2.2.4. Железнодорожная автоматика и телемеханика

  1. Железнодорожная автоматика и телемеханика, ЖАТ

Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств сигнализации, централизации и блокировки, обеспечивающих управление и безопасность движения поездов на железнодорожных участках, перегонах и станциях, а также при маневровой работе.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Раздельный пункт

Пункт, делящий железнодорожную линию на блок-участки или перегоны.

Примечание - Раздельными пунктами служат станции, разъезды, обгонные пункты, путевые посты, проходные светофоры автоблокировки.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Диспетчерский контроль

Система телеконтроля состояния объектов железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях и перегонах диспетчерского участка.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Интервальное движение поездов

Обеспечение пространственного разграничения поездов попутного следования (как в правильном, так и в неправильном направлениях), обеспечиваемое системами безопасности для исключения превышения допустимой скорости и проезда запрещающих сигналов.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Интервальное регулирование движения поездов

Способ регулирования движения поездов и обеспечения безопасности движения путем установления заданных интервалов попутного следования и направления движения поездов по железнодорожным перегонам.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Технология «Виртуальная сцепка»

Инновационная технология интервального регулирования движения поездов на основе обмена по цифровому радиоканалу информацией о режиме движения между локомотивами ведущего и ведомого поездов.

[Инструкция по расчету пропускной и провозной способностей железных дорог ОАО «РЖД», утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» 04.03.2022 №545/р]

 

  1. Система интервального регулирования движения поездов, СИРДП

Система железнодорожной автоматики и телемеханики, предназначенная для обеспечения интервального регулирования движения поездов на перегоне.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Путевой пост

Временный или постоянный раздельный пункт на железнодорожных участках, не имеющий путевого развития.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Железнодорожный блок-пост

Раздельный железнодорожный пункт на железнодорожном перегоне, оборудованном полуавтоматической блокировкой.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Блок-участок

Часть железнодорожного перегона, оборудованного автоматической блокировкой или автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи, которая может быть ограничена проходными светофорами или проходным светофором и входным светофором железнодорожной станции, или выходным светофором и первым попутным светофором.

Примечание - Блок-участок может быть не только с фиксированными границами, но и с дискретно изменяемыми границами или непрерывно изменяемыми границами в зависимости от типа применяемой системы интервального регулирования. При этом указатели границы блок-участка не устанавливаются.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Железнодорожный светофор

Устройство, предназначенное для передачи информации о состоянии впереди лежащих блок-участков, секций маршрутов, а также других объектов посредством оптической цветовой сигнализации.

Примечание - По конструкции различают железнодорожные светофоры: мачтовые, консольные, на мостиках, с маршрутным указателем, карликовые, линзовые, прожекторные, переездные, локомотивные.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Семафор

Стационарный механический сигнальный прибор, применяемый на железных дорогах, оборудованных полуавтоматической блокировкой, жезловой системой и централизацией стрелок и сигналов.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Секция маршрута

Путевой участок с индивидуальным контролем занятости и замыкания, используемый как составная часть маршрута.

Примечание - По конфигурации путевого развития различают секции маршрута: стрелочно-путевая секция, бесстрелочный участок пути, секция путь.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Автоматическая переездная светофорная сигнализация

Устройства автоматического включения при приближении поезда сигнальных показаний переездных светофоров и звуковой сигнализации, запрещающих движение через железнодорожный переезд автотранспорту.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Рельсовая цепь, РЦ

Устройство контроля состояния путевого участка на основе электрической цепи, содержащей передатчик, приемник сигнального тока и рельсы, используемые в качестве проводников сигнального тока.

Примечания:

1. Различают режимы работы рельсовой цепи: нормальный, шунтовой, контрольный, автоматической локомотивной сигнализации.

2. По роду сигнального тока различают рельсовые цепи: постоянного и переменного тока.

3. В зависимости от частоты сигнального тока рельсовые цепи переменного тока различают: низкочастотные (25, 50, 75 Гц) и тональной частоты (не менее 200 Гц).

4. По виду сигнального тока различают рельсовые цепи: импульсные, кодовые, непрерывные.

5. По способу организации цепей сигнального тока различают рельсовые цепи: разветвленные и неразветвленные; стыковые и бесстыковые; нормально замкнутые и нормально разомкнутые; наложения. По способу организации цепи тягового тока: однониточные и двухниточные.

