Сход рельсового автобуса на станции Кривандино Московской ж.д.

    02.09.2020 в 21 час. 06 мин. на станции Кривандино Московской ж.д. при отправлении поезда № 6694 (рельсовый автобус) допущен его сход на сбрасывающем остряке № 27СО при следующих обстоятельствах. Вследствие отказа в работе технических средств и невозможности смены направления полуавтоматической блокировки (далее - ПАБ) на перегоне Кривандино - Рязановка (однопутный перегон) диспетчером поездным в 20 час. 47 мин. был передан приказ о переходе на телефонные средства связи.
После обмена поездными телефонограммами дежурный по станции Кривандино (в должности с января 2020 г.) приступил к приготовлению маршрута отправления поезду № 6694 с 4 пути станции на перегон Кривандино - Рязановка при запрещающем показании выходного светофора. Приготовление маршрута осуществлялось путем склонения индивидуальных рукояток управления стрелками в положение, соответствующее маршруту следования. Сбрасывающие остряки стрелки № 27СО, входящей в маршрут отправления, при этом в требуемое положение установлены не были. ДСП Кривандино в нарушение требований п.п. 2 п. 12 Приложения № 13 к ИДП не воспользовался имеющейся возможностью замыкания маршрута путем открытия соответствующих маневровых светофоров. Маршрут был замкнут кнопкой замыкания нечетной горловины. При проверке положения стрелок с помощью подсветки пульт-табло дежурным по станции неверное положение сбрасывающих остряков не было выявлено из-за перегорания лампочки световой ячейки «на сброс» (при этом соответствующие записи в журнале осмотра ф. ДУ-46 при приеме дежурства указанным работником не оформлялись, в ходе расследования было выявлено перегорание еще 3 ламп в ячейках индикации положения сбрасывающих стрелок). Следует отметить, что указанные операции по приготовлению и проверке маршрута, а также оформление поездной документации производились в условиях отсутствия освещения в помещении ДСП из-за отключения одного из фидеров питания поста ЭЦ. Далее, в 20 час. 57 мин. ДСП Кривандино вызвал ДНТ1, и доложил ему о положении каждого стрелочного перевода, навешивании красных колпачков на рукоятки управления стрелок и замыкании маршрута отправления пригородного поезда.
Причем доклад положения остряков стрелки № 27СО звучал следующим образом: «....стрелка № 27 склонена в плюсовое положение по направлению 4-го пути...». ДНЦ, несмотря на наличие на рабочем месте устройств диспетчерского контроля (АПК ДК), принял доклад ДСП, не выявил несоответствия положения сбрасывающих остряков (согласно пункту 14 Приложения № 6 к ПТЭ нормальным «плюсовым» положением сбрасывающей стрелки является положение на сброс). В нарушение требований Порядка контроля за работой дежурного персонала, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 04.03.2015 № 568/р, контроль правильности действий ДСП и оказание ему практической помощи в условиях отказа в работе технических средств со стороны начальника станции и ДНЧ не осуществлялись. Станции Кривандино и Рязановка находятся под руководством одного начальника станции, при этом на момент события и начальник станции, и ДНЧ участка одновременно находились в очередном отпуске. Исполнение обязанностей руководства объединенными станциями было возложено на начальника станции Черусти, исполняющий обязанности ревизора движения руководством Московско-Горьковского ДЦС в нарушение требований распоряжения ОАО «РЖД» от 29Л2.2017 № 2838р не назначался.