КАЛИНИНСКАЯ ж. д.

КАЛИНИНСКАЯ ж. д., важнейшее звено транс­портных магистралей, связывающих С.-З. страны (Ленинград, Карело-Финскую ССР, Калининскую обл.) с Украиной и Белоруссией и Латвийскую ССР (Ригу, Лепая, Вентспилс) с центром, Севером, Ура­лом, Сибирью и Поволжьем. Участки Дно — Ново- сокольники — Невель и Сычёвка — Ржев — Тор­жок — Лихославль составляют части направле­ний, ведущих из Донбасса (через Льгов—Брянск— Вязьму—Ржев и Брянск — Смоленск — Витебск) в Ленинград и были до войны главными маршрутами перевозки донецкого топлива на С.-З. Через Оршу на дновское направление поступает поток кавказ­ской нефти, переваливаемой на ж. д. через Одесский порт. В обратных направлениях этих линий круп­нейшим грузом является лес для южных районов. Линия Москва — Ржев — Великие Луки — Себеж является главным направлением, связывающим цен­тральные и поволжские районы с Латвийской ССР. Линия Бежецк — Бологое — Дно ведёт из При­балтики в районы Верхней Волги, Урала и Сибири. С вхождением Латвии в состав Союза ССР эти линии приобрели значение важных транзитных магистралей. Соединяющая названные магистрали линия Боло­гое — Соблаго — Великие Луки — Невель является частью направления, идущего с Урала и Верхней Волги через Полоцк — Молодечно — Белосток на Варшаву. К. ж. д. проходит в основном в пределах Калининской обл. и частично Новгородской и Мо­сковской обл. В районе дороги значительные лес­ные массивы, на базе к-рых развита промышлен­ность переработки древесины. С. х-во района спе­циализируется на льне, молочном животноводстве, овощах и картофеле. В ряде пунктов развита про­мышленность обработки льноволокна, значительна заготовка и обработка строительных материалов минерального происхождения. В перевозочной ра­боте дороги до Отечественной войны преобладал транзит. Преобладающие грузы в погрузке: лес, дрова, минеральные строительные материалы. Район дороги был местом длительных боёв с немецко- фашистскими захватчиками. Многие пункты К. ж. д. связаны с историей обороны Москвы. Ст. Дубосе­ково, в районе к-рой был совершён подвиг 28 гвар- дейцами-панфиловцами, вошла наряду со многими другими в историю Отечественной войны, как место одного из ярчайших проявлений героизма и патрио­тизма советского народа. Большая часть дороги, будучи в зоне, временно оккупированной врагом, подверглась значительным разрушениям. К. ж. д. граничит с ж. д. Октябрьской (ст.Сущёво, Старая Русса, Бологое, Торжок, Поварово), Ярославской (ст. Бежецк, Поварово), Западной (ст. Кубинка, Сычёвка, Невель), Латвийской (ст. Себеж) и М.-Окружной. Управление дороги — в Ржеве.