Дополнительные меры по ограждению места производства работ

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ

распоряжением ОАО «РЖД»

от «25» августа 2020 г. №1803/р

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

по ограждению места производства работ, выполнение которых требует закрытия путей (стрелочных переводов) для движения поездов

 

  1. Общие положения

Дополнительные меры по ограждению места производства работ, выполнение которых требует закрытия путей (стрелочных переводов)
для движения поездов (далее - Дополнительные меры), разработаныс целью обеспечения безопасности движения поездов и требований охраны труда при выполнении строительных и ремонтных работ на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД», а также минимизации риска наступления тяжелых последствий из-за нарушений работниками установленных требований.

Применение положений Дополнительных мер не отменяет обязательные требования по ограждению места производства работ (препятствий) установленные Инструкцией по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации (приложение № 7 к Правилам  технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286), а также нормативными документами  ОАО «РЖД».

 

  1. Термины и определения

АС АПВО – автоматизированная система анализа, планирования
и выполнения «окон» на сети железных дорог;

ДНЦ - диспетчер поездной;

ДСП - дежурный по железнодорожной станции;

ДУ-46 - журнал осмотра железнодорожных путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети;

ДУ-58 - журнал диспетчерских распоряжений;

НЗ-1 – первый заместитель начальника железной дороги.

перегон - часть железнодорожной линии, ограниченная смежными железнодорожными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами;

рабочая группа территориального уровня – созданная на территориальном уровне рабочая группа в целях координации работы региональных подразделений функциональных филиалов ОАО «РЖД»
при организации и планировании ремонтных и строительно-монтажных работ.

руководитель работ - ответственное лицо, на которое возложено руководство ремонтно-строительными работами на эксплуатируемых железнодорожных путях, сооружениях и устройствах инфраструктуры. Руководитель работ обеспечивает постоянный контроль соблюдения правил производства работ и несет ответственность за безопасность движения поездов и охрану труда.

 

  1. Нормативные документы

Дополнительные меры разработаны в соответствии с требованиями нормативных документов:

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286;

Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации (приложение № 7 к Правилам  технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, далее - ИСИ));

Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации (приложение № 8 к Правилам  технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации);

Правила безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог ОАО «РЖД», утвержденные  ОАО «РЖД» 16 декабря 2010 г. № 103;

Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 14 декабря 2016 г. № 2540р;

Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при технической эксплуатации устройств и систем СЦБ ЦШ-530-11, утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 20 сентября 2011 г. № 2055р;

Правила электробезопасности для работников ОАО «РЖД»
при обслуживании устройств и сооружений контактной сети и линий электропередачи, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 19 апреля 2016 г. № 699р;

Инструкции о порядке планирования, разработки, предоставления и использования технологических «окон» для ремонтных и строительно-монтажных работ в ОАО «РЖД», утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 25 февраля 2019 г. № 348/р;

Устройства и элементы рельсовых линий и тяговой рельсовой сети. Технические требования и нормы содержания, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 3 апреля 2012 г. № 651р.

 

  1. Область применения

Требования Дополнительных мер являются обязательными
при выполнении всех видов плановых строительных и ремонтных работ, производство которых требует закрытия для движения поездов путей перегонов (станций), стрелочных переводов, а также производство которых связано
с нарушением целостности и устойчивости рельсовой колеи
или установленного габарита приближения строений:

на путях и стрелочных переводах железнодорожных станций, включенных в электрическую централизацию и оборудованных рельсовыми цепями;

на перегонах, оборудованных устройствами автоматической блокировки или устройствами автоматической локомотивной сигнализации, применяемой
как самостоятельное средство связи при движении поездов.

 

  1. Технические решения

Для дополнительного ограждения места производства строительных
и ремонтных работ, а также исключения возможности пропуска по данным участкам организованных поездов, предусматривается установка на рельсовую цепь ограждаемого пути (стрелочного перевода) специальных шунтирующих устройств (далее – шунтирующие устройства).

В качестве шунтирующих устройств могут быть использованы:

а) временные перемычки из медного провода, предусмотренные
к использованию в соответствии с разделом III Правил электробезопасности для работников ОАО «РЖД» при обслуживании устройств и сооружений контактной сети и линий электропередачи, утвержденных распоряжением
ОАО «РЖД» от 19 апреля 2016 г. № 699р;

б) тяговые перемычки, предусмотренные к использованию в соответствии
с пунктом 5.4.2 Устройств и элементов рельсовых линий и тяговой рельсовой сети. Технические требования и нормы содержания, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 3 апреля 2012 г. № 651р;

в) типовые перемычки из медного провода сечением не менее
50 кв. мм (на линиях переменного тока) и сечением не менее 120 кв. мм
(на линиях постоянного тока) обеспечивающие надежное крепление к рельсу
и имеющие сопротивление не более 0,05 Ом, в т.ч. с магнитным креплением.

Шунтирующие перемычки закрепляются к рельсу таким образом, чтобы не создавать препятствий для движения подвижного состава. Для обеспечения устойчивого шунтирования места закрепления перемычек к рельсу должны быть зачищены. Один из возможных способов установки шунтирующего устройства приведен на рисунке 1.

 

Шунтирующие перемычки

 

 

Рисунок 1

 

При производстве строительных (ремонтных) работ в пределах железнодорожных станций, в качестве технической меры, исключающей возможность ошибочного открытия поездных сигналов в направлении путей (стрелочных переводов), закрытых для движения поездов, может предусматриваться выключение устройств ЖАТ из централизации
без сохранения пользования сигналами порядком, установленным Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при технической эксплуатации устройств и систем СЦБ ЦШ-530-11, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 20 сентября 2011 г. № 2055р.

