КИРОВСКАЯ ж. д.

КИРОВСКАЯ ж. д., самая северная ж. д. СССР, выходящая к Северному Ледовитому океану, распо­ложена на протяжении около 400 км за Полярным кругом и работает зимой в условиях полярной ночи. Построена в 1915—1917 гг. для соединения незамер­зающего Мурманского порта с общей сетью ж. д. К главной линии от Мурманска до Волховстроя примыкает ряд построенных в последние годы от­ветвлений и тупиковых линий и в их числе: Канда­лакша — Куолаярви (советская часть линии, веду­щей через Финляндию в Швецию);, Сорокская— Обозерская— второй более короткий выход из Мур­манского порта и Кольского полуострова в районы Центра, Урала, Сибири и Поволжья; Петрозаводск— Суоярви — линия, соединяющая столицу Карело- Финской ССР с её Заладожскими районами (Выборг) и др. Участок от ст. Волховстрой до Тихвина соеди­няет Ленинград с Северной ж. д. и через неё — с Архангельском и с выходами на Урал и Сибирь. Параллельно К. ж. д. от ст. Сорокская идёт Беломор­ско-Балтийский канал им. Сталина. К. ж. д. от­крыла пути освоения Карело-Мурманского края. Нынешняя К. ж. д. перерезает Кольский полуостров, обслуживая Мурманскую обл., Карело-Финскую ССР и части Архангельской, Ленинградской и Во­логодской обл. К. ж. д.—основная дорога Карело- Финской ССР. Из колониальной окраины царской России с отсталым с. х-вом почти без всякой про­мышленности, с бесправным эксплуатируемым насе­лением Карелия за годы советской власти и в осо­бенности за годы сталинских пятилеток преврати­лась в индустриально-аграрную область с быстро развивающейся промышленностью и механизиро­ванным растущим на социалистических основах х-вом. Особенно интенсивно развивалась промыш­ленность: лесная, горная и строительных материалов; Карелия изобилует ценными лесными масси­вами, горными породами, особенно гранитаки и мрамором. К. ж. д. дала также возможность освое­ния богатств пустынного ранее Кольского полу­острова. Во много раз выросла рыбная промыш­ленность, появилась тяжёлая промышленность, в частности, разработка хибинских апатитов — лучше­го сырья для промышленности суперфосфатных удо­брений, и-медно-никелевых руд Мончегорска. К. зк. д. до Отечественной войны перевозила около 30% всей транспортировавшейся по сети бумаги, 80% сырья, потреблявшегося суперфосфатной промыш­ленностью, и занимала четвёртое место по погрузке лесоматериалов на сети. Основные грузы в погрузке; лес, дрова, минеральные строительные мате­риалы, апатиты хибинских месторождений и тран­зитные грузы Мурманского порта (импорт, рыбная промышленность и др.). Часть участков дороги в пределах Карело-Финской ССР была временно окку­пирована немецко-финскими захватчиками, причи­нившими огромные разрушения промышленности, с. х-ву района и сооружениям К. ж. д. В Отечествен­ной войне К. ж. д. сыграла особую роль как связующее звено океанских коммуникаций союз­ных антигитлеровских держав через Мурманск с сетью ж. д. страны. Участок Мурманск.— Кандалак­ша электрифицирован. К. ж. д. граничит по Об- озёрской и Тихвину с Северной ж. д., по Волховст­рою и Элисенвара с Октябрьской ж. д. Управление дороги — в Петрозаводске.