- Железнодорожный путь, путь
Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя верхнее строение пути, земляное полотно, водоотводные, водопропускные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенные в полосе отвода, а также искусственные сооружения.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Железнодорожный путь общего пользования
Железнодорожный путь на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Железнодорожный путь необщего пользования
Железнодорожный подъездной путь, примыкающий непосредственно или через другие железнодорожные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или собственных нужд.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Железнодорожные пути и стрелочные переводы, переданные в ведение
Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, переданные в ведение подразделений ОАО «РЖД» для управления эксплуатацией и содержанием в пределах станционной территории.
Примечания:
1. Исключение составляют железнодорожные пути: главные; приемо-отправочные; сортировочные (сортировочно-отправочные); для стоянки вагонов, в том числе, поездов с опасными грузами класса 1 (взрывчатыми материалами), для ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами.
2. Управление эксплуатацией железнодорожных путей осуществляется руководителем структурного подразделения, использующего железнодорожные пути в производственно-хозяйственной деятельности.
3. Содержание железнодорожных путей и стрелочных переводов осуществляется балансодержателем.
[На основе положений «Порядка передачи управления эксплуатацией, содержания путей и стрелочных переводов в ведение подразделений ОАО «РЖД» в пределах станционной территории», утверждённого распоряжением ОАО «РЖД» от 3 октября 2018 г. № 2553/р]
- Главные пути
Пути перегонов, а также пути станций, являющиеся непосредственным продолжением путей прилегающих перегонов и, как правило, не имеющие отклонения на стрелочных переводах.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Боковой путь
Приемо - отправочный путь, при входе на который подвижной состав отклоняется по стрелочному переводу.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Специализированный по направлению железнодорожный путь
Железнодорожный путь, оборудованный средствами сигнализации для организации движения железнодорожных поездов в одном направлении.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Бесстыковой железнодорожный путь
Железнодорожный путь, содержащий сварные рельсовые плети.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Станционный железнодорожный путь
Железнодорожный путь в границах железнодорожной станции, назначение которого определяется производимыми на нем операциями.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Путь безостановочного пропуска
Станционный боковой путь, предназначенный для безостановочного пропуска поездов и оборудованный напольными устройствами автоматической локомотивной сигнализации.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Станционный вытяжной путь
Железнодорожный путь, как правило, тупиковый, обеспечивающий выполнение маневровых операций по перестановке с одного пути на другой путь групп вагонов, а также расформирование, формирование, осаживание составов поездов.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Профилированный вытяжной железнодорожный путь
Железнодорожный путь, имеющий сплошной уклон в сторону соединительных путей для облегчения и ускорения выполнения маневровой работы по сортировке вагонов и сокращения общей потребной длины вытяжного пути.
[На основе определений к термину «Станционный вытяжной путь», установленных в ГОСТ 34530-2019 «Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения» и в ГОСТ Р 53431-2009 «Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения»]
- Соединительный путь
Станционный путь, служащий для соединения основных станционных путей и парков путей друг с другом, с грузовыми площадками, складами, пунктами ремонта подвижного состава.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Парк железнодорожных путей
Группа станционных путей одинакового назначения, объединенная общими стрелочными горловинами.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Приемо - отправочный путь
Станционный путь, на котором выполняются технологические операции, связанные с приемом и отправлением поездов, посадкой и высадкой пассажиров, скрещением поездов на однопутных линиях и ожиданием обгона более срочными поездами.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Приемо-сдаточные [выставочные] пути
Определенные договором на подачу-уборку вагонов железнодорожные пути в пределах станции или на подъездном пути для выполнения приемосдаточных операций.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Выправка пути
Исправление железнодорожного пути в продольном профиле с уплотнением балласта под шпалами.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Обкатка железнодорожного пути
Величина пропуска по отремонтированному железнодорожному пути подвижного состава в тыс. т брутто, которая устанавливается в зависимости от средств механизации, применяемых для уплотнения балласта.
[Термин вводится впервые по предложению ЦП ЦДИ]
- Стабильное положение пути в эксплуатации
Отсутствие интенсивного накопления расстройств по геометрии рельсовой колеи, поперечных подвижек рельсошпальной решетки и продольных смещений плетей бесстыкового пути, а также интенсивного выхода из строя элементов верхнего строения пути, требующих проведения внеплановых ремонтных работ.
