БЕЛОРУССКАЯ ж. д.

БЕЛОРУССКАЯ ж. д., состоит из участков не­скольких важных магистральных линий, пересекаю­щихся в узловых пунктах дороги. Участки Хутор Михайловский—Кричев—Орша протяжением 388 км, построенные в 1918 — 1923 гг., являются ча­стью линии, связывающей Приднепровье, Донбасс и Кавказ с районом Ленинграда, Латвийской и Эстон­ской ССР, и до войны были одним Из главных мар­шрутов перевозки донецкого топлива. Участки Ов- руч — Калннковичи — Жлобин — Могилёв — Орша протяжённостью 407 км — звено магистрали, свя- 8ывающей Правобережную Украину с Ленинградом и Эстонской ССР. Эта магистраль представляет собой одно из основных направлений по перевозке кавказ­ских нефтепродуктов для Белоруссии и С.-З. Союза через Одесский порт. В Жлобине эта магистраль пе­ресекается линией Бахмач — Гомель — Жлобин — Осиповичи — Минск, являющейся частью направле­ния от Лепаи (Латвия) через Литву, Белорусскую ССР в районы Приднепровья, Донбасса и Кавказа (б. Либаво-Роменская ж. д.). Широтная линия Брянск — Унеча — Гомель — Калннковичи— Житко- вичи — часть направления Варшава — Брест — Гомель — Нижнее Поволжье — Средняя Азия. Дру­гая широтная линия Б. ж. д. — Кричев — Могилёв — Осиповичи — Тимковичи — имеет местное значение. К этим основным линиям примыкает ряд участков, имеющих меньшее транзитное значение: Гомель — Чернигов — дополнительный ход из Одессы (через Помошную—Нежин) на Ленинград; Бобруйск—Жит- ковичи; “ветви Новозыбков — Новгород-Северский, Василевичи — Хойники и др. Дорога обслуживает Минскую, Могилёвскую, Гомельскую и Полесскую обл. БССР и значительную часть Брянской обл. Роль дороги в развитии х-ва Белорусской ССР весь­ма велика. Ленинско-сталинская национальная по­литика развязала скованные производительные силы БССР и подняла культуру страны. Осушение болот превратило бесплодные пространства в поля высоких урожаев, почти удвоились посевные площадн, а про­мышленная продукция сравнительно с дореволю­ционным временем выросла в 20 раз. Появились машиностроение, химия; крупные масштабы при­обрели торфяная, трикотажная, швейная и пищевая отрасли промышленности. Весь район дороги был в зоне немецкой оккупации. В ликвидации огромных разрушений, нанесённых немецкими захватчиками х-ву района Б. ж. д., и в восстановлении х-ва дорога должна сыграть важную роль. Х-во самой дороги подверглось крупнейшим разрушениям. Дороге пред­стоит восстановить и превысить техн. уровень своих линий, имевшийся до немецкой оккупации. До войны в перевозочной работе преобладал транзит (камен­ный уголь, нефть, лес, хлеб). В погрузке дороги основные грузы: лес, дрова, минеральные строитель­ные материалы, торф, хлеб, картофель. Дорога гра­ничит по станциям Минск, Орша и Кричев с Запад­ной, по станциям — Брянск, Хутор Михайловский, Бахмач — с М.-Киевской, по станциям Чернигов и Овруч — с Юго-Западной и по станциям Жит- ковнчи и Тимковичи — с Брест-Литовской ж. д. Управление дороги —в Гомеле.