DB — восстановление после потерь 2015 года

Для железных дорог Германии (DB) 2015 год был очень трудным. Весной состоялась самая длительная и изнурительная за всю историю компании забастовка машинистов, которая обошлась DB в 252 млн евро. Неблагоприятные погодные условия нанесли значительный ущерб инфраструктуре и стали причиной перебоев в работе железнодорожной сети. К тому же железным дорогам Германии пришлось столкнуться с проблемой перевозки сотен тысяч беженцев. Все эти явления происходили на фоне обострения конкуренции. В результате в первом полугодии 2015 г. объем пассажирских перевозок снизился на 1,6 %, грузо-оборот — на 6 %. Показатель EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) упал на 18,2 %, а чистая прибыль уменьшилась на 39 % — с 642 до 391 млн евро. В августе 2015 г. руководство DB объявило о крупной реструктуризации, включая сокращения на высшем уровне руководства, объединение грузовой и пассажирской служб, упразднение служб технического развития и охраны окружающей среды, а также возвращение в
холдинг DB транспортно-логистической компании DB Mobility Logistics, которая создавалась в расчете на первичное публичное размещение акций на рынке. Ликвидация бюрократических традиций, упрощение двухуровневой структуры управления холдингом и линий функционального подчинения направлены на повышение прозрачности и эффективности управления. В среднесрочной перспективе до 2020 г. планируется снизить издержки на уровне корпорации на 710 млн евро. Итоговые показатели за 2015 г. отражали неординарную ситуацию. В то время как доходы выросли на 1,9 % — до рекордно большой величины 40,5 млрд евро, показатель EBIT снизился на 16,6 % — до 1,76 млрд евро, и год был завершен с убытком 1,3 млрд евро против прибыли в размере 988 млн евро в 2014 г. Ущерб от забастовок и штормовых ветров с ливнями и грозами оценивался в 370 млн евро. DB не смогли обеспечить выполнение намеченных финансовых показателей и показателей качества, что осложнило конкурентную борьбу против других видов транспорта, например автомобильного, оказавшегося в выигрыше за счет снижения цен на топливо. При некотором росте спроса на услуги в пассажирских перевозках железнодорожного транспорта (на 0,3 %) его доля несколько уменьшилась. В перевозках грузов железные дороги добились некоторого роста доли на рынке, равно как и автомобильный транспорт. Усиление конкуренции иллюстрирует тот факт, что из 412 компаний, выполнявших перевозки на магистральной железнодорожной сети Германии в 2015 г., только 17 входили в состав холдинга DB. Причем доля в поездной работе конкурирующих с DB операторов с 2013 по 2015 г. увеличилась с 23,9 до 27,4 %. Однако в первом полугодии 2016 г. появились первые признаки выхода DB из кризиса: показатель EBIT вырос на 13 % и составил 1 млрд евро, несмотря на усиление конкуренции и ценового давления во всех сферах деятельности железных дорог Германии. Вместе с тем чистая финансовая задолженность возросла на 670 млн евро относительно ситуации на конец 2015 г. и составляет 18,2 млрд евро, что обусловлено главным образом выплатой 850 млн евро дивидендов государству — единственному акционеру DB. Тем не менее можно надеяться, что к концу нынешнего года задолженность не превысит 19 млрд евро.

Ремонт контактной сети в районе Мюнхена после шторма «Никлас» (апрель 2015 г.)

Рис. 1. Ремонт контактной сети в районе Мюнхена после шторма «Никлас» (апрель 2015 г.)

