Комплексная автоматизированная система управления на железнодорожном транспорте
На сети железных дорог действует комплексная автоматизированная система управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ). Цель и задачи системы — совершенствование управления эксплуатационной работой железных дорог, контроль, учет, планирование, регулирование и анализ деятельности предприятий железнодорожного транспорта.
АСУЖТ включает в себя комплекс специализированных функциональных систем, каждая из которых решает задачи оптимизации управления определенной сферой производственной деятельности.
В структурном отношении АСУЖТ делится на три иерархических уровня. На высшем уровне решаются задачи управления в масштабе сети с уточнением плановых заданий по дорогам. К среднему уровню относятся вопросы планирования и управления работой в дорожном масштабе с определением заданий для отделений дорог. На низшем уровне решаются технологические задачи на линейных предприятиях — станциях, депо и т.п.
В соответствии с этим развивается и техническая база АСУЖТ — единая сеть информационно-вычислительных центров (ИВЦ). Для высшего уровня создан Главный вычислительный центр (ГИВЦ), на дорогах — дорожные вычислительные центры (ДИВЦ), для крупных железнодорожных узлов предусмотрены узловые вычислительные центры (УИВЦ).
В ГИВЦ на основе первичной информации, получаемой с дорог и промышленных предприятий, решаются задачи учета, анализа, технического нормирования и оперативного планирования и управления в масштабе сети. В ДИВЦ эти же задачи решаются для дорог и отделений, в их функции входит также увязка работы линейных подразделений железнодорожного транспорта. Функциями узловых ИВЦ являются управление эксплуатационной работой сортировочных и узловых станций, обработка информации от линейных подразделений, связанной с управлением технологическими процессами.
На каждом уровне управления имеется информационный массив данных, который позволяет реализовать динамическую модель перевозочного процесса. Под такой моделью понимается массив постоянно изменяющихся данных в памяти ЭВМ, отражающих состояние и местонахождение объектов управления — вагонов, локомотивов, поездов.
Информация о фактически выполненной работе поступает в ИВЦ со станций и отделений дорог. Одним из основных первичных информационных документов является натурный лист поезда, который содержит информацию о вагонах и грузах. Перемещение поездов и локомотивов контролируется передачей в ИВЦ сообщений об их отправлении с начальных станций, проследовании стыковых и прибытии на конечные станции вслед за свершением соответствующих событий. О выполнении грузовых операций (погрузка, выгрузка и др.) станции передают сообщения по установленной форме в определенные периоды суток. Обработка информации по специальным программам в ИВЦ дает возможность получить данные о выполнении плана погрузки и выгрузки, наличии поездов на участках и их назначении, передаче поездов и вагонов по стыковым пунктам дорог и отделений, расположении, состоянии и назначении вагонов, дислокации локомотивов и многое другое.
Вся информация передается в цифровом виде, поэтому предусмотрено кодирование поездов, вагонов, локомотивов, грузов, станций, грузоотправителей и получателей, основанное на использовании десятичного цифрового кода.
Каждому поезду присваивается, помимо номера, специальный цифровой индекс, который состоит из 10 цифр: первые четыре из них обозначают станцию формирования, две следующие — номер состава и последние четыре — станцию назначения. Порядковый номер состава, отправляемого с крупной станции, может быть установлен по направлениям движения. Код поезда (индекс) вписывают в натурный лист.
Восьмизначная нумерация вагонов позволяет объединить инвентарный номер вагона и его технические признаки. Первая цифра, кроме цифры 5, обозначает род вагона, вторая — число осей и особенности конструкции или назначение вагона. Третья, четвертая, пятая и шестая цифры не содержат информации о вагоне; седьмой цифрой отмечено наличие сквозной переходной площадки (9) или ее отсутствие (0—8). Первые цифры обозначают: 2 — крытые вагоны, 4 — платформы, 6 — полувагоны, 7 — цистерны, 8 — изотермические, 9 и 3 — прочие вагоны и 5 — вагоны, принадлежащие иным собственникам кроме ОАО «РЖД». Вторые цифры отражают осность вагонов: 0—8 — четырехосные, 9 — восьмиосные; кроме того, они содержат информацию об объеме кузова и ширине дверных проемов крытых вагонов, роде груза для цистерн (нефть, нефтепродукты, химические и пищевые грузы), типе изотермических и прочих вагонов. В частности, у специализированных вагонов первые две цифры означают: 90 — минераловоз, 91 —окатышевоз, 92 — контейнеровоз, 93 — цементовоз, 94 — фитинговая платформа для контейнеров, 95 — зерновоз и 96 — другие типы (для живой рыбы, скота и др.), 36 — шестиосные полувагоны и 39 — транспортеры (многоосные). Так, номер 26864363 включает следующую характеристику (в порядке расположения цифр): 2 — вагон крытый, 6 — четырехосный с уширенными дверными проемами, цифры 8643 не содержат технической информации, а последняя цифра 6 — без переходной площадки. Восьмую (контрольную) цифру получают несложными арифметическими действиями с цифрами, входящими в номер вагона. Ошибка в номере вагона, допущенная при списывании, будет немедленно обнаружена ЭВМ по этой контрольной цифре.
В настоящее время номер вагона дополняется двузначным кодом, определяющим принадлежность вагона тому или иному государству постсоветского пространства. Так, код России — 20, Белоруссии — 21, Украины — 22, Казахстана — 27 и т.д.
Для кодирования станций и других раздельных, а также остановочных пунктов, применяется система единой сетевой разметки (ЕСР).
Основными автоматизированными системами в области управления перевозочной работой являются следующие:
-
АСОУП — автоматизированная система оперативного управления перевозками — предназначена для создания и поддержания в реальном режиме времени информационной модели перевозочного процесса, прогнозирования и текущего планирования эксплуатационной работы предприятий дороги; обеспечивает оперативной информацией соответствующих работников своей дороги и АДЦУ министерства.
-
АСУ СС, АСУ ГС, АСУ КП — автоматизированные системы управления, соответственно, сортировочной станции, грузовой станции, контейнерного пункта — предназначены для обработки технологических и поездных документов с целью планирования ввода поездов на станции, подготовки их к расформированию, формированию и отправлению поездов, для ведения информационной повагонной модели и организации информационно-справочного обслуживания персонала станции; обеспечивает сокращение времени обработки поездов и вагонов, улучшение условий и повышение производительности труда работников станции;
-
ГИД — автоматизированная система ведения графика исполненного движения;
-
АДЦУ — автоматизированный диспетчерский центр управления — предназначен для централизованного оперативного управления перевозочным процессом на сети железных дорог в целом (ЦУП) или на отдельном ее полигоне (ДЦУП); оснащен коллективными и индивидуальными средствами отображения текущего состояния перевозочного процесса с помощью мнемосхем полигонов сети, информационных табло, управляемых ЭВМ, графических цветных дисплеев и др.; обеспечивает улучшение условий и повышение производительности труда оперативного персонала и качества перевозок.
Все автоматизированные системы базируются на использовании АРМ — автоматизированных рабочих мест работников массовых профессий, связанных с управлением и информационным обеспечением перевозочного процесса: операторов станционных технологических центров, дежурных по станциям, локомотивным и вагонным депо, станционных и маневровых диспетчеров, а также поезд-
ных диспетчеров, и других оперативных руководителей движения, инженерного персонала. Каждое АРМ оснащено дисплеями, связанными со специализированным вычислительным комплексом или ВЦ, персональными компьютерами и средствами связи.
- Версия для печати
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии