Анализ состояния охраны труда в ОАО "РЖД"за 2015 г

В подготовленном Департаментом охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» «Анализе состояния условий и охраны труда в ОАО «РЖД» за 2015 год» (далее Анализ) отмечено, что созданная в компании система управления охраной труда и ее постоянное целенаправленное совершенствование позволили за период деятельности ОАО «РЖД» снизить уровень общего и смертельного производственного травматизма в 5 раз (соответственно 1123/146 в 2003 г. и 223/28 в 2015 г.) В сравнении с показателями Российской Федерации в ОАО «РЖД» величины коэффициента частоты смертельного травматизма ниже в 1,5 раза. В холдинге есть ряд предприятий, которые несмотря на травмоопасность профессий более 10 лет работают без случаев травматизма. Так, с 2003 г. работают без травм 39 дистанций пути из 395 и 20 дистанций электроснабжения из 150. В 2015 г. в результате планомерно проводимой профилактической работы в ОАО «РЖД» количество работников, получивших производственные травмы, по отношению к 2014 г. сократилось на 20%, с тяжелым исходом — на 5%, со смертельным исходом — на 30%. Коэффициенты частоты производственного травматизма (количество травмированных/по-гибших на 1000 работающих) в компании также снижены. Не допущено случаев гибели работников на производстве на полигонах Калининградской, Свердловской, Западно-Сибирской, Южно-Уральской железных дорог. Не допустили травм с летальным исходом подразделения Центральной дирекции по ремонту тягового подвижного состава, Дирекции железнодорожных вокзалов, Центральной дирекции пассажирских обустройств, Дирекции капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения железных дорог, Трансэнерго, Главного вычислительного центра, региональных центров корпоративного
управления и ряд других. Сократили число погибших Центральная дирекция инфраструктуры, Дирекция тяги, Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава. Тем не менее в 2015 г. в ОАО «РЖД» было допущено 223 травмы на производстве, из них 28 со смертельным исходом. Основными видами происшествий, при которых погибло наибольшее количество работников, в 2015 г. стали наезды подвижного состава (погибло 13 человек), воздействие электрического тока (4) и дорожно-транспортные происшествия. Данные виды происшествий попадают в область повышенного риска и требуют принятия первоочередных мер по их предупреждению. В 2011—2015 гг. наибольшее количество пострадавших от наезда подвижного состава выполняли следующие работы: 36% — по текущему содержанию и ремонту пути, 31% — операции по приему или отправлению поездов и маневровой работе. Основными группами причин травмирования стали неудовлетворительная ор-ганизация и контроль за производством работ — 28%, нарушения технологического процесса — 27%, нарушения трудовой и производственной дисциплины — 23%. Чаще всего наезды происходят, когда ремонтные бригады не обеспечиваются сигналистами, которые либо вообще отсутствуют, либо принимают участие в работе бригады. В числе характерных нарушений — отсутствие или неисправность средств оповещения о движении поездов на станциях, несоблюдение работниками при попустительстве руководителей работ требований безопасности и дисциплины труда. Не уделяется должного внимания работникам со стажем работы до одного года, допускаются случаи их работы в одно лицо или в малочисленной бригаде. 
В 2015 г. количество травмированных в результате поражения электрическим током по отношению к 2014 г., хотя и было снижено по общему травматизму на 22%, а смертельному на 43%, тем не менее составило соответственно 14 и 4 человека. Электротравмы получили три человека на Московской железной дороге (из них двое — смертельные). По два человека травмированы на Южно-Уральской, Забайкальской и Куйбышевской железных дорогах, по одному — на Восточно-Сибирской, Западно-Сибирской, Юго-Восточной и со смертельным исходом — на Северной и Дальневосточной железных дорогах. Неудовлетворительное положение сложилось в хозяйстве автоматики и телемеханики Центральной дирекции инфраструктуры. Электротравмы получили три человека, при этом в Куйбышевской дирекции инфраструктуры допущен групповой случай электротравматизма. В обоих случаях одна и та же причина — работа в условиях, когда расстояние до устройств контактной сети было менее допустимых 2 м. При этом работа проводилась без оформления наряда, без отключения напряжения с устройств контактной сети и допуска работниками дистанции электроснабжения. Ослаблено внимание к вопросам электробезопасности в Дирекции моторвагонного подвижного состава, где электротравмы получили два человека, в том числе один человек — со смертельным исходом. В целях систематизации и повышения эффективности работы по обеспечению электробезопас установок и электрооборудования в ОАО «РЖД», а также в связи с вводом новых правил по охране труда при эксплуатации электроустановок в 2015 г. были разработаны и утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 31 декабря 2015 г. № 3182р стандарт СТО РЖД 15.013—2015 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД».