Признаки оздоровления

За первые 6 месяцев 2016 г. в перевозках пассажиров дальнего следования, которые испытывают давление со стороны свободных от государственного регулирования автобусных сообщений, зафиксирован рост объема перевозок на 10,6 % (до 66,7 млн чел.), что на 6,4 млн чел. превысило итоги за тот же период 2015 г. Отчасти прирост вызван открытием в декабре 2015 г. высокоскоростного сообщения между аэропортом Галле/Лейпциг и Эрфуртом с вводом специальных льготных тарифов. Рынок по‑прежнему чутко реагирует на изменения цен. Компания продала за первое полугодие 2,3 млн льготных билетов. Тем не менее они составили менее 6 % общего числа проданных билетов. DB успешно работают на рынке перевозок большой дальности в Германии вплоть до восстановления ранее достигнутой доли на рынке и даже ее увеличения. Ситуация на рынке дальних автобусных сообщений, напротив, изменяется, тем- пы роста здесь не только замедлились, но и снизились в первом полугодии 2016 г. Эта ситуация нашла свое отражение в показателе еженедельного пробега автобусов, который оставался практически неизменным с начала года. Практика выдачи концессий на региональные пассажирские сообщения на конкурсной основе, начатая 20 лет назад, сказалась на позициях DB. Будучи изначально монополистом на рынке этих перевозок, DB постепенно уступают позиции частным операторам; единственный вопрос состоял в том, какими темпами и в каких размерах. DB считают свои позиции достаточно сильными даже после очередной потери 3,3 % пассажирооборота, обусловленной в основном проигранными тендерами. Сохранив долю более 70 % на рынке, DB намерены бороться за каждый отдельно взятый тендер, предлагать привлекательное обслуживание, чтобы вернуться на утраченные позиции (рис. 4). Выдерживать давление конкурентов в региональных и местных сообщениях можно, только изменяя бизнес-модели и постоянно повышая качество обслуживания. Грузовое подразделение DB Cargo еще не в полной мере справилось с последствиями забастовки и ненастной погоды в 2015 г., усугубленными обвалом угольных перевозок в Великобритании и спадом перевозок стали в Германии (рис. 5). В первом полугодии 2016 г. DB Cargo отмечало снижение грузооборота на 2,2 % в дополнение к снижению в 2015 г. на 4,3 %, когда этот показатель достиг уровня 98 млрд ткм. На оживление деятельности DB Cargo направлена программа мероприятий по реорганизации системы продажи услуг, оптимизации работы терминалов, повышению производительности и конкурентоспособности. Однако результаты этой работы отразятся на показателях работы далеко не сразу. Компания все еще не компенсировала последствия забастовки 2015 г., итогом которой стал уход к конкурентам примерно 8 – 10 % постоянных клиентов. Большим достижением стало повышение на 2 % в первом полугодии 2016 г. точности соблюдения сроков доставки; достигнутый уровень 75,7 % является лучшим за многие годы. Компания DB Arriva, которая выполняет пассажирские перевозки в 14 странах Европы, зарегистрировала в первом полугодии 2016 г. их рост на 5 %, до 854 млн пассажиров. Отчасти результат обусловлен получением в Великобритании франшизы Northern Rail, которая действует с 1 апреля 2016 г. В ноябре 2016 г. число франшиз DB Arriva в Великобритании увеличилось до пяти (до ноября действовал старый договор, по которому DB Arriva работала совместно с MTR). Компании Arriva принадлежат два независимых оператора, Grand Central и Alliance Rail, еще она управляет линиями облегченного рельсового транспорта в регионе Тайн-энд-Уир (Tyne and Wear Metro), владеет компанией по техническому обслуживанию подвижного состава, а также эксплуатирует 5400 автобусов и 451 автомобиль скорой медицинской помощи. DB являются также владельцем крупнейшего в Великобритании опера тора грузовых перевозок — DB Cargo. В Великобритании на DB работают 33 тыс. рабочих и служащих, а годовой оборот в 2015 г. составил 3,7 млрд евро. Для Великобритании компания DB является одним из крупнейших иностранных работодателей, а для DB Великобритания представляет самый важный рынок после Германии. Безусловно, решение Великобритании о выходе из ЕС повлияет на деятельность DB. Будучи второй по величине экономикой ЕС, Великобритания играла и продолжает играть крайне важную роль для Европы в целом. Пока трудно прогнозировать отдаленные политические, экономические и социальные последствия референдума о выходе Великобритании из ЕС, но усиление неопределенности на финансовых рынках, безусловно, негативно отразится на бизнесе DB. Последствия британского референдума уже сказались на деятельности подразделения DB Arriva в силу ослабления национальной валюты Великобритании.

Инициатива 2020

DB анонсировали новую версию стратегии DB2020 как переход от задачи стать лидером рынка прибыльных услуг к задаче стать лидером рынка прибыльных и качественных услуг. Качество предлагаемых компанией услуг ставится во главу угла корпоративной стратегии. DB повышают уровень амбициозности своих экологических планов — планируется поднять к 2020 г. долю энергии, получаемой из возобновляемых источников и расходуемой на тягу, с 35 до 45 %, а также снизить выбросы углекислого газа в атмосферу не на 20 %, как  планировалось раньше, а не менее чем на 30 %. В обнародованной компанией программе Zukunft Bahn выделены четыре ключевые области, требующие особого внимания:
• повышение точности исполнения расписаний движения поездов; 