[Термин вводится впервые по предложению ЦП ЦДИ]
- Стабильное положение пути после ремонта
Отсутствие появления и накопления расстройств по геометрии рельсовой колеи, поперечных подвижек рельсошпальной решетки от сдвига ее по балласту, продольных смещений плетей бесстыкового пути в течение установленного гарантийного срока на качество ремонтных работ.
[Термин вводится впервые по предложению ЦП ЦДИ]
- Степень стабилизации пути
Состояние пути, контролируемое пропуском подвижной нагрузки, при котором интенсивность накопления остаточных осадок не должна превышать 0,5 мм на 10 тыс. т.
[Термин вводится впервые по предложению ЦП ЦДИ]
- Граница (границы) станционного пути (главного пути)
Входной и выходной стрелочные переводы на железнодорожной станции.
[Термин вводится впервые по предложению ЦП ЦДИ]
- Граница (границы) станционного пути (не главного пути)
Граница начала станционного пути - стрелочный перевод, являющийся началом станционного пути; граница конца станционного пути – стрелочный перевод, являющийся концом станционного пути, или упор.
[Термин вводится впервые по предложению ЦП ЦДИ]
- Пикет, ПК
Точка разметки расстояния на железнодорожных линиях с шагом в 100 м.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Пикетный знак
Знак разметки расстояния на железнодорожных линиях с цифровым обозначением на обочине железнодорожного пути.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Путевой участок
Часть железнодорожного пути определенного технологического назначения.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Гарантийный участок
Участок, ограниченный пунктами технического обслуживания, протяженность которого определяется исходя из необходимости безопасного проследования вагонов в исправном состоянии в составе поезда.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Горно-перевальный участок
Участок железнодорожного пути, имеющий переломы продольного профиля, затяжные подъемы и спуски с приведенным уклоном не менее 8 ‰ в сочетании с кривыми малого радиуса, расположенный в горных условиях, где требуется применение продолжительного (усиленного) режима тяги и обеспечения особых условий работы тормозных средств (при этом возможно ограничение скорости в режиме тяги из-за нагрева электродвигателей электровозов) для обеспечения движения поездов расчетного веса.
[Правила назначения ремонтов железнодорожного пути, утверждённые распоряжением ОАО «РЖД» от 17 декабря 2021 г. № 2888/р]
- Предохранительный тупик
Железнодорожный путь, предназначенный для предупреждения выхода железнодорожного подвижного состава на маршруты следования поездов.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Улавливающий тупик
Железнодорожный путь, предназначенный для остановки потерявшего управление поезда или части поезда при движении.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Компонент железнодорожного пути
Отдельная конструкция или сооружение железнодорожного пути, рассматриваемая учетной политикой как составная часть комплексного основного средства - железнодорожного пути.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Верхнее строение железнодорожного пути
Составная часть железнодорожного пути, предназначенная для восприятия нагрузок от колес железнодорожного подвижного состава и передачи их на нижнее строение пути, а также для направления движения колес по рельсовой колее.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Нижнее строение железнодорожного пути
Составная часть железнодорожного пути, включающая земляное полотно с искусственными сооружениями.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Земляное полотно
Инженерное грунтовое сооружение в виде насыпей, выемок, нулевых мест, полунасыпей, полувыемок и полунасыпей-полувыемок, служащее основанием для верхнего строения железнодорожного пути и воспринимающее нагрузку от верхнего строения пути и железнодорожного подвижного состава.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Искусственное сооружение
Сооружение, возводимое на пересечениях железной дороги с водными преградами, другими железными дорогами, автомобильными дорогами, глубокими ущельями, горными хребтами, застроенными городскими территориями, а также возводимое для обеспечения перехода людей и животных через железнодорожные пути и обеспечения устойчивости земляного полотна в сложных инженерно-геологических условиях и условиях рельефа местности.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Балластная призма
Составная часть верхнего строения железнодорожного пути - минеральный сыпучий материал, уложенный на основную площадку земляного полотна и имеющий определенный гранулометрический состав, обеспечивающий горизонтальную и вертикальную устойчивость железнодорожного пути при воздействии нагрузок от железнодорожного подвижного состава и температурных изменений.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Рельс
Стальное изделие в виде специального фасонного профиля, состоящее из головки, шейки, подошвы и предназначенное для верхнего строения рельсовых путей железнодорожного магистрального и промышленного транспорта, метрополитенов и трамвайных путей, а также для крановых и подвесных путей.
