КИТАЙСКАЯ ЧАНЧУНЬСКАЯ ж. д.

КИТАЙСКАЯ ЧАНЧУНЬСКАЯ ж. д., состоит из основных магистральных линий: Маньчжурия — Харбин — Пограничная и Харбин—Чанчунь—Даль­ний, Порт-Артур и ряда вспомогательных желез­нодорожных веток, предназначенных для удовлетво­рения прямых нужд дороги, а также подсобных предприятий для" непосредственного обслуживания дороги. Линии Маньчжурия—Бухеду—Харбин (920 к-и) и Харбин — Муданьцзян—Мулин—Пограничная (552 км) примыкают к сети ж. д. СССР (у ст. Маньч­журия к Забайкальской и по ст. Пограничная к Приморской ж. д.). Использование этих линий в сообщениях между Владивостоком и Забайкальем сокращает дальность пробега, сравнительно с на­правлением через Хабаровск, более чем на 900 км. Линия Харбин — Чанчунь — Мукден — Дальний и Порт-Артур связывает названное направление Маньчжурия—Пограничная с военно-морской базой на Ляодунском полуострове — Порт-Артуром и сво­бодным портом Дальний. Широтная магистраль К. ж. д. Маньчжурия — Бухеду — Харбин являет­ся однопутной линией. Профиль её на подавляю­щей части её протяжения характеризуется подъёма­ми, не превышающими 9%0, и наименьшими радиу­сами кривых в 320 м. Преодоление хребта Б.Хннга- на в западной части и высот М. Хингана в восточ­ной части линии создало на ряде участков (ок. 10%. общего протяжения линии) горный характер профиля с подъёмами в 15% о и минимальными радиусами кри­вых до 256 м. Хребет Б. X ннгана в подходах с востока потребовал сооружения (между ст. ст. Бухеду и Хин- ган) 3-километрового тоннеля, со сплошным 12%с подъёмом с востока на запад и ещё дополнительного погашения разности уровней спиральной петлёй, с прохождением одного витка спирали под другим. Тон­нелями преодолевается также подъём между Мудань- цзяном и Даймагоу в восточной части магистрали, отличающейся, несмотря на меньшие абсолютные отметки уровней, большим, чем западная, числом участков горного профиля. Линия пересекает р. Сун­гари мостом в 448 м длины. Направление прореза­ет северную Маньчжурию с северо-запада на юго- восток, проходя через районы лесного и сельского хозяйства. Харбин крупнейший железнодорож­ный узел направления; торговый и промышленный центр северной Маньчжурии, третий по числу жителей город Маньчжурии. Перевалка по р. Сунгари. Мериди­ональная линия Харбин—Чанчунь—Мукден—Даль­ний и Порт-Артур на всём своём протяжении имеет спокойный профиль с общим понижением уровней с севера на юг. Крупное экономическое значение ли­нии определяется её прохождением через основные сельскохозяйственные районы и промышленные центры Маньчжурии. Основной грузооборот состав­ляют: хлебные грузы (главным образом соевые бобы), каменный уголь,"лесные грузы. Крупнейшие пункты направления: Чанчунь (пищевая промышленность, четвёртый по числу жителей город Маньчжурии); М у- кден (крупнейший город Маньчжурии, св. 800тыс. жителей, предприятия пищевой и лёгкой промышлен­ности; вблизи Фушуньские каменноугольные копи, металлургические и химические заводы); Дальний (крупный порт, город с населением свыше 500 тыс. человек). Обе названные выше линии сооружены в 1898- 1903 гг. на правах концессии за счёт средств России и составляли б. КВЖД. Соглашением от 14 августа 1945 г. Советское правительство и правитель­ство Китайской республики, в связи с заключением договора о дружбе и союзе, договорились о переходе К. Ч. ж. д. сроком на 30 лет в их совместную экс­плуатацию как? чисто коммерческого транспортного предприятия. Для совместной эксплуатации дороги учреждено Китайско-Советское общество К. Ч. ж. д., правление общества состоит из десяти членов, из которых пять, в том числе председатель правления, назначаются Китайским правительством, и пять, в том числе заместитель председателя правления, Со­ветским правительством. Ревизонный комитет обще­ства состоит из шести членов, назначаемых в рав­ном числе Советским правительством и Китайским правительством. Председатель ревизионного комите­та избирается из числа членов советских граждан. Зам. председателя комитета избирается из числа членов китайских граждан. Для ведения текущих дел правление назначает управляющего Китайской Чанчуньской ж. д. из числа граждан СССР и заме­стителя управляющего из числа граждан Китайской республики. Начальники служб и отделов, их заме­стители и начальники станций назначаются из китай­ских и советских граждан на паритетных началах. Правление К. Ч. ж. д. находится в Чанчуне.