с учетом максимальных нагрузок на транспортную ин­фраструктуру в «пиковые» периоды.
Следует отметить, что в большинстве крупных и средних транспортных узлов ввиду значительно более низких по сравнению с Московской агломерацией объ­емов пассажиропотоков, наиболее предпочтительными системами СТС очевид­но будут линии скоростного трамвая и существующие железнодорожные линии.