6. В зависимости от наличия кодов автоматической локомотивной сигнализации в рельсовой цепи, рельсовые цепи различают: кодируемые и некодируемые.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Тональная рельсовая цепь, ТРЦ

Рельсовая цепь с сигнальным током тонального диапазона частот, работающие на частотном амплитудно-модулированном сигнале

[Термин вводится впервые по предложению ЦМБП]

 

  1. Автоматическая блокировка, автоблокировка, АБ

Система интервального регулирования движения железнодорожных поездов, попутно следующих по железнодорожному перегону с помощью сигналов проходных светофоров, установленных на границах блок-участков.

Примечания:

1. По регулируемому направлению движения (установке светофоров) различают одностороннюю и двустороннюю автоблокировки, а также двухстороннюю автоблокировку с возможностью движения в неправильном направлении по сигналам автоматической локомотивной сигнализации.

2. По способу контроля состояния блок-участка различают автоматическую блокировку на основе: рельсовых цепей; счетчиков осей.

3. Различают автоматическую блокировку по типу используемых рельсовых цепей.

4. По используемой элементной базе различают автоматическую блокировку: релейную; электронную; на основе программно-аппаратных средств.

5. По способу размещения оборудования различают автоматическую блокировку с централизованным или децентрализованным размещением.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Автоблокировка с тональными рельсовыми цепями и централизованным размещением аппаратуры, АБТЦ

Автоблокировка, предназначенная для применения на однопутных и двухпутных участках железных дорог при любом виде тяги поездов и позволяющая повысить надежность работы устройств автоблокировки, снизить эксплуатационные затраты, а также время устранения неисправностей.

Примечания:

1. В системе АБТЦ используются тональные рельсовые цепи без изолирующих стыков, изолирующие стыки устанавливаются по концам перегона.

2. Для регулирования движения поездов устанавливаются проходные светофоры на перегоне, которые размещаются на расстоянии 40 м от места подключения аппаратуры тональной рельсовой цепи.

3. Для управления светофорами аппаратура располагается централизованно на станциях, примыкаемых к перегону.

4. Система АБТЦ состоит из перегонных и станционных устройств.

[Термин вводится впервые по предложению ЦМБП]

 

  1. Микропроцессорная система автоблокировки с тональными рельсовыми цепями с централизованным размещением аппаратуры в шкафах монтажных и дублирующими каналами передачи информации, АБТЦ-МШ

Система интервального регулирования и обеспечения безопасности движения поездов на скоростных, магистральных и малодеятельных участках.

Движение поездов осуществляется по сигналам проходных светофоров с дублированием показаний АЛСН и/или АЛС-ЕН или с использованием АЛСН и АЛС-ЕН как основного средства интервального регулирования (АЛСО), цифрового радиоканала и подвижных блок-участков.

[Термин вводится впервые по предложению ЦМБП]

 

  1. Автоматическая локомотивная сигнализация, АЛС

Система передачи на бортовые локомотивные устройства информации о допустимой скорости движения и дополнительных условиях следования железнодорожного подвижного состава: ограничениях скорости, маршруте движения по железнодорожной станции.

Примечания:

1. По способу передачи информации на бортовые локомотивные устройства различают автоматическую локомотивную сигнализацию: с кодируемыми рельсовыми цепями, с точечными датчиками и индуктивными шлейфами, с цифровым радиоканалом, комбинированные.

2. По способу контроля режима движения, состояния машиниста и бортовых локомотивных устройств различают автоматическую локомотивную сигнализацию: с контролем бдительности машиниста, с контролем скорости движения, комплексную.

3. Автоматическая локомотивная сигнализация может работать во взаимодействии с системами автоматического управления тормозами и автоведением.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного типа, АЛСН

Автоматическая локомотивная сигнализация, при которой информация о сигнале светофора поступает непрерывно.

[Термин вводится впервые по предложению ЦМБП]

 

  1. Автоматическая локомотивная сигнализация на микроэлементной базе с фазоразностной модуляцией, АЛС-ЕН

Автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного действия с двукратной фазоразностной модуляцией несущей частоты для применения на скоростных железных дорогах.

[Термин вводится впервые по предложению ЦМБП]

 

  1. Автоматическая локомотивная сигнализация как самостоятельное средство сигнализации и связи, АЛСО

Система интервального регулирования движения поездов, при которой движение поездов на перегоне осуществляется только по сигналам локомотивных светофоров, а раздельными пунктами являются указатели границы блок-участков.