Примечание - Рельсовые пути изготавливаются для поездов, кранов, тележек и тельферов, а также для другого подъемно-транспортного оборудования и других передвижных, поворотных и вращающихся конструкций. Рельсы для кривых участков рельсовых путей железнодорожного транспорта дополнительно маркируют.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Рельсовая колея
Составная часть верхнего пути, являющаяся направляющей для колес железнодорожного подвижного состава, состоящая из двух нитей, установленных на определенном расстоянии одна от другой и прикрепленных к шпалам, брусьям или плитам.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Рельсовая нить
Последовательно лежащие рельсы, примыкающие концами друг к другу и соединенные между собой стыковыми скреплениями или сваркой.
Примечание - В кривых участках рельсовых путей различают наружную и внутреннюю рельсовые нити, а на двухпутных участках - откосную и внутреннюю рельсовые нити.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Ось железнодорожного пути
Условная линия, проходящая посередине рельсовой колеи.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Пологая кривая
Криволинейный участок железнодорожного пути, имеющий радиус от 3000 м и более.
Для пологих кривых переходные кривые не устраиваются.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Шпала, рельсовая опора, подрельсовое основание
Составная часть верхнего строения железнодорожного пути, служащая для фиксирования рельсов в устойчивом положении, обеспечения постоянства геометрических размеров и положения рельсовой колеи в плане и профиле, а также для передачи давления от железнодорожного подвижного состава и рельсов на нижнее строение пути непосредственно или через балластную призму.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Железнодорожные рельсовые скрепления
Элементы железнодорожного пути, обеспечивающие соединение рельсов между собой (стыковые) и рельсов с рельсовыми опорами (промежуточные), а также обеспечивающих постоянство геометрических размеров положения рельсовой колеи в плане и профиле.
Примечание - При использовании железобетонных и металлических рельсовых опор железнодорожные рельсовые скрепления обеспечивают также электрическую изоляцию рельсов и рельсовых опор.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Железнодорожный стрелочный перевод
Составная часть верхнего строения железнодорожного пути, разветвляющий рельсовый путь на два пути и предназначенный для перемещения железнодорожного подвижного состава с одного железнодорожного пути на другой.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Железнодорожная стрелка
Часть железнодорожного стрелочного перевода, состоящая из рамных рельсов, остряков и переводного механизма остряков.
При наличии крестовин с подвижным сердечником в понятие стрелка входит и крестовина.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Железнодорожная стрелка централизованная
Железнодорожная стрелка, остряки которой, а при наличии крестовины с подвижным сердечником и сердечник, переводятся и контролируются специальными устройствами, управляемыми с одного центрального пункта.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Железнодорожная стрелка нецентрализованная
Железнодорожная стрелка, остряки которой переводятся вручную при помощи переводного механизма непосредственно у стрелки.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Стрелочная горловина
Сосредоточение железнодорожных стрелочных переводов в конце парка железнодорожных путей.
Примечание - Через стрелочную горловину, как структурный элемент железнодорожной станции, осуществляется технологическая связь отдельных подсистем железнодорожной станции и парков железнодорожных путей между собой, а также железнодорожной станции в целом с примыкающими к ней участками.
[На основе определений по ГОСТ Р 53431-2009 «Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения» и литературного источника «Железнодорожный транспорт: Энциклопедия. Под ред. Н.С. Конарева – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994»]
- Рельсошпальная решётка
Рельсы и шпалы, соединённые между собой с помощью промежуточных рельсовых скреплений.
[СП 238.1326000.2015 Железнодорожный путь]
- Новая рельсошпальная решетка
Рельсошпальная решетка, собранная на новых или инвентарных рельсах, новых железобетонных шпалах и скреплениях.
[Приложение № 2 к распоряжению ЦДРП, утвержденному от 7 июля 2002 г. № ЦДРП-175/р]
- Старогодная рельсошпальная решетка
Рельсошпальная решетка, собранная из старогодных элементов верхнего строения пути, годных для повторной укладки в путь. По согласованию с заказчиком ремонтно-путевых работ в конструкцию старогодной рельсошпальной решетки допускается включать новые элементы рельсовых скреплений. Процент или количество новых элементов рельсовых скреплений должны быть отражены в спецификации.
[Приложение № 2 к распоряжению ЦДРП, утвержденному от 7 июля 2002 г. № ЦДРП-175/р]
- Разборка рельсошпальной решетки
Полная разборка конструкции рельсошпальной решетки на отдельные элементы (рельсы, шпалы, скрепления).
[Приложение № 2 к распоряжению ЦДРП, утвержденному от 7 июля 2002 г. № ЦДРП-175/р]
- Сборка рельсошпальной решетки
Сборка рельсошпальной решетки в единую конструкцию из новых или годных для повторной укладки в путь элементов верхнего строения пути.
[Приложение № 2 к распоряжению ЦДРП, утвержденному от 7 июля 2002 г. № ЦДРП-175/р]
- Снятие рельсошпальной решетки
Снятие звеньев рельсошпальной решетки с пути при выполнении модернизации, реконструкции и ремонта верхнего строения железнодорожного пути.
[Приложение № 2 к распоряжению ЦДРП, утвержденному от 7 июля 2002 г. № ЦДРП-175/р]
- Снятая рельсошпальная решетка
Рельсошпальная решетка, снятая с пути при выполнении модернизации, реконструкции и ремонта верхнего строения железнодорожного пути.
[Приложение № 2 к распоряжению ЦДРП, утвержденному от 7 июля 2002 г. № ЦДРП-175/р]
- Укладка рельсошпальной решетки
Укладка звеньев рельсошпальной решетки на земляное полотно или балластную призму.
[Приложение № 2 к распоряжению ЦДРП, утвержденному от 7 июля 2002 г. № ЦДРП-175/р]
- Деревянная вставка
Участок железнодорожного пути с деревянным подрельсовым основанием, расположенный между участками с железобетонным (или иным не деревянным) подрельсовым основанием, протяженностью до 25 м (включительно).
[Термин вводится впервые по предложению ЦП ЦДИ]
- Насыпь
Инженерное земляное сооружение, устраиваемое из природных и/или техногенных грунтов, в пределах которого вся поверхность, основная площадка, земляного полотна располагается выше уровня поверхности земли.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Выемка
Земляное сооружение, выполненное путем срезки естественного грунта по заданному профилю, при этом вся поверхность, основная площадка, земляного полотна располагается ниже уровня поверхности земли.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Водоотводное сооружение земляного полотна
Сооружение в земляном полотне открытого или закрытого типа, предназначенное для защиты от размыва или переувлажнения, сбора атмосферных, поверхностных и грунтовых вод и отвода их от земляного полотна.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Защитное сооружение земляного полотна
Постоянное или временное поверхностное, или заглубленное сооружение земляного полотна, предназначенное для защиты от неблагоприятных природных воздействий на конструкции железнодорожного пути.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Укрепительное сооружение земляного полотна
Покрытие откосов насыпей, выемок, конусов мостов, кюветов, канав, дна водоотводных сооружений и русел вблизи и в составе малых искусственных сооружений, предназначенное для предотвращения повреждений земляного полотна.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Железнодорожный мост
Искусственное сооружение, по которому железнодорожный путь пересекает препятствие.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Железнодорожный тоннель
Искусственное сооружение, по которому железнодорожный путь пересекает высотное или контурное препятствие.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Водопропускная труба
Искусственное сооружение, устраиваемое в теле железнодорожной насыпи для пропуска водного потока.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Скотопрогон
Искусственное сооружение, пересекающее железнодорожный путь ниже уровня движения железнодорожного подвижного состава и предназначенное для прогона скота и/или движения мигрирующих животных.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Железнодорожный переезд
Пересечение в одном уровне автомобильной дороги с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия пропуска подвижного состава железнодорожного транспорта и транспортных средств.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Железнодорожный перегон
Часть железнодорожной линии, ограниченная смежными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Межпостовой железнодорожный перегон
Железнодорожный перегон, ограниченный путевыми постами или путевым постом и станцией.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Неправильный железнодорожный путь
Железнодорожный путь, по которому осуществляется движение железнодорожного подвижного состава в направлении, противоположном специализированному направлению.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Железнодорожный пешеходный переход
Пересечение на одном уровне железнодорожных путей и пешеходной дорожки, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия перехода.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Путепровод пешеходный
Искусственное сооружение мостового типа, предназначенное для перехода над станционными железнодорожными путями.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Виадук железнодорожный
Искусственное сооружение мостового типа, предназначенное для размещения железнодорожного пути над естественной выемкой в рельефе.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Эстакада железнодорожная
Искусственное сооружение, состоящее из ряда однотипных опор и пролетов и предназначенное для перехода железнодорожного пути занятой территории или транспортных потоков над уровнем земли.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]