КОВЕЛЬСКАЯ ж. д.

КОВЕЛЬСКАЯ ж. д. состоит из магистралей, пересекающих Волынь и Полесье: Ягодин — Ко­вель — Сарны — Олевск, Ковель — Здолбуново, Ки- верцы — Львов, Лунинец — Здолбуново — Красне и др. Кроме того, имеется несколько участков узко­колейных ж. д. в районах лесоразработок. Линия Ягодин — Ковель — Олевск является частью маги­страли Варшава — Киев (далее Приднепровье — Донбасс — Кавказ); имела в дореволюционное вре­мя большое экономическое значение. От Ковеля на Ю.-В. идёт важная магистраль Ковель — Ровно — Здолбуново и далее на Ю. Правобережной Украпны (Одесса) и в Молдавскую ССР. Эта магист­раль является продолжением линии Ковель — Че­ремха Брест-Литовской ж. д. и Черемха — Грае- во — Кёнигсберг. В прошлом она служила тран­зитным путём для вывоза хлеба, леса, соли и строи­тельных материалов в порты Кёнигсберг и Данциг. В меридиональном направлении проходит линия Лунинец — Ровно — Красне, часть однопутной ма­гистрали Вильнюс — Львов. От Львова идёт линия на Киверцы через Луцк — центр Волыни. Значение К. ж. д. было резко снижено после мировой войны 1914—1918 гг.', особенно по линиям Ковель — Олевск и Здолбуново — Ковель, занимавших ранее одно из первых мест в перевозке грузов по Западной Украине и Западной Белоруссии. С воссоединением Западной Украины с УССР восстанавливается преж­нее значение К. ж. д. как транзитной линии в Поль­шу и к портам Балтийского моря. К. ж. д. обслу­живает Волынскую, Ровенскую, Львовскую обл. УССР и южную часть Полесья. Главные с.-х,-куль­туры: рожь, пшеница, овёс, ячмень, свёкла, ко­нопля п пр. Кроме лесообрабатывающих и лесохи­мических з-дов развиты производства: мукомольное, сахароварение, пивоваренное, маслобойное, стекло­дувное, табачное, цементное и др. Дорога была длительное время в зоне опустошительной немецко- фашистской оккупации, и её х-во, как и х-во района, было подвергнуто варварскому разрушению. К. ж. д. граничит на С. с Брест-Литовской (станции Ковель, Лунинец), на В. — с Юго-Западной (ст. Олевск), Винницкой (ст. Здолбуново), на Ю.—с Львовской (ст. Красне, Львов) и на 3. — с ж. д. Польши. Управление дороги — в Ковеле.