3.1. Комплексный научно-технологический проект «Цифровая железная дорога»

В рамках определенных приоритетных направлений развития науки, техники и технологий в холдинге «РЖД» поставлена задача по разработке и реализации комплексного научно-технического проекта «Цифровой железной дороги».

При этом анализ документов, определяющих стратегические перспективы технологического развития железнодорожного транспорта в мире, показывает что ключевыми трендами развития железнодорожной отрасли – наряду с инновационными энерго- и ресурсоэффективными системами для подвижного состава и инфраструктуры – является создание «умной» железной дороги.

Развитие информационных технологий лежит в основе стратегии повышения привлекательности железнодорожных услуг, представляемых пассажирам и грузовладельцам. При этом IT-технологии должны обеспечить создание:

- условий, обеспечивающих поддержку услуги пассажирам в режиме реального времени в любом месте, в любое время, с учётом нескольких видов транспорта, включая планирование маршрута, покупку единых билетов и бронирование, сопровождение по маршруту, оказание дополнительных услуг;

- единых коммуникационных и навигационных платформ для организации мультимодальных грузовых перевозок;

- широкий спектр логистических приложений для реализации логистических услуг по выбору клиента, включая уровень 4PL и выше;

- интеллектуальных и гибких систем управления транспортом с целью оптимизации архитектуры и операционных систем железнодорожной сети на уровне маршрута и отдельного поезда;

- взаимосвязь и обмен информацией для интеллектуальных транспортных систем.

В области организации пассажирских перевозок на базе «цифровых технологий» формируются стандарты качества услуг, основанные на передовом опыте обеспечения максимального уровня интероперабельности (согласованного функционирования на основе единых принципов и организации деятельности) транспортных систем. Комплекс услуг, оказываемых пассажирам на всех этапах поездки от планирования до оказания широкого спектра дополнительных сервисных услуг в пункте назначения, включая обеспечение их личной безопасности, может быть реализован за счет:

- максимального использования мобильных устройств различных цифровых стандартов связи и соответствующих функциональных приложений, обеспечивающих выбор параметров путешествия: скорость, комфорт и иные индивидуальные условия;

- создания возможности передачи и получения информации в поездках на железнодорожном транспорте в режиме реального времени на вокзалах, в транспортно-пересадочных узлах и поездах, благодаря чему реализуются возможности on-line заказа услуг, получения информации о поездке и др.;

- внедрения интеллектуальных систем управления вокзалами, обеспечивающих функции интеллектуальных комплексов, предусматривающих:

гибкое реагирование на динамические изменения объёмов, структуры, характера и направленности пассажиропотоков;

реализацию принципа «постоянная информированность пассажиров» на основе интерактивного информирования, визуальной навигации и иных форм обеспечения мобильности различных категорий пассажиров на вокзалах и в транспортно-пересадочных узлах, в т.ч. интерфейс поезд/платформа;

маркетинговое интерактивное воздействие, формирующее сценарии поведения пассажиров на территории транспортных объектов и соответствующую гибкую технологию их обслуживания;

создание системы интеллектуального управления инженерной инфраструктурой вокзального комплекса.

Для реализации клиентоориентированной политики в области пассажирских перевозок с использованием IT-технологий должны быть реализованы системы управления пассажирскими перевозками нового поколения, обеспечивающие:

- учет спроса и уровня мобильности населения для территорий различного масштаба – от международного до локального уровня, и предвидение влияния демографических изменений на потребности клиентов;

- выделение трендов в оценке качества предоставляемых пассажирам услуг, а также необходимых изменений для сохранения и увеличения объемов перевозок в различных сегментах;

- развитие и совершенствование информационно-аналитических систем, используемых для планирования пассажирских перевозок, мониторинга мобильности населения и технического обеспечения перевозок в различных секторах: высокоскоростных, скоростных, дальних пассажирских, межобластных и пригородных.

В области организации мультимодальных грузовых перевозок техническая и эксплуатационная интероперабельность грузовых железнодорожных коридоров, базирующаяся на реализации безбумажных цифровых технологий, создающих безбарьерную транспортную среду, включая процедуры на государственных границах, значительно увеличит привлекательность железных дорог и обеспечит взаимодействие с другими видами транспорта.

Инновационное развитие инфраструктуры и подвижного состава, обеспечивающее снижение операционных расходов, а также повышение надежности, готовности и ремонтопригодности железнодорожной системы должны создать условия для повышения качества оказываемых услуг.

Основой формирования технологий «цифровой железной дороги» является полная интеграция интеллектуальных коммуникационных технологий (ИКТ) между пользователем, транспортным средством, системой управления движением и инфраструктурой, т.е. формирование сквозных «цифровых технологий» организации перевозочного процесса на следующих принципах:

обеспечения недискриминационного доступа клиентов к инфраструктуре железных дорог на основе интегрированной информационно-управляющей системы в области взаимоотношений с клиентами в сфере грузовых перевозок (CRM-система);

максимального использования в деловой практике электронных торговых площадок, позволяющих объединить в одном информационном и торговом пространстве поставщиков и потребителей транспортно-логистических услуг, предоставление участникам электронных торговых площадок ряда сервисов, повышающих эффективность их бизнеса;

высокого уровня автоматизации коммуникации между клиентами, подразделениями Центра фирменного транспортного обслуживания и Центрами управления движением на базе общих информационных платформ и надежных ИТ-инструментов, обеспечивающих обмен информацией в реальном режиме времени между операторами железнодорожных перевозок и другими видами транспорта, т.е. взаимодействие между внешним и внутренним контурами управления перевозочного процесса;

внедрения безбумажной технологии (электронного документооборота) мультиагентного взаимодействия всех участников перевозочного процесса, включая подготовку и оперативную передачу на борт локомотива поездных документов различного назначения с подтверждением их достоверности;

клиентоориентированного, адаптивного управления перевозочным процессом на основе применения информационных технологий, позволяющее внедрить реализацию требований клиентов в части оптимизации маршрутов, скорости транспортировки и т.п., а также обеспечивающие высокую степень эффективности использования инфраструктуры и «твердых» расписаний грузового движения;

надежной системы отслеживания («от двери - до двери») перемещения грузов, вагонов, контейнеров, информации в реальном режиме времени об их фактическом и прогнозируемом нахождении на сети железных дорог России и за рубежом;

разработки и внедрения единой интеллектуальной системы управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте;

разработки отказоустойчивых и защищенных от кибератак интеллектуальных систем управления движением и грузо/пассажиропотоками, систем железнодорожной автоматики и связи, гармонизированных со стандартами ERTMS;

реализации концепции «умный локомотив» и «умный поезд», включая внедрение технологий «автомашинист», обеспечивающих высокий уровень безопасности движения поездов;

внедрения и регулярного аудита систем управления качеством, охватывающих всю систему железнодорожных перевозок и ее технологические процессы, а также ряд других решений.