Электрическая безопасность.

Общие положения», а также Типовая программа проверки электроустановок потребителей ОАО «РЖД» по вопросам организации безопасной эксплуатации и технического состояния электрооборудования. Данные документы прошли экспертизу в Ростехнадзоре и рекомендованы к применению в подразделениях ОАО «РЖД». Необходимо организовать изучение данных документов с причастным эксплуатационным персоналом. В целом, отмечено в анализе, основные причины допущенных в 2015 г. несчастных случаев на производстве носят организационный характер: неудовлетворительная организация и контроль за производством работ (23%), нарушение трудовой и производственной дисциплины (21%), нарушение технологического процесса (12%). В этих условиях особое значение имеет профилактическая работа по всем направлениям, связанным с человеческим фактором, на всех уровнях. Мониторинг влияния человеческого фактора на возникновение несчастных случаев на производстве показывает, что из 858 нарушений, способствовавших возникновению несчастных случаев на производстве в 2015 г., наибольшее их количество — 246 (29% всех нарушений) отнесено на счет непосредственных руководителей работ, 208 — на пострадавших, 180 — на руководителей и инженерно-технических работников линейных предприятий. При этом, если в 2014 г. непосредственные руководители работ среди виновных занимали пятое место, то в 2015 г. они переместились на первое. Руководители и ИТР линейного предприятия с первого места (основные виновники) в 2014 г. переместились в 2015 г. на третье место. Отсюда следует, что вопросы организации и проведения работ по внедрению культуры безопасности труда в коллективах для большинства руководителей подразделений все еще не являются первостепенными, а руководители среднего звена, находясь на месте производства работ рядом с нарушителями (впоследствии — пострадавшими), не требуют от них должным образом выполнения безопасных приемов труда и технологии производства работ. В целях профилактики на полигонах железных дорог проводились целевые проверки организации работ, соблюдения требований безопасности труда, особенно в период проведения плановых ремонтных работ на объектах инфраструктуры. При этом выявлены нарушения не только требований охраны труда, которые могли привести к травмированию работников на производстве, но и нарушения требований обеспечения безопасности движения поездов. Зафиксированы, в частности, 63 случая работы без выдачи предупреждений локомотивным бригадам, 54 случая работы на объектах инфраструктуры без записи в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети формы ДУ-46, 173 случая работы без сигналиста, без ограждения мест производства работ. По результатам проверок за выявленные нарушения был привлечен к дисциплинарной ответственности 321 человек, 192 работника отстранены от работы, 668 работникам снижен размер премиального вознаграждения, у 1088 работников изъяты предупредительные талоны, 789 работников направлены на внеочередную проверку знаний. В рамках системы информации «Работник на пути»в 2015 г. увеличилась активность локомотивных бригад по выявлению нарушений требований безопасности при нахождении на железнодорожном пути. Общее количество выявленных замечаний превысило 22,5 тыс. В настоящее время вводится в действие Положение о системе информации «Человек на пути». В нем предусмотрена возможность работы в системе не только локомотивных бригад, но и всех работников компании, занятых в перевозочном процессе. Также предусмотрена материальная ответственность подрядных организаций за нарушение правил безопасности при нахождении на железнодорожном пути и установлен механизм применения штрафных санкций.

Удельный вес вины (ответственности) причастного персонала в возникновении травм на производстве у работников ОАО «РЖД» в 2015 г. в сравнении с 2014 г.

 В 2016 г. будет организована работа по внесению изменений и дополнений в Положение о дополнительном премировании работников филиалов ОАО «РЖД» за предупреждение случаев производственного травматизма, связанного с наездом подвижного состава. Организация и проведение контрольно-проверочной работы сегодня требуют совершенствования. Большое количество проверок, зачастую дублирующих друг друга, не всегда позволяет достигать нужных результатов. В новой целевой модели контроля будут изменены критерии планирования и проведения проверок. Если раньше они планировались только по временным критериям и положению дел с травматизмом, то теперь предлагается увязывать проверки с режимами управления охраной труда в филиалах и их структурных подразделениях. Будут учитываться и три следующих основных критерия:
• временной фактор (внутренний аудит — один раз в пять лет. При этом допускается увеличение временного периода при условии недопущения ухудшения работы в вопросах охраны труда, отсутствия травм и профзаболеваний);
• распоряжение соответствующего руководителя о проведении целевых проверок для принятия оперативных корректирующих мер;
• попадание предприятия в недопустимую зону на основе расчета профессионального риска.
Оперативный контроль будет проводиться только на линейном уровне. В 2015 г. в ОАО «РЖД» было продолжено внедрение вместо трехступенчатого контроля Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П) в пятицветной визуализации, полностью отвечающей требованиям действующего законодательства по охране труда. Были разработаны образцы стендов по КСОТ-П и технические требования к ним,созданы рабочие группы по внедрению системы, организовано ее изучение на технических занятиях, применительно к специфике работ разработаны соответствующие методики комплексной оценки с определением возможных опасностей, примерами типовых визуализированных карт, карт расчета рисков на основные профессии, контрольных листов и т.д. Работа по внедрению КСОТ-П активно проводилась на полигонах всех железных дорог. Ежеквартально проводился анализ внедрения системы, на основе которого велась корректировка нормативной документации. В целом в подразделениях  ОАО«РЖД» было разработано более 51 тыс. визуализированных карт рисков, 51 тыс. таблиц-расчетов по определению оценки рисков, 9 тыс. контрольных листов. Применительно к специфике работ филиалов разработано 226 методик по организации и проведению работ по КСОТ-П в пятицветной визуализации. На полигоне Октябрьской железной дороги апробован пилотный проект по внедрению нового механизма формирования и распределения финансовых средств филиалов ОАО «РЖД», выделяемых на охрану труда для устранения несоответствий, выявляемых в ходе проводимых по системе КСОТ-П проверок и касающихся нескольких хозяйств. С учетом положительных результатов опыт Октябрьской дороги распространен на полигоны всех железных дорог.
Сравнительный анализ показывает, что при КСОТ-П по сравнению с трехступенчатым контролем «заработал» первый уровень контроля. Руководители работ и сами работники стали большее выявлять несоответствий по оцениваемым критериям визуализированной формы КСОТ-П и своевременно их устранять. Кроме того, руководители производственных подразделений (второй уровень или вторая ступень контроля) при самооценке своей работы с отражением в контрольном листе №1 стали больше уделять внимания соблюдению требований нормативных документов по охране труда, своевременному и качест-венному проведению инструктажей, выполнению мероприятий, направленных на устранение ранее выявленных замечаний, соответствию оборудования требованиям стандартов безопасности труда и др. При этом руководителями предприятий при проведении оценки состояния охраны труда в производственных подразделениях стало меньше выявляться нарушений по состоянию инструмента, оборудования, содержания спецодежды, средств индивидуальной защиты, нарушений при проведении и регистрации инструктажей и т.д. Ранее же при проведении третьей ступени контроля большей частью выявленных нарушений были те, которые должны выявляться и устраняться в ходе проведения первой и второй ступеней контроля. Специалистами Центра внутренней политики и развития корпоративной культуры ОАО «РЖД» было проведено анкетирование среди работников подразделений ОАО «РЖД» об эффективности их работы по введенным новшествам в вопросах охраны труда, в том числе по КСОТ-П. Результаты анкетирования показали, что восприятие вводимых новшеств работниками изменилось от неоднозначного и даже негативного, когда велась разработка большого количества основополагающих документов, требующая затрат времени и увеличения бумажной работы, до положительного, когда система начала устойчиво функционировать. В отношении режимов управления охраной труда в зависимости от положения с производственным травматизмом при анкетировании получен позитивный результат, так как отменены хаотично и часто необоснованно вводимые «особые режимы», четко определены регламенты работы, сократился документооборот,
