От потребностей клиентов – к необходимым ресурсам

Мировая практика показывает, что в вертикально интегрированных компаниях, к числу которых относится и холдинг «РЖД», наилучший результат в решении таких задач, как рост эффективности и результативности деятельности, повышение качества услуг и координация работы структурных подразделений, приносят процессные методы управления.

Процессный подход предполагает управление деятельностью компании как комплексом процессов, каждый из которых представляет собой строгую последовательность операций. А совокупным результатом такого управления являются транспортные продукты, удовлетворяющие потребностям внутренних и внешних клиентов. В настоящее время реализуется Программа мероприятий по расширению применения процессного подхода в управлении и повышении эффективности деятельности ОАО «РЖД». Использование процессного подхода соответствует текущим интересам и задачам ОАО «РЖД», поскольку позволяет значительно повысить слаженность
производственной деятельности и уровень клиентоориентированности. На современном этапе чрезвычайно важно обеспечить обоснованное сокращение расходов и ускоренное наращивание доходов холдинга. «Сейчас пришло время и сложились условия, когда нам необходимо оценить свою деятельность исходя из объективного набора критериев. При этом расходовать ресурсы мы можем только на те операции, которые создают дополнительную ценность для клиента», – отмечает начальник Департамента развития системы управления ОАО «РЖД» Глеб Зазнов.
По сути, процессный подход служит инструментом оптимизации. Он позволяет выявить отдельные технологические операции, не участвующие в создании ценности для клиентов и не являющиеся важными с точки зрения качества управленческих решений, обеспечения безопасности и стабильности перевозок. На основе такого анализа процессов можно отказаться от какого-либо внутреннего продукта или изменить его характеристики без ущерба для конечных клиентов. Кстати, процессный подход только на первый взгляд кажется новым инструментом управления. На самом деле многие его принципы уже давно и успешно применяются на железнодорожном транспорте. Прежде всего это карты технологических процессов и методы научной организации труда. Также в качестве примера можно привести проект «Бережливое производство в ОАО «РЖД». Реализуемый уже не первый год, он является эффективным инструментом для решения задач по оптимизации производственных процессов. Еще один важный эффект, который достигается благодаря применению процессного подхода, – увязывание планов производства с планами затрат и доходов. Этого удается достичь за счет определения необходимых ресурсов для выполнения конкретных процессов. При этом необходима стандартизация всех процессов, для того чтобы установить факторы, приводящие к отклонениям в объемах и качестве услуг. В настоящее время это единственный понастоящему эффективный механизм координации труда в крупных организациях,
выполняющих огромный объем повторяющихся однотипных операций, процедур, процессов. «В связи с этим в ближайшее время предстоит большая работа по систематизации, формализации и комплексному описанию процессов, реализация которых приводит к созданию внутренних и внешних услуг холдинга», – рассказывает Глеб Зазнов.
Применение процессного подхода в управлении компанией позволит выработать единообразный подход к решению типовых управленческих задач и выполнению регулярно повторяющихся процедур, следствием чего неизбежно станет повышение прозрачности организации деятельности и предсказуемости принимаемых решений. Для распространения новых подходов большое значение имеет обучение руководителей процессному управлению. С этой целью совместно с Корпоративным университетом ОАО «РЖД» ведется доработка существующих и разработка новых курсов. Кроме того, по замечанию Глеба Зазнова, на темпы внедрения новых принципов управления большое влияние оказывает сложившаяся управленческая культура. «Важно, чтобы руководители
компании личным примером демонстрировали приверженность ценностям высокотехнологичного процессного управления», – подчеркивает он. При этом надо понимать, что переход к процессному управлению не может быть одномоментным. Для обеспечения ста
бильности и непрерывности технологических процессов на региональном уровне в переходный период важную роль будет играть качественная реализация железными дорогами функций по контролю и координации работы региональных подразделений филиалов ОАО «РЖД».
Для этого им делегированы соответствующие полномочия. Самое главное во внедрении процессного подхода – осознание того факта, что объектом управления становится процесс как таковой. Для того чтобы появилась реальная ответственность за исполнение любых операций в рамках процессов, необходимо подробное описание всех этапов процесса с определением вклада каждого участника в достижение конечного результата. Таким образом удастся проследить цепочку формирования качества и стоимости как внутренних, так и внешних услуг. Это, в свою очередь, позволит оптимизировать использование ресурсов, повышать эффективность и производительность труда, предлагать услуги по конкурентоспособным ценам. 

Любовь Романова 

Типы мероприятий по расширению процессного подхода в управлении и повышении эффективности деятельности ОАО «РЖД»

Подготовительные мероприятия – обучение руководителей и специалистов компании методологии процессного подхода; выделение процессов и закрепление ответственных по процессам.

Основные мероприятия – организация управления процессами в компании, оптимизация процессов в различных сферах деятельности и нормативное описание процессов.

Обеспечивающие мероприятия – организационное и методологическое сопровождение

О ГЛАВНОМ информационный бюллетень ОАО "РЖД"