КАРАГАНДИНСКАЯ ж.д.

КАРАГАНДИНСКАЯ ж. д., организована в 1940 г. из вновь построенных при советской власти линий: Петропавловск — Караганда с ветвями до Балхаша и Джез-Казгана и Акмолинск — Кар- талы. Линия Петропавловск — Караганда (709 км) с ветвями до Балхаша и Джез-Казгана была по­строена в 1927—1938 гг. Участок Петропавловск — Боровое был сдан в постоянную эксплуатацию в 1927 г., Боровое — Караганда — в 1931 г.,Жарык— Джез-Казган—в 1938 г. В 1939 г. сооружена магист­раль Акмолинск—Карталы протяжённостью 806 км. спрямившая на 470 км путь из Карагандинского угольного бассейна на Южный Урал. Линия Акмо­линск — Карталы является звеном будущей южно­сибирской магистрали (Акмолинск — Павлодар — Барнаул — Кузбасс — Абакан). Дорога связывает с жел.-дор. сетью районы Центрального Казахстана с их огромными ископаемыми богатствами: камен­ными углями Карагандинского бассейна, место­рождениями меди Коунрада, Джез-Казгана, Боще- Куля. Последовавшее за проведением дороги раз­витие производительных сил этого некогда без­людного района у границ Голодной степи превра­тило его в крупнейшую индустриальную базу Союза. Во много раз выросла добыча каменного угля. Ка­раганда стала третьей угольной базой Союза. Вы­строенные гиганты цветной металлургии (Прибал- хашский комбинат, Джез-Казган) сделали Казахстан одним из первых районов Союза по добыче меди. В годы Отечественной войны в условиях временной оккупации немцами Донбасса эта созданная по сталинскому плану промышленная база на В. сыграла серьёзную роль в деле обеспечения ж. д. центра и Поволжья топливом и оборонной промыш­ленности — медью. Дорога проходит по Караган­динской, Акмолинской, Северо-Казахстанской, Ку- станайской обл. Казахской ССР. В районе дороги имеются крупные месторождения полезных иско­паемых (уголь, медь, марганец, драгоценные руды) и значительно развп.о с. х-во (северные и западные участки дороги) — животноводство и зерновое х-во. Основные грузообразующие районы дороги: Караган­динский (каменный уголь и другие отрасли промыш­ленности), Балхашский (Прибалхашский комбинат) Джезказганский (цветная металлургия), Петро­павловский (мясокомбинат и другие предприятия пищевой промышленности). В перспективе наме­чается дальнейший рост каменноугольной промыш­ленности и цветной металлургии. Наличие место­рождений железных руд в связи с коксующимися карагандинскими углями даёт возможность созда­ния развитой чёрной металлургии и коксования. В 1945 г. пущена в эксплуатацию первая очередь Казахстанского металлургического з-да. В перево­зочной работе основные грузы: каменный уголь, хлеб и руда по погрузке и лес по ввозу. В районе дороги известный сибирский курорт Боровое. Гра­ничит с Омской (ст. Петропавловск) Южно- Уральской ж. д. (ст. Тобол). Управление дороги — в Акмолинске.