• увеличение объема информации, доступной пассажирам по различным каналам, включая приложение DB Navigator, сайты bahn. de и DB Travel Centers и др.;
• повышение уровня обслуживания в поездах как дальнего следования, так и региональных и местных сообщений;
• мероприятия по контролю за качеством уборки, удобствами и комфортом на станциях, необходимые для полного удовлетворения потребностей пассажиров.
Что касается соблюдения графика, в центре внимания будут мероприятия на узловых станциях. Размещение в крупных узлах специальных групп специалистов уже значительно улучшило показатели своевременности отправления поездов. В Кёльне, Лейпциге и Штутгарте были зарегистрированы улучшения на величину порядка более 15 процентных пунктов.
В первом полугодии 2016 г. точность соблюдения графика составила 78,4 % а в первые недели июля наметилась тенденция к ее повышению. DB стремятся к выходу на уровень 80 % в пассажирских сообщениях дальнего следования к концу 2016 г., но задача осложняется большим объемом текущих работ по модернизации инфраструктуры. В реализации программы Zukunft Bahn важная роль отводится переходу на цифровые технологии за счет преобразований в трех ключевых областях: 
• развитие пользовательских интерфейсов с целью повышения уровня комфортности и привлекательности поездок;
• перевод на цифровые технологии внутренних процессов и потоков работ с целью оптимизации использования ресурсов;
• разработка новых бизнес-моделей на базе технологий обработки и анализа большого объема данных. 

В целях обеспечения быстрого прогресса в третьей области DB планируют учредить до конца 2016 г. новую компанию DB Digital Ventures, которая займется разработкой цифровых бизнес-моделей и подготовкой к выводу их на рынок. DB намерены поднять взаимодействие с компаниями-стартапами на более высокий уровень, чтобы предлагать своей клиентуре новые деловые услуги. Большое внимание DB уделяют переходу на системы автоматического ведения поездов. Понятно,что такие перемены не совершаются одномоментно, что процесс будет длительным. Тем не менее ожидается, что поезда с системами автоведения появятся не позднее 2025 г. и будут играть заметную роль в переводе деятельности железных дорог на цифровые технологии. Эти планы не содержат угрозы занятости машинистов. Напротив, полная автоматизация вождения поездов создаст возможности для повышения роли этой профессии. Компания рассчитывает, что внедрение новых технологий позволит снизить затраты и потребление электроэнергии, повысить точность соблюдения графика и пропускную способность сети.

Тестирование нагрудных видеорегистраторов для сотрудников железнодорожной службы безопасности

Рис. 2. Тестирование нагрудных видеорегистраторов для сотрудников железнодорожной службы безопасности

Повышение мер безопасности на сети DB

DB ежегодно тратят порядка 160 млн евро на обеспечение безопасности как пользователей услуг, так и своих работников. Но события всего одной недели в июле 2016 г., когда в Вюрцбурге беженец из Афганистана напал с топором на нескольких пассажиров поезда, в Мюнхене произошло нападение на торговый центр, а в Ансбахе вблизи места проведения музыкального фестиваля прогремел взрыв, потребовали решений о принятии повышенных мер безопасности. На организацию видеонаблюдения на станциях выделено дополнительно более 85 млн евро. Незадолго до этих событий специальной группе по разработке технических средств обеспечения безопасности была поручена разработка новой концепции обеспечения безопасности на железных дорогах. Одним из результатов работы группы стали испытания нагрудных видеоре-гистраторов для сотрудников железнодорожной службы безопасности. Результаты испытаний показали, что включение видеорегистратора становится эффективным сдерживающим фактором для лиц, склонных к правонарушениям. Эти устройства планируется массово вводить в эксплуатацию начиная с 1 января 2017 г. Аналогичные испытания проводятся с начала 2016 г. федеральной полицией Германии. В службе безопасности DB занято 3700 чел., поддержку им оказывают 5000 сотрудников полиции. DB уже давно сотрудничают с правоохранительными структурами по вопросам борьбы с угрозой терроризма и намерены развивать эти отношения. В среднесрочных планах компании — увеличение штата этой службы DB на несколько сотен человек в ближайшие годы. Компания также намерена адаптировать курс профессиональной подготовки с учетом новых обстоятельств и расширить содержание курса. С июля 2016 г. численность патрулей федеральной полиции на железнодорожных станциях и в аэропортах постепенно увеличивается, но даже с учетом этих дополнительных мер DB признают ограниченность возможностей в деле повышения уровня безопасности. Самые совершенные планы обеспечения безопасности никогда не смогут полностью исключить вероятность актов насилия. И тем не менее поезда и железнодорожные станции в Германии относятся к наиболее безопасным общественным местам, а сотрудники компании намерены активно работать, чтобы сохранить такое положение.

По материалам отчета «Back on the track to success. Competition Report 2016»;
International Railway Journal, 2016