количество выдаваемых руководителями различных уровней управления указаний. В Анализе подчеркнуто, что одним из основных инструментов совершенствования системы управления охраной труда в компании сегодня становится работа с профессиональными рисками. В прошлом году была разработана и введена в промышленную эксплуатацию автоматизированная система по их расчету (АСУ ПР) на основе Методики анализа и оценки профессиональных рисков. Были выполнены расчеты рисков в 83 структурных подразделениях Октябрьского, Московского и Горьковского регионов. Использование системы позволило сократить время расчета с 3—4 дней до 1—2 ч. АСУ ПР являться частью Единой корпоративной автоматизированной системы управления трудовыми ресурсами (ЕК АСУТР) и включает в себя блок интеграции с ЕК АСУТР, блок учета организационно-профилактических мероприятий по охране труда, модуль расчета профессионального риска, блок по визуализации результатов расчета и формирования рекомендаций по снижению данного риска, блоки сервисных подсистем. АСУ ПР в части количественной оценки профессиональных рисков введена в опытную эксплуатацию с 20 октября, в части экспертной оценки — с 16 ноября 2015 г.в структурных подразделениях пилотных филиалов, расположенных в границах Октябрьской, Московской и Горьковской железных дорог. С 1 декабря АСУ ПР введена в промышленную эксплуатацию. В 2016 г. внедрение системы управления профессиональными рисками с применением АСУ ПР планируется во всех структурных подразделениях Центральной дирекции инфраструктуры, Центральной дирекции управления движением, Дирекции тяги, Центральной дирекции по ремонту пути. Одной из основных превентивных мер в системе управления охраной труда, направленных на снижение количества несчастных случаев на производстве, является обучение требованиям охраны труда. В 2015 г. в ОАО «РЖД» на проведение обязательного обучения и проверки знания требований охраны труда израсходовано около 128 млн. руб. Всего обучение прошли более 30 тыс. работников, в том числе почти 18 тыс. руководителей, 9 тыс. специалистов и 4,1 тыс. уполномоченных по охране труда. Внесены изменения в ряд нормативных документов, что позволит более эффективно проводить работу по обучению работников компании вопросам охраны труда. Принято решение об организации дистанционного обучения в специализированном центре, созданном на базе АНО ДПО «Корпоративный университет ОАО «РЖД». Продолжается работа по созданию виртуальных классов. В 2015 г. они были созданы для работников хозяйств электрификации и электроснабжения, автоматики и телемеханики, вагонного хозяйства, тяги, управления движением, дирекции по ремонту пути. Внедрение виртуальных классов позволит повысить качество и оперативность подготовки работников по вопросам безопасности производственных процессов за счет применения современных информационных обучающих 3D-комплексов. Центральной комиссией по проверке знаний требований охраны труда за период 2014—2015 гг. с использованием современных образовательных технологий, включая тренинги и деловые игры, оценены знания более 100 руководителей филиалов и структурных подразделений. Региональные комиссии железных дорог в формате деловой игры провели оценку профессиональных знаний руководителей региональных дирекций. Большое внимание в компании уделяется отбору и подготовке персонала, от действий которого во многом зависит жизнь и здоровье работников подразделений, выполняющих работу на объектах инфраструктуры. В качестве положительного примера можно привести новую систему подготовки и обучения энергодиспетчерского аппарата. С учетом недостатков ранее действовавшей системы были разработаны методика психофизиологического отбора энергодиспетчеров и учебная программа по их подготовке, четко определены критерии оценки профпригодности. Для пилотного проекта были отобраны 57 энергодиспетчеров Московской дирекции инфраструктуры. Оказалось, что только 33 из них полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к данной профессии, а пять человек были не рекомендованы к этой работе. Планируется создать три учебных центра для подготовки энергодиспетчеров в Москве, Омске и Иркутстке. Неотъемлемой составной частью работы по охране труда, предупреждению случаев травмирования является улучшение условий труда. В настоящее время в компании насчитывается 371 тыс. рабочих мест, на которых работает 786 тыс. человек. При этом во вредных условиях труда заняты 375 тыс. работающих. Доля рабочих мест с вредными условиями труда составила 28%. За последние три года при снижении общего количества рабочих мест в компании на 12% количество рабочих мест с вредными условиями снизилось на 34%.

Полностью устранены рабочие места с классом 3.4, а также значительно снижено количество рабочих мест с классом условий труда 3.3. С 2014 г. ОАО «РЖД» в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ проводит специальную оценку условий труда (СОУТ). За два года было проверено более 180 тыс. рабочих мест. В текущем году запланировано провести спецоценку еще 88 тыс. рабочих мест. Проводится работа по внедрению инновационных технических средств, направленных на минимизацию рисков производственного травматизма и ликвидацию опасных рабочих мест. Примером может служить внедрение системы радиоуправления краном, которая может использоваться как на козловых, так и на кранах на железнодорожном ходу. Для улучшения бытовых условий начато внедрение рассчитанных на 10 человек санитарно-гигиенических комплексов, оборудованных туалетной и душевой кабинами, системами обогрева и вентиляции, водоснабжения и утилизации отходов. 

Финансирование мероприятий по охране труда

Департаментом охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля организована системная работа по разработке и актуализации нормативных документов, содержащих основные требования безопасности труда на рабочих местах — правил и инструкций по охране труда. В прошлом году были разработаны и пересмотрены более 30 документов, 7 правил и 24 инструкции по охране труда, СТО РЖД «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Электрическая безопасность. Общие положения», методика определения целевых показателей производственного травматизма, типовая программа проверки электроустановок потребителей и др. В комплексе мероприятий по обеспечению безопасных условий труда и профилактике профессиональных заболеваний работников компании большое внимание уделяется вопросам своевременного обеспечения средствами индивидуальной защиты, соответствующими условиям труда. В 2015 г. на приобретение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты израсходовано 5,5 млрд. руб., что составляет 30% от всех расходов на мероприятия по охране труда. Затраты на одного работника превысили 7,1 тыс. руб. Проведен мониторинг зимних и летних видов спецодежды и спецобуви, а также эксплуатационные испытания новых видов средств индивидуальной защиты, в частности облегченной и утепленной специальной обуви, термобелья, головных уборов для сигналистов, перчаток от механических и химических повреждений, дерматологических средств защиты и др. Для оценки качества продукции были проведены целевые проверки на Куйбышевской, Западно-Сибирской, Юго-Восточной и Красноярской железных дорогах. Компания, несмотря на сложные экономические условия, увеличивает финансовые вложения в обеспечение безопасности труда. В 2015 г. в ОАО «РЖД» на мероприятия по улучшению условий и охраны труда по всем источникам финансирования было направлено 18,6 млрд. руб., в том числе 10,1 млрд. руб. без учета затрат на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты и медицинские осмотры. Всеми филиалами компании выполнен норматив расходования средств на мероприятия по улучшению условий и охраны труда. В пересчете на одного работника эти расходы в среднем по ОАО «РЖД» составили 24 тыс. руб. (в 2014 г. — 20,7 тыс. руб.). ОАО «РЖД» совместно с Фондом социального страхования с 2006 г. проводит работу по использованию 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 

Эти средства направляются на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Контроль за ходом данной работы в компании осуществляется Департаментом охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля. В 2015 г. сумма разрешенных к использованию средств составила 280,4 млн. руб. Основная часть средств направлялась на приобретение работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты, проведение обязательных периодических медицинских осмотров, на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными производственными факторами, на обучение по охране труда отдельных категорий работников и др. Снижение производственного травматизма в 2015 г. за счет совершенствования системы управления охраной труда, улучшения условий труда работников, повышения культуры безопасности труда позволило по отношению к 2014 г. снизить непредвиденные (незапланированные) расходы ОАО «РЖД» на возмещение ущерба от несчастных случаев на производстве на 34,85 млн. руб. Компания приняла участие в XIX Международной специализированной выставке «Безопасность и охрана труда — 2015», организованной Минтрудом России. По ее итогам ОАО «РЖД» награждено Почетной грамотой. В 2015 г. завершилась реализация Перспективной комплексной программы по улучшению условий и охраны труда в ОАО «РЖД» на 2013—2015 гг., утвержденной в августе 2012 г. На выполнение ее мероприятий в прошлом году было направлено 18,6 млрд. руб. В настоящее время начато выполнение Перспективной комплексной программы по улучшению условий и охраны труда в ОАО «РЖД» на 2016—2018 гг., которая ставит новые ответственные задачи, высокие, но реальные цели, достижимые при систематической, заинтересованной работе всех тружеников компании.