Stadler строит новые поезда для Беларуси

Техническое задание 

Новые низкопольные поезда предназначены для эксплуатации со скоростью до 200 км/ч на междугородних и межрегиональных маршрутах с расстоянием между станциями более 50 км. БЖД уделяет большое внимание комфортному внутреннему оборудованию вагонов бизнес-класса и увеличенному расстоянию между креслами в вагонах эконом-класса. Всего в поезде 382 сидячих места, отсутствие ступеней в салоне облегчает перемещение тележек-мини-баров. Кроме того, в поезде предусмотрен буфет, четыре стандартных туалета и один туалет для лиц с ограниченными возможностями. Поезд может эксплуатироваться при температурах от -40°C до +40°C, при этом системы, связанные с безопасностью движения и холодным пуском, работают при температуре до -50°C.

Новые поезда семейства FLIRT 

Новые составы для БЖД, получившие обозначение «Э ПМ» , входят в семейство модульных поездов FLIRT G с электрическими, дизельными или гибридными силовыми установками. Число вагонов в этих поездах варьируется от трех до восьми. В техническом плане они представляют собой модификацию поездов FLIRT, отлично зарекомендовавших себя в странах с северным климатом (Финляндии, Норвегии), а также в Эстонии и Б елоруссии. Применение габаритов по ГОСТу позволило увеличить ширину кузова до 3480 мм. Данное обстоятельство в сочетании с требуемой прочностью кузова на сжатие (2000 кН) привело к созданию отдельного семейства поездов. Форма фронтальной части головного вагона сохраняет черты, характерные для всех поездов FLIRT производства фирмы Stadler. В то жевремя энергопоглощающие элементы, отвечающие требованиям ГОСТа, скрыты под кабиной машиниста. Цветовое решение наружного дизайна выбрано заказчиком и соответствует цветовой концепции парка  подвижного состава БЖД: красный цвет - для пригородных поездов, синий - для региональных и зеленый - для поездов дальнего следования. 
 

Посадочные площадки и внутреннее оборудование 

Поезда «ЭПМ» предназначены для посадки-высадки пассажиров на станциях с высотой платформы 200 и 550 мм. Каждый вагон оборудован  двумя одностворчатыми прислонносдвижными дверями с шириной проема 1000 мм. Для посадки и высадки на платформах высотой 200 мм предусмотрены две ступени, а также переносная рампа для удобства пассажиров в инвалидных колясках. На платформах 550 мм верхняя выдвижная ступень, перекрывающая зазор между посадочной площадкой и платформой, позволяет инвалидам-колясочникам осуществлять посадку и высадку из вагона без посторонней помощи. Внутренние помещения поезда очень просторные, во многом за счет применения габаритов по ГОСТу. В отличие от уже эксплуатируемых в Минске пригородных электричек FLIRT, в составе новых поездов имеются вагоны двух классов. Секция бизнес-класса расположена в одном из головных вагонов. Она оборудована 16 комфортабельными кожаными креслами с регулируемым положением сидений, столиками различных размеров, солнцезащитными шторками, гардеробом, полками и стойками для багажа. В вагонах эконом-класса кресла установлены с расположением в ряд и лицом к лицу по схеме 2+2 и 2+3.Сиденья и спинки кресел обтянуты велюром, положение спинки регулируется. Буфет оборудован всем необходимым для продажи напитков, холодных закусок и горячих блюд. Здесь имеются барная стойка, холодильная витрина, аппарат для приготовления кофе, бойлер и микроволновая печь. Питьевая вода хранится в 19-литровых бутылях. Бойлер включен в отдельный контур. Кроме того, в буфете и отдельном помещении предусмотрено место для хранения продуктов питания. 

Техническое оснащение

Кабина машиниста выполнена в соответствии с требованиями заказчика и ГОСТа. Управление поездом может осуществляться как с помощником, так и в одно лицо. В компоновке пульта управления учтены современные требования эргономики: все основные органы управления и мониторы расположены непосредственно перед машинистом. Также поезд оборудован системой безопасности КЛУБ-У  станцией поездной радиосвязи РВС и системой контроля состояния машиниста ТСКБМ российского производства. Индивидуальные осевые приводы, состоящие из трансформатора, тягового преобразователя и тяговых двигателей, оснащены необходимыми системами охлаждения и располагаются непосред ствен н о над моторными тележками.
 
 
За счет этого обеспечивается оптимальная передача усилий для ускорения и эффективного рекуперационного торможения.Система управления построена на децентрализованных сетях CAN, выполненных с резервированием, и сети Ethernet. Благодаря этому обеспечивается высокий уровень устойчивости системы и эксплуатационной готовности подвижного состава, в том числе при выходе из строя отдельных узлов. Сигналы, связанные с безопасностью, дополнительно передаются через обычную цепь управления. Система диагностики и визуализации, разработанная компаний Stadler, обеспечивает машиниста и обслуживающий персонал необходимой информацией о состоянии поездного оборудования, облегчает поиск и устранение неисправностей. Так же как и в уже эксплуатируемых в Беларуси поездах FLIRT, новые составы имеют улучшенную теплоизоляцию. Для обогрева пассажирских салонов используются конвекционные нагреватели в сочетании с тепловентиляторами на посадочных площадках и кондиционерами, оборудованными системой рекуперации тепла. Для нагрева и охлаждения воздуха в кабинах машиниста предусмотрены отдельные системы отопления и кондиционирования. В качестве хладагента в кондиционерах используется R134a. Система информирования пассажиров и видеонаблюдения включает подсистему внутрипоездной связи, оповещений и переговорные устройства, а также лобовые и боковые светодиодные  табло, внутренние мониторыTFT, подготовку беспроводной сети WLAN для пассажиров (поезд  оборудован всеми узлами системы, кроме роутера). За снабжение систем поезда сжатым воздухом отвечают два пластинчатых ротационных компрессора. Все пневмопроводы в поезде выполнены из нержавеющей стали. Электродинамический рекуперационный тормоз служит основным. С одной стороны, это обеспечивает малую изнашиваемость тормозов, а с другой - в сочетании с подключаемым при необходимости электропневматическим тормозом - высокую эффективность тормозной системы поезда в целом. Механический тормоз воздействует на колесные тормозные диски. В качестве стояночного используется пружинный тормоз. 

Ход реализации проекта и перспективы

Проектно-конструкторские работы в основном завершены, начато производство первого поезда. Окончательная сборка и пусконаладка будут выполняться на минском заводе компании Stadler. Последующие испытания, в том числе типовые, предусмотрены на различных участках сети Белорусской железной дороги. Оба поезда будут переданы БЖД в 2016 году. 
 
Фриц Шаад, Stadler Bussnang AG, технический руководитель проекта