Эффективность пассажирских поездов с жесткой схемой составов

Действующая на сети ОАО «РЖД» технология формирования составов пассажирских поездов даль него следования основана на модульном принципе построения композиции поезда. Общее число и структура схемы по типам вагонов варьируется в течение календарного года в границах от базовой составности (минимальные объемы перево зок) до утвержденной нормативной длины состава в периоды наибольшей интенсивности пассажиропотоков. По поездам постоянного обращения за 45 суток до даты отправления разрабатывается план-график, включающий характеристики: число вагонов для перевозки пассажиров и служебно-технических (поч товые, багажные, вагоны-рестораны, вагоны для перевозки автомобилей и другие), количество мест для реализации, прогнозируемые объемы отправлений пассажиров.В ходе продаж проездных документов схема состава корректируется в зависимости от динамики фактического спроса. Наращивание провозной способности осуществляется за счет факультативных вагонов и оперативного резерва парка. Возможность гибкого изменения объемов предложения по вместимости подвижного состава в зависимости от реального пассажиропотока позволяет эффективно управлять техническими ресурсами пассажирского транспорта и обеспечивает дифференциацию транспортных услуг по ценовому признаку в зависимости от покупательной способности пассажира (вагоны спальные, купейные, плацкартные или с креслами для сидения). В рамках данной технологии по ряду объективных причин не всегда может быть обеспечено включение в схему состава поезда вагонов с требуемыми характеристиками качества из факультативного резерва. В отдельных случаях это приводит к негативному впечатлению от поездки и отрицательно сказывается на имидже пассажирского железнодорожного транспорта. Ввод в обращение поездов с жесткой – неизменяемой схемой составов приводит к повышению качества обслуживания пассажиров.

Такие поезда отличаются индивидуальным дизайном, гарантированным набором услуг в пути следования, известной для пассажира архитектурой бренда. Формирование схемы рассматриваемых поездов осуществляется с учетом комплекса требований. Следует учесть, что технология построения пассажирских составов по принципу жесткой схемы не может рассматриваться в качестве универсальной для всех сегментов транспортного рынка. В границах каждого железнодорожного направления пассажиропотоки имеют отличия по эксплуатационно-экономическим характеристикам, цикличности формирования и структуре потребительского спроса.Используя уникальный ресурс базы данных по пассажирским перевозкам, представленный в Автоматизированной системе управления пассажирскими перевозками «Экспресс-3» (АСУ «Экспресс-3»), авторы сформировали перечень железнодорожных направлений, имеющих стабильный пассажиропоток и динамику роста объемов спроса, и разработали методику расчета экономической эффективности ввода в обращение поездов с «жесткой» схемой состава. Магистрали, имеющие потенциал для эффективного использования пассажирских поездов с неизменяемой композицией состава определены с помощью системы классификации по следующим группировочным признакам: суммарные годовые объемы отправления пассажиров, численность населения в корреспондирующих пунктах, протяженность направления, неравномерность пассажиропотока. В качестве информационной базы использованы данные «Отчета по перевозкам пассажиров в дальнем следовании в разрезе железных дорог, формирования составов по дате отправления поезда, на всем пути следования, на базе системы «Экспресс-3» (форма «ЦО-22 Экспресс») и программно-аналитических комплексов АСУ «Экспресс-3». На основе показателей отчетности выполнена укрупненная оценка региональных и внутрирегиональных пассажиропотоков, определены тенденции роста (снижения) объемов отправлений пассажиров, исследована динамика распределения корреспонденций по видам сообщений. Информационно-аналитический ресурс системы «Экспресс-3» позволил получить характеристики работы поездов дальнего следования по направлениям и участкам маршрутов, определить степень использования вагонов различного типа и оценить уровень востребованности транспортных услуг по ценовому критерию. 

Группировка направлений в соответствии с признаком суммарные годовые объемы отправления пассажиров выполнена на основе предложенного авторами подхода – определения расчетного количества рейсов «условных поездов» для освоения спроса. Под условным понимается поезд, имеющий средние по сети ОАО «РЖД» значения показателей: составность, населенность и уровень использования вместимости вагонов. На основе фактических данных о пассажиропотоках выделены следующие характерные группы в рамках рассматриваемого признака: 

− более 10 пар поездов в расчете на одни календарные сутки;
− 1–2 пары поездов в течение суток;
− не менее двух назначений поездов в неделю;
− назначение поезда не реже одного раза в неделю;
− ввод в обращение поезда по особому указанию при условии «скачкообразного» роста пассажиропотоков.

На основе информации Федеральной службы государственной статистики (Росстат) о численности постоянно проживающего населения в городах и населенных пунктах РФ проведен анализ и группировка направлений по признаку «численность населения в корреспондирующих пунктах».
Выделено три группы направлений. Первая группа – направления с суммарной численностью населения свыше 15 млн человек связаны с Московским железнодорожным узлом. Для них характерен стабильный в течение года пассажиропоток и невысокая степень сезонной неравномерности перевозок. Транспортная подвижность в рамках указанной группы имеет устойчивую тенденцию роста. Во вторую группу включены направления с суммарной численностью населения в корреспондирующих пунктах от 5 млн человек до 15 млн человек. Эти направления обеспечивают транспортные связи между городами с населением более одного миллиона человек и имеют ярко выраженную внутринедельную цикличность перевозок. Это позволяет сделать вывод о значительной доле трудовых поездок (от места жительства к месту работы) в общем объеме отправлений пассажиров. К третьей группе отнесены направления с суммарной численностью населения в корреспондирующих пунктах менее пяти миллионов человек. В данном сегменте курсируют поезда прямого и транзитного сообщений. В массовые периоды перевозок наращивание провозной способности достигается за счет факультативных вагонов и ввода в обращение двугруппных поездов. 

Исследования показали, что прослеживается тенденция к сокращению объемов спроса при увеличении дальности рейсов поездов. При квалификации направлений по дальности к первой группе (дальность до 1100 км) относятся в основном направления с ежедневным назначением не менее одной пары поездов. Большая часть направлений с назначением одной пары поездов не реже двух раз в неделю относится ко второй группе (1100 до 2000 км).
В третьей (от 2000 до 2800 км) и четвертой (свыше 2800 км) группах по дальности преобладают направления с небольшими размерами движения. С ростом дальности перевозок снижается количество маршрутов поездов прямого назначения. Группировка направлений по признаку неравномерность спроса позволила выделить три кластера направлений: 

− первая группа (коэффициент неравномерности менее 1,5);
− вторая группа (коэффициент неравномерности от 1,5 до 2,0);
− третья группа (коэффициент неравномерности более 2,0).
На основе разработанной системы классификации и выполненных исследований с использованием данных о реальных пассажиропотоках выделено 10 крупнейших направлений, которые входят в первый класс по каждому из группировочных признаков. К ним относятся сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом, а также Москвой и региональными центрами Центрального и Приволжского федеральных округов.

Новая технология может быть реализована на основе имеющегося ресурса вагонов рабочего парка перевозчика или за счет приобретения новых пассажирских вагонов. Поставка новых современных вагонов относится к инвестиционным проектам ОАО «РЖД», при этом требуется всесторонний анализ и оценка влияния ввода в обращение поездов с жесткой схемой состава на основные экономические показатели пассажирского комплекса. 

Анализ потенциальных возможностей вагонного парка включает: 

− определение общей потребности в пассажирских вагонах для формирования поездов с жесткой схемой;
− оценку соответствия расчетного значения числа вагонов для жестких схем и сравнительный анализ данных потенциала инвентарного парка и расчетной величины.

скачать докумет полностью