Конкретный способ, дополнительно применяемый для ограждения места производства строительных и ремонтных работ, определяется при разработке проекта производства работ в «окно» (технологической карты) руководителем подразделения, осуществляющим непосредственное выполнение данных работ, и указывается в заявке, вводимой в АС АПВО.

Правильность и достаточность выбранного способа дополнительного ограждения места работ подтверждается территориальной рабочей группой, при рассмотрении заявки в АС АПВО и в дальнейшем указывается
в телеграмме-разрешении (оперативном приказе) на предоставление «окна».

Дополнительное ограждение места производства работ на пути (стрелочном переводе) не требуется в случае, если выполнение работ осуществляется с применением подвижного состава, обеспечивающего надежное шунтирование рельсовой цепи (за исключением смежных путей
и стрелочных переводов, по которым нарушается установленный габарит
приближения строений при производстве работ).

 

  1. Порядок использования технических решений

Ответственным за установку и правильное применение предусмотренного проектом производства работ (технологической картой) способа дополнительного ограждения места производства работ является руководитель работ (единый руководитель работ), указанный в телеграмме-разрешении (оперативном приказе) владельца инфраструктуры
(при производстве работ на электрифицированных линиях с квалификацией
по электробезопасности не ниже 3 группы).

Дежурно-диспетчерским персоналом хозяйства перевозок, независимо
от примененного дополнительного способа ограждения, должны быть выполнены требования по исключению заезда подвижного состава на место производства работ, предусмотренные требованиями пункта 42 ИСИ,  Регламентом оперативных действий работников хозяйства перевозок, связанных с движением поездов и маневровой работой, в аварийных
и нестандартных ситуациях, утвержденным распоряжением Центральной дирекции управления движением от 29 декабря 2016 г. № ЦД-261/р, а также меры безопасности, указанные руководителем работ в записи на производство работ в журнале формы ДУ-46.

Руководителю работ запрещается приступать к работам до ограждения места работ установленными сигналами в соответствии с требованиями ИСИ
и предусмотренными проектом производства работ (технологической картой)
дополнительным способом ограждения.

Выключение устройств СЦБ или установка специальных шунтирующих устройств

Установка специальных шунтирующих устройств на путях перегонов осуществляется с разрешения диспетчера поездного (передаваемому
по регистрируемому каналу связи).

Ответственным за своевременное снятие сигналов ограждения,
в том числе включение устройств СЦБ в электрическую централизацию
или снятие специальных шунтирующих устройств по окончанию технологического «окна» является руководитель работ.

После установки шунтирующего устройства при производстве работ
в пределах железнодорожной станции руководитель работ убеждается
в наличии шунта (появлении занятости рельсовой цепи) через дежурного
по железнодорожной станции, при работе на перегоне убеждается в наличии запрещаюего огня на светофоре ограничивающем блок-участок через сигналиста или иного работника.

Если в процессе производства ремонтных (строительных) работ
в границах железнодорожной станции, до их завершения, ДСП по приборам аппарата управления выявит потерю шунта (использованного в качестве дополнительного способа ограждения), он должен уведомить об этом руководителя работ. Руководитель работ (лицо уполномоченное руководителем работ) на основании информации, полученной от ДСП, принимает меры
по восстановлению нормальной работы шунтирующего устройства.

При производстве путевых работ, связанных со сплошной заменой рельсошпальной решетки или вырезкой балласта (модернизация, реконструкция, средний ремонт пути), для исключения возможности задания поездных маршрутов на закрытые для движения перегоны (оборудованные автоматической блокировкой или автоматической локомотивной сигнализацией, как самостоятельное средство связи при движении поездов), вышеуказанные способы дополнительного ограждения должны быть применены на участках приближения (удаления) со стороны станций (блок-постов) ограничивающих такой перегон (либо станционных участков пути, непосредственно расположенных за входными светофорами или знаком «Граница станции»).

Шунтирующие перемычки устанавливаются непосредственно с двух сторон от фронта производства работ на расстоянии не далее 25 м.
Различные варианты схем установки специальных шунтирующих устройств приведены в Приложении 1.

При использовании шунтирующей перемычки в рельсовых цепях
при АБТЦ, АЛСОна базе тональных рельсовых цепей в случае блокировки перегона, дежурный по железнодорожной станции (диспетчер поездной) производит разблокировку в соответствии с требованими местной инструкции о порядке пользования устройствами СЦБ.

При наличии железнодорожного переезда на перегоне (станции) порядок установки шунтирующих перемычек, а также меры по пропуску автомобильного транспорта устанавливается в телеграмме-разрешении (оперативном приказе) владельца инфраструктуры.

 

 

________________

 

Приложение 1

 

Возможные варианты схем установки специальных шунтирующих устройств

а) при производстве работ с нарушением габарита по одному из путей перегона (станции)

Возможные варианты схем установки специальных шунтирующих устройств

 

Рисунок 2

 

б) при производстве работ на перегоне (станции) с использованием подвижного состава и нарушением габарита по соседнему пути.

 

Возможные варианты схем установки специальных шунтирующих устройств

 

Рисунок 3

 

в) при производстве работ на перегоне (станции) с нарушением целостности (устойчивости) рельсовой колеи

 

 

   Возможные варианты схем установки специальных шунтирующих устройств

 

Рисунок 4

г) при производстве работ на станции с использованием подвижного состава и нарушением габарита по соседним путям

 

  Возможные варианты схем установки специальных шунтирующих устройств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5