ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ж. д.

ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ж. д., часть транссибирской магистрали. Участки главной линии Петровский завод — Карымская — Ксеньевская протяжённостью 1 015 км строились и сдавались в эксплуата­цию разновременно: участок Петровский завод — Карымская — Куэнга — в 1901 г., участок Ку- энга — Ксеньевская — в 1915 г. С окончанием амурской части Сибирской ж. д. (участок Хаба­ровск — Карымская) было создано жел.-дор. сооб­щение от Сибири до Приморья по линии, целиком проходящей в пределах государственных границ России. До 1915 г. жел.-дор сообщение с Дальним Востоком (Владивосток, Хабаровск) совершалось че­рез Маньчжурию по б. Китайско-Восточной я-с.д. ныне Китайской Чанчуньской ж.д. Линия Карымская — Отпор (протяжением ЗООтш), смыкающая 3. ж. д. с ж. д. Маньчжурии, была выстроена как звено этого направления. Ряд ветвей, примыкающих к назван­ным двум основным линиям дороги, ведут к раз­личным промышленным базам района. Дорога про­ходит по гористой местности, в частности по отро­гам Яблонового хребта. Дорога обслуживает Читин­скую обл. и часть Бурято-Монгольской АССР. За годы сталинских пятилеток этот, в прошлом отсталый, край превратился в район развитой про­мышленности и с. х.-ва. Разрабатываются место­рождения бурых (черновские, кадалинские и др.) и каменных" (букачачинские) углей. Лесные мас­сивы высококачественной древесины стали базой лесообрабатывающей промышленности. Развиты про­мышленная добыча золота, редких металлов, олова и чёрная металлургия (Петровско-Забайкальский з-д). В перевозочной работе дороги крупное значе­ние имеют транзитные грузопотоки. Основные грузы в отправлении дороги: каменный уголь, лесные и про­стейшие минеральные строительные. Техн. оснащён­ность дороги значительно усилилась с постройкой вторых путей от ст. Карымекая до ст. Ксеньевская, что сделало дорогу двухпутной на всём протяжении её главной линии. 3. ж. д. граничит с Восточно- Сибирской (ст. Петровский завод) и Амурской (ст. Ксеньевская) ж. д. Управление дороги —в Чите.