Система может проектироваться как с фиксированными границами блок-участков, так и с изменяемыми границами в зависимости от скорости железнодорожного поезда. В последнем случае указатели границ блок-участков не устанавливаются.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Диспетчерская централизация (железнодорожного транспорта)

Система телемеханического централизованного управления устройствами железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях и перегонах диспетчерского участка и контроля их состояния.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Шлагбаум

Устройство железнодорожного переезда, предназначенное для перекрытия автомобильной дороги, состоящее из заградительного бруса и привода.

Примечания:

1. Заградительный брус представляет собой подвижную балку со специальной раскраской.

2. Различают:

- ручной шлагбаум переездной;

- автоматический шлагбаум переездной, с автоматическим приводом заградительного бруса;

- полуавтоматический шлагбаум переездной, с автоматическим переводом заградительного бруса в закрытое положение при приближении поезда, а в открытое положение - командой дежурного по железнодорожному переезду.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Охранная стрелка

Стрелка, устанавливаемая при приготовлении маршрута приема или отправления поезда в положение, исключающее возможность выхода подвижного состава на подготовленный маршрут.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Пост электрической централизации

Пост на станции, в котором сосредоточено управление группой централизованных стрелок и сигналов.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Полуавтоматическая блокировка

Система интервального регулирования движения поездов, при которой на перегоне может находиться только один поезд.

Примечание - Разрешением на занятие перегона служит разрешающее показание выходного светофора станции.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Устройство заграждения переезда

Техническое средство, преграждающее движение автотранспорту через железнодорожный переезд путем подъема специальных плит на проезжей части автомобильной дороги.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Устройство обнаружения нагретых букс подвижного состава

Прибор, позволяющий во время движения железнодорожного подвижного состава в автоматическом режиме выявлять буксы, нагретые до температур, угрожающих разрушением или пожаром.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Электрическая централизация стрелок и светофоров, ЭЦ

Система централизованного контроля и управления объектами железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях с обеспечением установленных требований безопасности движения поездов и заданной пропускной способности.

Примечание - Различают электрическую централизацию стрелок и светофоров:

- релейная централизация, где все функции управления, контроля и безопасности реализуются релейными устройствами;

- релейно-процессорная централизация, где функции управления и контроля реализуются релейными и программно-аппаратными устройствами, а функции безопасности реализуются релейными устройствами;

- микропроцессорная централизация, где все функции управления, контроля и безопасности реализуются программно-аппаратными устройствами.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Ответственная команда (в устройствах диспетчерской и электрической централизации)

Управляющая команда, передаваемая с аппарата управления диспетчерской или электрической централизации, выполняемая под ответственность дежурного персонала по управлению движением железнодорожных поездов и связанная с исключением проверки устройствами железнодорожной автоматики и телемеханики отдельных условий безопасности.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Устройство счета осей

Устройство счета колесных пар железнодорожного подвижного состава, проследовавших через точки установки датчиков.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Сигнализация безостановочного пропуска на железнодорожной станции

Взаимозависимые показания входного-маршрутного и выходного светофора в маршруте пропуска поезда по пути безостановочного пропуска.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Реперный датчик

Пассивный датчик, служащий для корректировки координаты поезда при проследовании заранее определенных географических точек в системах интервального регулирования с изменяемым интервальным разграничением и цифровым радиоканалом.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Точка прицельного торможения

Место, в котором согласно переданным на поезд от системы интервального регулирования допустимым параметрам движения, скорость поезда должна быть равна заданному ограничению

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Допустимые параметры движения поезда

Разрешение на движение поезда по участку, включающее в себя информацию о расстоянии до точки торможения, допустимой скорости движения с учетом временных и постоянных ограничений скорости и другую информацию, которая необходима для обеспечения безопасности движения на перегонах и станциях линии, оборудованной системой интервального регулирования с изменяемым интервальным разграничением и цифровым радиоканалом.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Маневровый порядок движения

Организация движения поездов, составов, локомотивов на железнодорожных путях необщего пользования между двумя раздельными пунктами, а также между железнодорожными станциями необщего и общего пользования, границами которых являются стыки рамных рельсов, предельные столбики или изолирующие стыки светофоров.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]