Новый стандарт пожарной безопасности подвижного состава

Гармонизация технических требований, действующих в различных странах, и переход к использованию международных стандартов, в частности европейских, относятся к заметным современным тенденциям развития подвижного состава пассажирского рельсового транспорта. Это касается и такой непростой проблемы, как обеспечение пожарной безопасности. Предотвращение возгораний, организация эвакуации в экстренных случаях и обеспечение благоприятных условий для пассажиров и персонала входят в число ключевых факторов, лежащих в основе вступающих в действие европейских норм, которые заменят некоторые национальные стандарты в данной сфере. Принятие нового европейского стандарта потребует внесения изменений в нормативные документы, затрагивающие ряд смежных областей, включая контроль температуры, энергопотребление и гигиенические характеристики внутренних помещений подвижного состава. Согласно вступающим в действие в 2016 г. европейским нормам EN 45545-2, в устанавливаемых на подвижном составе устройствах кондиционирования воздуха и охлаждения могут использоваться только специальные материалы, соответствующие уровню безопасности HL2. До сих пор для оценки противопожарных свойств материалов и компонентов, используемых на подвижном составе рельсового транспорта, действовали различные национальные нормы. С принятием стандарта EN 45545-2 будет необходимо применять согласованные процедуры испытаний и европейскую систему пожарной классификации. Ввод в действие нового стандарта обусловлен необходимостью уменьшения, насколько возможно, воздействия на пассажиров и персонал опасных проявлений пожара — высоких температур, задымления и токсичных газов. Раздел 2 стандарта устанавливает требования к материалам, которые могут использоваться на подвижном составе рельсового транспорта. Поведение материалов и компонентов при пожаре зависит не только от их специфических свойств, но и от того, в каком оборудовании подвижного состава они используются, а также от их формы, расположения, площади наружной поверхности, относительной массы и плотности (рис. 1).

Эксперимент по оценке поведения различных материалов отделки пассажирского салона при возгорании

Рис. 1. Эксперимент по оценке поведения различных материалов отделки пассажирского
салона при возгорании

Инновационные материалы Применяемые на подвижном составе эластомерные тепло- и гидроизоляционные материалы, как и все органические продукты, горючи. В связи с этим в их состав добавляют различные огнезащитные компоненты. Зачастую использование таких добавок позволяет уменьшить степень воспламеняемости и интенсивность горения за счет их физических и/или химических свойств, однако сами по себе они не предотвращают воспламенение материалов. Достаточно эффективно препятствуют воспламенению замедлители горения, содержащие бром, но их использование может привести к значительному увеличению выделения дыма и не обеспечивает достижения требуемого уровня безопасности. Поставщики смогли решить эту проблему, предложив принципиально новые огнестойкие полимерные материалы, а также используя защитные добавки, что позволяет отказаться от использования компонентов, содержащих бром. Новые эластомерные материалы, например Armaflex Rail SD, созданный компанией Armacell, сочетают высокую огнестойкость с минимальным уровнем образования дыма и соответствуют установленному стандартом EN 45545-2 уровню безопасности HL2 (рис. 2).

спользование эластомерного материала для изоляции трубопроводов на подвижном составе

Рис. 2. Использование эластомерного
материала для изоляции трубопроводов
на подвижном составе
(источник: Armacell)

Выбор тепло- и гидроизоляционных материалов играет также заметную роль в поддержании комфортной температуры в салоне подвижного состава и обеспечении вентиляции помещения. Еще один заслуживающий внимания аспект — эффективная работа системы кондиционирования. Требования к ней относятся к приоритетным при выборе нового подвижного состава, поскольку даже в северных районах Европы летом температура воздуха может быть достаточно высокой для того, чтобы потребовались специальные меры для обеспечения комфорта пассажиров. В равной степени важен уровень потребления энергии, необходимой для работы системы климат- контроля внутри подвижного состава. В некоторых случаях он может достигать 30 % суммарного энергопотребления подвижного состава. Применение усовершенствованных материалов способствует существенному уменьшению его величины. Повышенные требования Современные эластомерные материалы характеризуются особой устойчивостью к проникновению влаги. Благодаря этому обеспечивается более высокий уровень защиты по сравнению с материалами, которые содержат алюминиевую фольгу. Если последние во время работ по монтажу или техническому обслуживанию получают повреждения, что случается нередко, то уже не могут выполнять свои функции. Долговременную защиту от образования конденсата обеспечивают эластомерные материалы на основе технологии, созданной компанией Microban. Они обладают также повышенной стойкостью к бактериям и грибку. Технологии монтажа при оценке и выборе материалов не менее важны, чем их физические и технические свойства. Особое значение имеет надежность конструкций, и в этом отношении эластомерные материалы обладают значительными преимуществами для применения на подвижном составе рельсового транспорта. Они отличаются небольшой массой и высокой гибкостью, благодаря чему могут найти применение в условиях ограниченного пространства. Рассматривая перспективы совершенствования противопожарных свойств материалов, следует отметить, что регулирующие органы и эксперты в области безопасности все чаще признают: дым представляет значительно бо́льшую потенциальную опасность при пожаре, чем собственно огонь. Этот аспект учтен при разработке новых норм. Дальнейшего тщательного изучения требуют вопросы, связанные с выяснением причин появления дыма, анализом его распространения и исследованиями токсических свойств. При этом достаточно вероятно, что нормы, касающиеся показателей задымления, будут еще более ужесточены, когда стандарт потребуется пересматривать в следующий раз.

Railway Gazette international, материалы компании Armacell