MTR Express — частный оператор в Швеции

Либерализация европейского рынка дальних пассажирских сообщений способствовала появлению в Швеции конкуренции между новыми операторами и традиционно выполняющими эти перевозки компаниями. Результатом стало приятное для пассажиров снижение платы за проезд, что вызвало серьезные финансовые трудности для операторов, решать которые желательно за счет конкурирующих видов транспорта. Конкуренцию можно считать одним из факторов, способствующих успеху воздушного транспорта на этом маршруте, так как три авиа­ компании предлагают до 25 рейсов в день. MTR Express рассчитывает, что либерализация рынка услуг же­лезнодорожного транспорта внесет свой вклад в развитие конкурентоспособности этого вида транспорта.
 
Шведская государственная компания SJ доминировала в дальних пассажирских перевозках по Западной магистрали более 150 лет, но утратила статус монополии, когда в марте 2015 г. компания MTR Express начала свою работу в сооб­щении Стокгольм — Гётеборг. MTR Express является первой компанией в корпорации MTR (Гонконг), которая использует право выполнять пассажирские перевозки на основе свободного доступа к железнодорожной инфраструктуре.
Впервые MTR вышла на рынок транспортных услуг Швеции в 2009 г., заключив 8­летний контракт на перевозки в метро Сток­гольма. Использование права свободного доступа — это следующий логичный для MTR шаг в Швеции, где рынок перевозок считается одним из самых развитых в плане либерализации железнодорожного транспорта, что обеспечивает равные условия для всех участников рынка и повышает его привлекательность для ведения такого бизнеса.
Спустя 18 мес. после обнародова­ния намерений по использованию права свободного доступа MTR Express организовала курсирование четырех поездов в день по маршруту длиной 455 км с временем в пути 3 ч 19 мин и тремя промежуточными остановками (рис. 1). Поставка оставшейся части поездов позволит в течение следующих нескольких месяцев увеличить интенсивность движения до 8 поездов/сут.
Компания SJ предоставляет на этом маршруте 18 поездов/сут, самые быстрые из которых (SJ 2000 из вагонов с наклоном кузова в кривых) проходят путь за 3 ч 1 мин. Тем не менее доля железнодорож­ных сообщений в этом коридоре остается ниже, чем конкурирующих видов транспорта: на воздушный и автомобильный приходится соответственно 30 и 50% пассажирских перевозок между Стокгольмом и Гётеборгом.
Преимущество данного направления состоит в том, что время в пути позволяет конкурировать с воздушным транспортом, а его протяженность делает его привлекательным по сравнению с автомобильным.
MTR Express стремится взять лучшее из опыта воздушного транспорта для обеспечения конкурентного преимущества; система дина­мического управления доходами компании более развита по срав­нению с компанией SJ, надлежащее управление доходами имеет пер­востепенное значение для успеха перевозчика, действующего по модели конкуренции «на маршруте».
image
 
Рис. 1. Поезд оператора MTR Express
 
Во многих европейских странах открытие доступа к железнодорож­ной инфраструктуре часто сопро­вождалось сильной конкурентной борьбой между перевозчиками, что приводило к постоянному снижению средней цены билетов. В Италии развитие конкуренции приве­ло к тому, что средняя цена билета значительно снизилась с выходом на рынок высокоскоростных перевозок компании NTV. Феде­ральные железные дороги Австрии (ÖBB) также значительно снизили цены на билеты в сообщении Ве­на — Зальцбург (на своем самом доходном маршруте), когда столкнулись с конкуренцией со стороны компании Westbahn. Соперничество железных дорог Чехии (ČD), новых операторов Leo Express и Re­-gio Jet в коридоре Прага — Острава быстро переросло в настоящую ценовую войну.
MTR Express определяет стратегию своей деятельности исходя из того, что SJ не посчитает оправданным снижать цены ради сохранения своих позиций на рынке, поскольку имеет значительный потенциал в межвидовой конкуренции. Кроме того, очевидно, что MTR Express располагает эффективной системой оптимизации расходов, а так­ же имеет возможность сократить стоимость проезда в случае необходимости. В частности, MTR Express может предлагать недоро­гие билеты за счет синергетического эффекта от взаимодействия с MTR Stockholm, получаемого от со­вместного управления трудовыми, финансовыми и IT­-ресурсами. Ма­теринская корпорация MTR также может оказывать помощь своей до­ черней компании путем проведения финансового и технического аудита с целью выявления слабых мест и подготовки рекомендаций по их устранению.
 
Подвижной состав
 
MTR Express в ноябре 2013 г. заказала компании Stadler шесть электропоездов FLIRT 3, рассчитанных на движение с максимальной ско­ростью до 200 км/ч. Стоимость заказа составила 90 млн. дол. США. На начальном этапе для обеспечения расписания движения поездов не­ обходимы три поезда плюс резервный. Поставляемые поезда созданы на основе электропоезда серии 74, введенного в эксплуатацию на железных дорогах Норвегии в 2012 г., поскольку компания MTR Express особо оговаривала использование варианта подвижного состава, уже апробированного в условиях Скан­динавии, чтобы тем самым обеспечить беспроблемный ввод новых поездов в эксплуатацию. Первый поезд прибыл в Швецию в ноябре 2014 г., а последний планируется поставить в августе 2015 г., что позволит выйти на расчетные размеры движения — восемь рейсов/сут. Компания Stadler обеспечит техническое обслуживание поездов в депо около Стокгольма в соответствии с контрактом, рассчитанным на 10 лет.
 
Ценовая политика
 
В пяти вагонном поезде — 244 места для сидения (рис. 2). Схема размещения кресел во всех вагонах одинакова, объем предоставляемого пассажирам обслуживания зависит от категории билета. MTR Express не выделяет места первого или второго класса, оставляя тем самым возможность гибко реагировать на изменения спроса и регулируя тем самым свои доходы.
Тариф Fix является самым низ­ким по начальной стоимости (от 185 шведских. крон, или 21 дол. США), но действует только в определенных поездах. Билет по тарифу Flex ценой начиная с 395 крон дает пассажиру право выбирать место, а тариф Plus ценой более 595 крон по­ мимо выбора места предполагает еще возможность заказать питание. Кроме того, тариф Plus дает воз­можность забронировать сиденье рядом, если пассажиру требуется больше пространства, а также вы­ брать себе подходящее место с по­мощью схемы расстановки кресел в вагоне, доступной в сети Интернет.
 
image
Рис. 2. Салон вагона поезда MTR Express
 
Все тарифы гарантируют бес­ платный Wi­Fi­доступ; впервые в Швеции оператор железнодорожных перевозок гарантирует возврат оплаты по тарифам Flex и Plus в слу­чае отмены бронирования — еще один пример внедрения практики компаний воздушного транспорта. MTR Express подписала согла­шения с ритейлерами по продаже билетов на станциях и в туристических агентствах. Поскольку при­ мерно 80% пассажиров предпочита­ют заказывать билеты онлайн, при­ чем половина из них делает это с по­мощью мобильных устройств, MTR Express сосредоточила усилия на оптимизации своего веб­сайта для пользователей смартфонов и планшетов. Также билеты доступны на шведском сервисе по планированию путешествий resrobot.se, который интегрирует предложения 37 опе­раторов воздушного, автомобиль­ного и железнодорожного транспорта, паромных сообщений на еди­ной платформе. Помимо того, MTR Express представлена и в нескольких международных системах продажи билетов.
Главный приоритет компания отдает пассажирам, совершающим деловые поездки, так как, по прогнозам MTR Express, они могут обеспечить до 25% пассажиропотока. В полном расписании компании шесть из восьми поездов бу­дут отправляться из Стокгольма и Гётеборга в часы пик; MTR Express заключила с некоторыми корпоративными пользователями соглаше­ния о сотрудничестве, что является отражением факта переключения таких пользователей с воздушного транспорта на железнодорожный. Многие шведские компании стали следовать политике использования транспорта с низким уровнем выбросов для деловых поездок длительностью менее 5 ч, что является очень важным фактором для рынка железнодорожных перевозок.
В то время как рынок деловых поездок показывает готовность к росту, пассажиры, путешествую­щие в свободное время, являются другим важным направлением деятельности компании. MTR Express достаточно агрессивно работает в этой сфере, предоставляя скидки в непиковое время и предлагая низ­кие цены студентам и пенсионерам. Будучи малой компанией, MTR Express может оперативно начать ре­кламную кампанию, когда спрос на услуги становится низким. Такая позиция является основой модели бизнеса компании, ориентированной на предложение услуг высокого уровня по невысоким ценам.
 
Реальные трудности
 
Несмотря на то что Швеция— это страна со сформировавшимся рынком, готовым для работы операто­ров, пользующихся правом свободного доступа к инфраструктуре, по­следним все же приходится сталки­ваться с рядом структурных проблем. Новые перевозчики входят на этот рынок без гарантированного долгосрочного соглашения о свобод­ном доступе, пока инфраструктурная компания Trafikverket распре­деляет пропускную способность на ежегодной основе. Однако в конце 2015 г. шведское правительство планирует опубликовать отчет по вопросу того, как в дальнейшем бу­дет происходить такое распределе­ние, а глава MTR Express входит в ко­митет, наблюдающий за процессом предоставления ниток графика. Для нынешней системы характерны су­щественные административные из­держки: претенденты обращаются с заявлением о предоставлении пропускной способности в апреле, рас­пределение происходит в сентябре, а график движения вступает в силу в декабре. Рынок, безусловно, может выиграть от стабильного долгосроч­ного планирования.
В настоящее время MTR Express только начинает свою деятельность, о результатах которой пока рано судить. Однако вполне очевиден вопрос о планах компании на рынке пассажирских перевозок Сканди­навии. По оценке MTR Express, в регионе имеется некоторое, доста­точно небольшое число маршрутов, представляющих интерес с точки зрения компаний с правом открытого доступа. Вместе с тем корпорация MTR впервые реализует про­ект по организации обслуживания сообщений в условиях полной коммерческой свободы по собственной модели, и MTR Express предстоит подтвердить ее эффективность. По­ этому основное внимание в ближайшей перспективе будет уделено направлению Стокгольм — Гётеборг.
 
International Railway Journal, 2015, № 4,
p. 18 – 19; материалы сайта MTR Express
(mtrexpress.se).