Основные показатели эксплуатационной работы железных дорог
Основные показатели эксплуатационной работы железных дорог в своем большинстве определяются через число вагонов и локомотивов. Число вагонов выражается в физических и условных единицах. Физической единицей считается каждый вагон независимо от числа осей и грузоподъемности. Условными единицами измеряют длину состава. В качестве такой условной единицы принят полувагон длиной 14 м. Любой другой вагон представляет собой столько условных единиц, во сколько раз его длина превышает 14 м. Так, 4-осный крытый вагон равен по длине 1,06 условного вагона; 8-осная цистерна — 1,58 условного вагона.
Показатели эксплуатационной работы железных дорог делятся на количественные и качественные.
Количественные показатели характеризуют объемы перевозок пассажиров и грузов, а также работы подвижного состава. К ним относятся: число перевезенных пассажиров, пассажирооборот, число погруженных и выгруженных вагонов (погрузка, выгрузка), грузооборот, пробеги вагонов, локомотивов, поездов, грузонапряженность и др.
Погрузку и выгрузку учитывают в физических вагонах и тоннах, грузооборот — в тонно-километрах нетто (т-км), пассажирооборот — в пассажиро-километрах (пасс.-км). Пробеги подвижного состава измеряются в вагоно-километрах, локомотиво-километрах, поездо-кило- метрах. Грузонапряженность, или густота перевозок (загрузка линии), определяется тонно-километрами нетто на 1 км линии в год.
Качественные показатели характеризуют использование подвижного состава. К этим показателям относятся: скорость движения поездов, оборот вагона, среднесуточный пробег и производительность вагонов, локомотивов, нагрузка вагона, производительность труда и себестоимость перевозок.
Скорость движения поездов отражает уровень технической вооруженности железных дорог и качество организации движения.
С повышением скорости движения поездов сокращаются сроки доставки грузов, ускоряется проезд пассажиров, улучшается использование вагонов и локомотивов, увеличивается провозная способность линий. При этом в зависимости от структуры показателей скорость бывает четырех видов: ходовая, техническая, участковая, маршрутная.
Ходовой называется скорость движения поезда без учета времени на остановки, а также на разгоны и замедления в пути следования.
Техническая скорость учитывает затраты времени на разгоны и замедления.
В расчет Участковой скорости включаются затраты времени на разгоны, замедления и остановки на промежуточных станциях.
Маршрутная скорость является средней скоростью движения на направлении с учетом разгонов, замедлений, стоянок на промежуточных и технических станциях.
Оборот вагона представляет собой время (сут.) с момента начала (окончания) одной погрузки до момента начала (окончания) следующей погрузки вагона.
Среднесуточным пробегом вагона называется среднее расстояние, проходимое им за сутки;
Производительностью вагона — число тонно-километров нетто, приходящихся в среднем на один вагон за сутки.
Статическая нагрузка вагона — это среднее число тонн груза, приходящееся на один погруженный вагон на станции погрузки;
Динамическая нагрузка вагона представляет собой число тонн груза, приходящегося на один вагон, с учетом дальности пробега вагонов.
Среднесуточным пробегом локомотива называется расстояние, проходимое в среднем одним локомотивом за сутки,
Производительностью локомотива — число тонно-километров брутто, приходящееся в среднем на один локомотив за сутки. Этот показатель отражает эффективность использования локомотивного парка.
Экономическую сторону эксплуатационной работы железнодорожного транспорта характеризуют обобщающие показатели работы железных дорог:
Производительность труда — число тонно-километров нетто, приходящихся в среднем на одного занятого в сфере перевозок работника в единицу времени, и
Себестоимость перевозок — сумма всех затрат, приходящихся соответственно на 10 т-км или 10 пасс.-км.
Показатели эксплуатационной работы применяются для оценки и анализа деятельности железных дорог, определения потребности в подвижном составе, а также анализа экономических результатов работы железнодорожного транспорта.
- Версия для печати
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии