- Железнодорожная автоматика и телемеханика, ЖАТ
Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств сигнализации, централизации и блокировки, обеспечивающих управление и безопасность движения поездов на железнодорожных участках, перегонах и станциях, а также при маневровой работе.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Раздельный пункт
Пункт, делящий железнодорожную линию на блок-участки или перегоны.
Примечание - Раздельными пунктами служат станции, разъезды, обгонные пункты, путевые посты, проходные светофоры автоблокировки.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Диспетчерский контроль
Система телеконтроля состояния объектов железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях и перегонах диспетчерского участка.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Интервальное движение поездов
Обеспечение пространственного разграничения поездов попутного следования (как в правильном, так и в неправильном направлениях), обеспечиваемое системами безопасности для исключения превышения допустимой скорости и проезда запрещающих сигналов.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Интервальное регулирование движения поездов
Способ регулирования движения поездов и обеспечения безопасности движения путем установления заданных интервалов попутного следования и направления движения поездов по железнодорожным перегонам.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Технология «Виртуальная сцепка»
Инновационная технология интервального регулирования движения поездов на основе обмена по цифровому радиоканалу информацией о режиме движения между локомотивами ведущего и ведомого поездов.
[Инструкция по расчету пропускной и провозной способностей железных дорог ОАО «РЖД», утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» 04.03.2022 №545/р]
- Система интервального регулирования движения поездов, СИРДП
Система железнодорожной автоматики и телемеханики, предназначенная для обеспечения интервального регулирования движения поездов на перегоне.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Путевой пост
Временный или постоянный раздельный пункт на железнодорожных участках, не имеющий путевого развития.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Железнодорожный блок-пост
Раздельный железнодорожный пункт на железнодорожном перегоне, оборудованном полуавтоматической блокировкой.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Блок-участок
Часть железнодорожного перегона, оборудованного автоматической блокировкой или автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи, которая может быть ограничена проходными светофорами или проходным светофором и входным светофором железнодорожной станции, или выходным светофором и первым попутным светофором.
Примечание - Блок-участок может быть не только с фиксированными границами, но и с дискретно изменяемыми границами или непрерывно изменяемыми границами в зависимости от типа применяемой системы интервального регулирования. При этом указатели границы блок-участка не устанавливаются.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Железнодорожный светофор
Устройство, предназначенное для передачи информации о состоянии впереди лежащих блок-участков, секций маршрутов, а также других объектов посредством оптической цветовой сигнализации.
Примечание - По конструкции различают железнодорожные светофоры: мачтовые, консольные, на мостиках, с маршрутным указателем, карликовые, линзовые, прожекторные, переездные, локомотивные.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Семафор
Стационарный механический сигнальный прибор, применяемый на железных дорогах, оборудованных полуавтоматической блокировкой, жезловой системой и централизацией стрелок и сигналов.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Секция маршрута
Путевой участок с индивидуальным контролем занятости и замыкания, используемый как составная часть маршрута.
Примечание - По конфигурации путевого развития различают секции маршрута: стрелочно-путевая секция, бесстрелочный участок пути, секция путь.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Автоматическая переездная светофорная сигнализация
Устройства автоматического включения при приближении поезда сигнальных показаний переездных светофоров и звуковой сигнализации, запрещающих движение через железнодорожный переезд автотранспорту.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Рельсовая цепь, РЦ
Устройство контроля состояния путевого участка на основе электрической цепи, содержащей передатчик, приемник сигнального тока и рельсы, используемые в качестве проводников сигнального тока.
Примечания:
1. Различают режимы работы рельсовой цепи: нормальный, шунтовой, контрольный, автоматической локомотивной сигнализации.
2. По роду сигнального тока различают рельсовые цепи: постоянного и переменного тока.
3. В зависимости от частоты сигнального тока рельсовые цепи переменного тока различают: низкочастотные (25, 50, 75 Гц) и тональной частоты (не менее 200 Гц).
4. По виду сигнального тока различают рельсовые цепи: импульсные, кодовые, непрерывные.
5. По способу организации цепей сигнального тока различают рельсовые цепи: разветвленные и неразветвленные; стыковые и бесстыковые; нормально замкнутые и нормально разомкнутые; наложения. По способу организации цепи тягового тока: однониточные и двухниточные.
6. В зависимости от наличия кодов автоматической локомотивной сигнализации в рельсовой цепи, рельсовые цепи различают: кодируемые и некодируемые.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Тональная рельсовая цепь, ТРЦ
Рельсовая цепь с сигнальным током тонального диапазона частот, работающие на частотном амплитудно-модулированном сигнале
[Термин вводится впервые по предложению ЦМБП]
- Автоматическая блокировка, автоблокировка, АБ
Система интервального регулирования движения железнодорожных поездов, попутно следующих по железнодорожному перегону с помощью сигналов проходных светофоров, установленных на границах блок-участков.
Примечания:
1. По регулируемому направлению движения (установке светофоров) различают одностороннюю и двустороннюю автоблокировки, а также двухстороннюю автоблокировку с возможностью движения в неправильном направлении по сигналам автоматической локомотивной сигнализации.
2. По способу контроля состояния блок-участка различают автоматическую блокировку на основе: рельсовых цепей; счетчиков осей.
3. Различают автоматическую блокировку по типу используемых рельсовых цепей.
4. По используемой элементной базе различают автоматическую блокировку: релейную; электронную; на основе программно-аппаратных средств.
5. По способу размещения оборудования различают автоматическую блокировку с централизованным или децентрализованным размещением.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Автоблокировка с тональными рельсовыми цепями и централизованным размещением аппаратуры, АБТЦ
Автоблокировка, предназначенная для применения на однопутных и двухпутных участках железных дорог при любом виде тяги поездов и позволяющая повысить надежность работы устройств автоблокировки, снизить эксплуатационные затраты, а также время устранения неисправностей.
Примечания:
1. В системе АБТЦ используются тональные рельсовые цепи без изолирующих стыков, изолирующие стыки устанавливаются по концам перегона.
2. Для регулирования движения поездов устанавливаются проходные светофоры на перегоне, которые размещаются на расстоянии 40 м от места подключения аппаратуры тональной рельсовой цепи.
3. Для управления светофорами аппаратура располагается централизованно на станциях, примыкаемых к перегону.
4. Система АБТЦ состоит из перегонных и станционных устройств.
[Термин вводится впервые по предложению ЦМБП]
- Микропроцессорная система автоблокировки с тональными рельсовыми цепями с централизованным размещением аппаратуры в шкафах монтажных и дублирующими каналами передачи информации, АБТЦ-МШ
Система интервального регулирования и обеспечения безопасности движения поездов на скоростных, магистральных и малодеятельных участках.
Движение поездов осуществляется по сигналам проходных светофоров с дублированием показаний АЛСН и/или АЛС-ЕН или с использованием АЛСН и АЛС-ЕН как основного средства интервального регулирования (АЛСО), цифрового радиоканала и подвижных блок-участков.
[Термин вводится впервые по предложению ЦМБП]
- Автоматическая локомотивная сигнализация, АЛС
Система передачи на бортовые локомотивные устройства информации о допустимой скорости движения и дополнительных условиях следования железнодорожного подвижного состава: ограничениях скорости, маршруте движения по железнодорожной станции.
Примечания:
1. По способу передачи информации на бортовые локомотивные устройства различают автоматическую локомотивную сигнализацию: с кодируемыми рельсовыми цепями, с точечными датчиками и индуктивными шлейфами, с цифровым радиоканалом, комбинированные.
2. По способу контроля режима движения, состояния машиниста и бортовых локомотивных устройств различают автоматическую локомотивную сигнализацию: с контролем бдительности машиниста, с контролем скорости движения, комплексную.
3. Автоматическая локомотивная сигнализация может работать во взаимодействии с системами автоматического управления тормозами и автоведением.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного типа, АЛСН
Автоматическая локомотивная сигнализация, при которой информация о сигнале светофора поступает непрерывно.
[Термин вводится впервые по предложению ЦМБП]
- Автоматическая локомотивная сигнализация на микроэлементной базе с фазоразностной модуляцией, АЛС-ЕН
Автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного действия с двукратной фазоразностной модуляцией несущей частоты для применения на скоростных железных дорогах.
[Термин вводится впервые по предложению ЦМБП]
- Автоматическая локомотивная сигнализация как самостоятельное средство сигнализации и связи, АЛСО
Система интервального регулирования движения поездов, при которой движение поездов на перегоне осуществляется только по сигналам локомотивных светофоров, а раздельными пунктами являются указатели границы блок-участков.
Система может проектироваться как с фиксированными границами блок-участков, так и с изменяемыми границами в зависимости от скорости железнодорожного поезда. В последнем случае указатели границ блок-участков не устанавливаются.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Диспетчерская централизация (железнодорожного транспорта)
Система телемеханического централизованного управления устройствами железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях и перегонах диспетчерского участка и контроля их состояния.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Шлагбаум
Устройство железнодорожного переезда, предназначенное для перекрытия автомобильной дороги, состоящее из заградительного бруса и привода.
Примечания:
1. Заградительный брус представляет собой подвижную балку со специальной раскраской.
2. Различают:
- ручной шлагбаум переездной;
- автоматический шлагбаум переездной, с автоматическим приводом заградительного бруса;
- полуавтоматический шлагбаум переездной, с автоматическим переводом заградительного бруса в закрытое положение при приближении поезда, а в открытое положение - командой дежурного по железнодорожному переезду.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Охранная стрелка
Стрелка, устанавливаемая при приготовлении маршрута приема или отправления поезда в положение, исключающее возможность выхода подвижного состава на подготовленный маршрут.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Пост электрической централизации
Пост на станции, в котором сосредоточено управление группой централизованных стрелок и сигналов.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Полуавтоматическая блокировка
Система интервального регулирования движения поездов, при которой на перегоне может находиться только один поезд.
Примечание - Разрешением на занятие перегона служит разрешающее показание выходного светофора станции.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Устройство заграждения переезда
Техническое средство, преграждающее движение автотранспорту через железнодорожный переезд путем подъема специальных плит на проезжей части автомобильной дороги.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Устройство обнаружения нагретых букс подвижного состава
Прибор, позволяющий во время движения железнодорожного подвижного состава в автоматическом режиме выявлять буксы, нагретые до температур, угрожающих разрушением или пожаром.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Электрическая централизация стрелок и светофоров, ЭЦ
Система централизованного контроля и управления объектами железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях с обеспечением установленных требований безопасности движения поездов и заданной пропускной способности.
Примечание - Различают электрическую централизацию стрелок и светофоров:
- релейная централизация, где все функции управления, контроля и безопасности реализуются релейными устройствами;
- релейно-процессорная централизация, где функции управления и контроля реализуются релейными и программно-аппаратными устройствами, а функции безопасности реализуются релейными устройствами;
- микропроцессорная централизация, где все функции управления, контроля и безопасности реализуются программно-аппаратными устройствами.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Ответственная команда (в устройствах диспетчерской и электрической централизации)
Управляющая команда, передаваемая с аппарата управления диспетчерской или электрической централизации, выполняемая под ответственность дежурного персонала по управлению движением железнодорожных поездов и связанная с исключением проверки устройствами железнодорожной автоматики и телемеханики отдельных условий безопасности.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Устройство счета осей
Устройство счета колесных пар железнодорожного подвижного состава, проследовавших через точки установки датчиков.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Сигнализация безостановочного пропуска на железнодорожной станции
Взаимозависимые показания входного-маршрутного и выходного светофора в маршруте пропуска поезда по пути безостановочного пропуска.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Реперный датчик
Пассивный датчик, служащий для корректировки координаты поезда при проследовании заранее определенных географических точек в системах интервального регулирования с изменяемым интервальным разграничением и цифровым радиоканалом.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Точка прицельного торможения
Место, в котором согласно переданным на поезд от системы интервального регулирования допустимым параметрам движения, скорость поезда должна быть равна заданному ограничению
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Допустимые параметры движения поезда
Разрешение на движение поезда по участку, включающее в себя информацию о расстоянии до точки торможения, допустимой скорости движения с учетом временных и постоянных ограничений скорости и другую информацию, которая необходима для обеспечения безопасности движения на перегонах и станциях линии, оборудованной системой интервального регулирования с изменяемым интервальным разграничением и цифровым радиоканалом.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Маневровый порядок движения
Организация движения поездов, составов, локомотивов на железнодорожных путях необщего пользования между двумя раздельными пунктами, а также между железнодорожными станциями необщего и общего пользования, границами которых являются стыки рамных рельсов, предельные столбики или изолирующие стыки светофоров.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]