3.4. Создание интеллектуальной станции

Внедрение инновационных систем автоматизации и механизации станционных процессов создали основу формирования принципиально новой технологии железнодорожных станций различного класса. Перспективным является переход к модульному проектированию станций на основе математического моделирования ее предельных параметров.

Современная железнодорожная станция в зависимости от специализации и вида выполняемых технологических операций может быть оборудована следующими техническими комплексами и аппаратно-программными средствами:

  • система горочной автоматизации – комплекс программно-аппаратных и технических средств, обеспечивающий работу горочных устройств и управление процессом роспуска составов в автоматическом режиме, основными требованиями к которой являются:
  • автоматическое приготовление маршрутов движения отцепов вагонов с горки и регулирование скорости роспуска;
  • контроль заполнения путей подгорочного парка;
  •  автоматическое управление процессом надвига и горочным локомотивом в дистанционном режиме, при этом, автоматическое управление горочным (маневровым) локомотивом осуществляется комплексом технических и программных средств, обеспечивающих передачу на борт локомотива ответственных управляющих команд от горочной системы, и его работу в автоматическом режиме без участия персонала;
  • контроль параметров технологического процесса работы горки.
  • маневровая автоматическая локомотивная сигнализация (МАЛС) – комплекс технических и программных средств, обеспечивающих повышение безопасности движения при производстве маневровой работы на путях станции, увеличение скорости производства манёвров за счет адресной обработки действующих ограничений скорости движения и применения систем спутникового позиционирования, цифровой радиосвязи и цифровой модели станции.
  • специализированная автоматизированная система управления станционными процессами (АСУ СТ, ИТАУР) – комплексная система автоматизации станционных процессов, обеспечивающая выполнение технологических операций работниками линейного подразделения через специализированные рабочие места.

Основными задачами, решаемыми АСУ станции (ИТАУР), являются:       

  • ведение актуальной вагонной модели станции;
  • планирование поездообразования и работы станции во взаимодействии с центром управления перевозками;
  • формирование сортировочного листка для автоматической работы горочных устройств;
  • автоматическое ведение графика исполненной работы на основе спутниковой навигации и других средств автоматического съема данных о результатах технологических операций;
  • оформление первичных технологических документов;
  • взаимодействие на основе безбумажных технологий с локомотивными депо и другими предприятиями и ряд других функций.
  • система автоматического закрепления подвижного состава – технические устройства, позволяющие в автоматическом режиме без участия персонала безопасно закреплять подвижной состав на приемо-отправочных путях станции.
  • автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов – комплекс технических средств, обеспечивающий в составе технологического процесса станции:
  •  выявление фактов нарушений требований габарита погрузки или смещения груза в процессе движения поезда;
  •  взвешивание подвижного состава и контроль допустимых весовых норм погрузки вагона;
  •  при наличии специализированного программного обеспечения и видеокамер – автоматическое списывание и распознавание номеров вагонов.
  • автоматизированная система контроля инвентарных номеров вагонов – комплекс, обеспечивающий автоматическое списывание и распознавание номеров вагонов при приеме или отправлении поезда на/со станции, а также при выполнении различных технологических операций (прием, сдача подъездов на путь, перестановка вагонов из парка в парк и др.).
  • микропроцессорная и/или релейно-процессорная электрическая централизация (МПЦ) – современный безопасный программно-аппаратный комплекс, в т.ч. с обеспечением киберзащищенности, для централизованного управления стрелками, сигналами, переездами и другими объектами на станциях и перегонах с целью организации движения. Все операции по управлению стрелками и сигналами осуществляются посредством управляющего компьютера с рабочего места дежурного по станции. Преимуществом данной системы является возможность интеграции и взаимодействия с управляющими системами более высокого уровня, а также выполнение логического контроля за действиями дежурного по станции при организации движения поездов, в том числе в нестандартных ситуациях. Эффективна при наличии на станции более 50 стрелочных переводов, для станций с меньшим количеством стрелок более эффективным является применение релейно-процессорных централизаций.
  • вспомогательные системы: освещение, радиооповещение, видеонаблюдение – данные технические решения обеспечивают автоматическое управление наружным и внутренним освещением на станции и прилегающих участках, информирование работников на путях о происходящих перемещениях поездов и вагонов по станции, соблюдение требований транспортной безопасности и контроль допуска сотрудников на объект.
  • интегрированная система обмена технологическими документами – обеспечивает ведение технологических и перевозочных документов в электронном виде, в том числе с использованием электронной подписи при взаимодействии как внутренних, так и внешних участников перевозочного процесса.
  • автоматизированная система опробования тормозов – проверка технического состояния тормозного оборудования поезда с автоматической записью параметров, гарантирующих требования безопасности при формировании поездов.
  • система управления транспортным узлом (АСУ ТУ) – программный комплекс, обеспечивающий автоматизированное планирование работы транспортного узла во взаимодействии с другими видами транспорта и клиентами, в том числе обмен электронными данными между АСУ других отраслей транспорта.
  • мобильные рабочие места – переносные устройства, позволяющие организовать выполнение и дистанционный контроль технологических операций.
  • комплекс автоматического приготовления станционных маршрутов движения – программно-технический комплекс, предназначенный для реализации задач автоматического приготовления станционных маршрутов на основе смоделированных процессов работы станции и текущей поездной обстановки.
  • комплекс автоматической установки маршрутов пропуска (АУМ) – комплекс программно-технических средств, обеспечивающий автоматическое формирование заданий на приготовление маршрутов пропуска поездов по промежуточным станциям с учетом текущей поездной обстановки на прилегающих участках, реализуемый уровнем диспетчерского управления с передачей информации на МПЦ (РПЦ).
  • диспетчерская централизация – комплекс программно-технических средств, предназначенный для организации дистанционного управления стрелками и сигналами нескольких станций с рабочего места поездного диспетчера. Во взаимодействии с комплексом АУМ сигналы и стрелки могут управляться автоматически на основе актуального графика движения поездов на участке.

Для промежуточной станции основными компонентами будут являться следующие технические и аппаратно-программные модули:

  • релейно-процессорная централизация;
  • диспетчерская централизации;
  • комплекс автоматической установки маршрутов пропуска (АУМ).

В случае, если на станции выполняются грузовые или технические операции, то она должна быть подключена к основной базовой АСУ станции и обеспечить передачу для нее необходимой информации, в том числе с применением мобильных рабочих мест с обеспечением требований информационной безопасности.