Автоблокировка

АВТОБЛОКИРОВКА, или автоматическая блоки­ровка,—способ регулирования следования поездов на перегоне, при к-ром открытие и закрытие б.лои-сигналов (светофоров) происходят автоматически, т. е. без непосредственного участия человека, в ре­зультате воздействия самих движущихся поездов на сигнальные устройства. Связь между блокиро­вочными светофорами и движущимися поездами осу-1цествляется в современных устройствах А. посред­ством рельсовых цепей. Этот способ обладает боль­шими  преимуществами,  т.   к.  при  нём достигается непрерывная связь показаний сигналов с движущим­ся поездом.

Схема автоблокировки

Принцип работы А. заключается в сле­дующем: на изолированном рельсовом участке 2—2 с одной его стороны присоединяется к рельсам источник тока 5, а с другой — прибор, наз. путе­вым реле S (фиг. а). Электр, ток от источника тока, пройдя по рельсам, попадает в катушки путевого реле, к-рые, возбудившись, удерживают якорь в притянутом положении. Контакты якоря 4 замы­кают при этом цепь зелёного огня светофора I (разрешающее показание). Когда колёсные пары поезда вступят на изолированный участок (фиг. о), электр. ток большей частью будет замыкать через эти колёсные пары, т. к. они имеют незначительное сопротивление; в результате ток в обмотке реле резко понизится, якорь его 4 отпадёт и, замыкая контакты, переключит светофор I с разрешитель­ного огня на красный—запрещающий. Т. к. при А. рельсовые цепи расположены непрерывно одна за другой, то где бы ни находился поезд, он всегда j будет замыкать по крайней мере одну рельсовую пень и держать позади себя светофор закрытым, т. е. будет ограждён от наезда другим поездом. На фиг. приведена двузначная сигнализация, дающая два показания:
разрешающее (зелёный огонь — «путь свободен») и запрещающее (красный огонь — «стой»). Такая система применяется часто на метрополитенах. На ж. д. СССР при А. приме­няется трёхзначная и четырёхзначная сигнализация. При трёхзначной даются три показания: разрешающее (зелёный огонь — «путь свободен, сле­дуй с установленной скоростью, свободны не менее двух блок-участков»), предупреждающее (жёлтый огонь — «тише, свободен только один блок-участок», i т. к. следующий сигнал закрыт) и запрещающее (красный огонь — «стой»). Трёхзначная сигнализа­ция, так. обр., позволяет машинисту поезда знать состояние двух впереди лежащих блок-участков, а не одного, как это имеет место при двузначной сигнализации. Четырёхзначная сигнали­зация применяется на участках, где обращаются высокоскоростные, товарные и пригородные поезда (имеющие весьма различные по длине тормозные пути). При этой системе зелёный огонь означает, что впереди свободно не менее трёх блок-участков; жёлтый и зелёный — свободны два блок-участка; жёлтый — свободен один блок-участок; красный — требование остановки. В США в отдельных случаях находит применение и пятизначная сигна­лизация. На ж. д. СССР на участках А. нормальное положение проходных светофоров — открытое, вход­ных и выходных — закрытое. А. обладает очень важными преимуществами; основные из них: а) А. наиболее полно обеспечивает безопасность движения вследствие непрерывного контроля пути и непре­рывной связи самого поезда с путём н устройствами А. (при изломе рельсов, напр., подаётся сигнал оста­новки й т. д.); б) А. даёт возможность значительно увеличить пропускную способность перегонов; в) А. легко увязывается с любыми устройствами С11Б на станции, а также с автоматической переезд­ной сигнализацией и наиболее совершенными си­стемами автостопов и кэб-сигналов. Благодаря таким преимуществам А. получила широкое распростра­нение за границей (США, Франция и др.) и на ж. д. СССР, где она является одним из основных элементов реконструкции тр-та. По протяжению линий, обо­рудованных А., СССР занимает первое место в Европе. За 1946—1950 гг. будет оборудовано авто- < блокировкой 10 400 км ж. д.