Основные принципы управления перевозочным процессом на железной дороге
Работа железнодорожного транспорта имеет свою специфику. В перевозочном процессе участвуют работники различных специальностей, в ведении которых находятся разнообразные устройства и техника: железнодорожный путь, искусственные сооружения, подвижной состав (локомотивы, вагоны), устройства автоматики и телемеханики, многочисленные станции, энергетические устройства, вычислительные центры и т.д. Все составные части этого сложного многоотраслевого хозяйства должны работать в четком взаимодействии между собой. Малейшее нарушение какого-либо элемента транспортного конвейера немедленно отражается на перевозочном процессе и через него влияет на хозяйственную жизнь страны. Так, например, задержка поездных локомотивов в ремонте влечет за собой невывоз готовых составов с сортировочных станций, замедляется оборот вагонов, в результате чего недостает порожних вагонов под погрузку готовой продукции на заводах и фабриках, а это, в свою очередь, вызывает осложнения на предприятиях, в адрес которых необходимо отправить груз и т.д.
Перевозки осуществляются между станциями, зачастую находящимися одна от другой на значительном расстоянии. Например, пассажирский поезд «Россия» следует от Москвы до Тихого океана по единому расписанию по нескольким железным дорогам и многочисленным станциям. Все эти станции работают по одному плану, которым выступает график движения поездов. Это требует централизации управления перевозочным процессом, предполагающей подчинение нижестоящих звеньев вышестоящим. Принцип централизации руководства неразрывно связан с принципом единоначалия, персональной ответственностью каждого работника за определенный участок работы. Исполнители перевозочного процесса работают разбросанным фронтом на больших расстояниях. Для этого нужна четкая и надежная связь. Основной производственный процесс (перевозки) протекает под открытым небом, под воздействием неблагоприятных климатических условий, что предъявляет высокие требования к надежности в работе всех звеньев транспорта.
Производственная деятельность всех подразделений железных дорог, направленная на обеспечение безопасного и экономически оправданного перевозочного процесса, называется эксплуатационной работой железнодорожного транспорта. Эта работа регламентируется рядом документов, главные из которых:
Устав железных дорог Российской Федерации,
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ),
Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской федерации (ИДП),
Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации (ИС),
Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом,
график движения,
план формирования поездов,
технические нормы эксплуатационной работы железных дорог, ТРА (техническо-распорядительные акты станций), технологические процессы работы станций, отделений, направлений, приказы и инструктивные указания руководящих органов.
В ПТЭ указаны общие обязанности работников железнодорожного транспорта, определены нормы содержания основных сооружений, устройств и подвижного состава, изложены требования по организации движения поездов. Инструкция по движению поездов и маневровой работе устанавливает правила приема, отправления и пропуска поездов в разных условиях, а также производства маневровой работы. В Инструкции по сигнализации приведены применяемые на железнодорожном транспорте сигналы, их виды, значение и порядок использования.
Основными принципами эксплуатационной работы железных дорог являются:
строгое соблюдение безопасности движения; неукоснительное выполнение требований правил и инструкций; обеспечение высоких показателей использования технических средств и эффективности перевозок, достигаемое организацией ва- гонопотоков по плану формирования поездов, движением поездов
по графику, техническим нормированием эксплуатационных показателей, точным выполнением технологических процессов работы станций, отделений, направлений и четким взаимодействием в работе всех подразделений;
внедрение новой и совершенствование действующей технологии работы всех звеньев железнодорожного транспорта.
В соответствии с этими принципами управление эксплуатационной работой заключается в следующем.
Основой работы железных дорог является план перевозок, в соответствии с которым определяется потребность в вагонах и локомотивах, топливе и материалах, устанавливаются потребная пропускная способность линий, штат работников и фонд зарплаты, определяются объемы капитальных вложений в развитие железных дорог.
На основании плана перевозок разрабатывается план формирования поездов, который распределяет работу по формированию и расформированию между станциями направлений и сети в целом. График движения поездов устанавливает время отправления поездов с начальной и прибытия на конечную станцию, время хода по перегонам, продолжительность стоянок; обеспечивает согласованность в работе станций, депо и других территориальных подразделений железнодорожного транспорта.
На основе графика движения, плана формирования и плана перевозок разрабатываются технологические процессы работы станций, которые определяют порядок выполнения операций с поездами и вагонами, использования станционных устройств для расформирования, формирования поездов, организацию рабочих мест и нормы времени на операции по обработке поездов и вагонов. С учетом технологии работы станций разрабатываются технологические процессы железнодорожных узлов, отделений и железнодорожных направлений. В соответствии с графиком движения поездов составляются графики оборота локомотивов и расписания работы локомотивных бригад.
Распределение вагонного парка между дорогами и отделениями в соответствии с их потребностями осуществляется на основании технических норм использования подвижного состава. Выполнение заданий по перевозкам и технических норм обеспечивается с помощью оперативного планирования и диспетчерского руководства работой станций, отделений и дорог. Диспетчерский распорядительный аппарат всех подразделений располагает системой связи и отчетными данными, позволяющими непрерывно контролировать ход работы, своевременно принимать необходимые оперативные меры.
- Версия для печати
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии