Примыкание железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования

Примыкание железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования
 
В данном разделе можно выделить следующие подразделы:
1. Взаимодействие с владельцем строящихся, реконструируемых или восстановленных железнодорожных путей необщего пользования (далее – новые пути необщего пользования), желающим примкнуть новые пути необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования (далее также – новое примыкание).
2. Взаимодействие с владельцем существующих железнодорожных путей необщего пользования (далее – существующие пути необщего пользования), примыкающих к железнодорожным путям общего пользования, желающим увеличить объемы перевозок грузов, что требует развития пропускных и провозных способностей инфраструктуры (далее также - развитие существующего примыкания).
 
1. Взаимодействие с владельцем новых путей необщего пользования, желающим примкнуть новые пути необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования
 
Участники:
Обязательные:
владелец инфраструктуры, которому принадлежат железнодорожные пути общего пользования (далее – Владелец инфраструктуры);
владелец новых путей необщего пользования (далее – Заявитель);
Росжелдор;
Ространснадзор;
Возможные:
Проектная организация.
 
Регулирование:
Нормативные правовые акты:
статья 16 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;
Правила примыкания к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей общего и необщего пользования (Постановление Правительства РФ от 18.04.2005
№ 233);
Порядок определения мест примыкания строящихся, реконструируемых или восстановленных железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования (Приказ Минтранса России от 06.08.2008 № 127);
Административный регламент Росжелдора предоставления государственной услуги по принятию решений о примыкании к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования (Приказ Минтранса России от 24.07.2012 № 253);
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (Приказ МПС РФ от 18.06.2003 № 26).
Локальные документы:
Правила выдачи технических условий и согласования проектной документации (распоряжение ОАО «РЖД» от 11.05.2018 № 960/р);
Регламент взаимодействия участников при заключении договоров примыкания для реализации проектов развития инфраструктуры примыкания (распоряжение ОАО «РЖД» от 28.08.2018 №1896/р);
Регламент взаимодействия участников инвестиционного процесса при формировании проектов примыкания железнодорожных путей необщего пользования к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования ОАО «РЖД» (распоряжение ОАО «РЖД» от 15.12.2017
№ 2634/р).
 
Стадии взаимодействия:
1.1. Определение места примыкания новых путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования;
1.2. Реализация проекта примыкания;
1.3. Получение разрешения на примыкание к железнодорожным путям общего пользования новых путей необщего пользования;
1.4. Выполнение примыкания (присоединение) к железнодорожным путям общего пользования новых путей необщего пользования;
1.5. Принятие в эксплуатацию нового пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования.
 
1.1. Определение места примыкания новых путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования
 
Выполняемые операции:
Заявитель:
направляет владельцу инфраструктуры обращение об определении места примыкания (с приложением определенного набора документов);
формирует Комиссию по определению места примыкания (далее - комиссия) в составе представителей:
- Владельца инфраструктуры,
- Заявителя,
- Росжелдора;
- Ространснадзора;
- проектной организации, которая будет разрабатывать проектно-сметную документацию на строительство, реконструкцию или восстановление в выбранном месте новых путей необщего пользования (при необходимости);
участвует в составе Комиссии в принятии решения об определении места примыкания;
оформляет и подписывает протокол работы Комиссии (вправе отказаться от его подписания; вправе в письменном виде изложить прилагаемое к Протоколу особое мнение);
составляет в составе Комиссии Акт выбора места примыкания.
Владелец инфраструктуры:
рассматривает обращение Заявителя об определении места примыкания;
принимает решение о возможности или невозможности примыкания к пункту инфраструктуры в соответствии с указанными Заявителем в своем обращении условиями примыкания (схематический план примыкания; обоснование выбора места примыкания; данные о предполагаемых объемах грузоперевозок; информация о категории строящегося железнодорожного пути; данные о предполагаемых видах грузов и направлениях их перевозок);
участвует в составе Комиссии в принятии решения об определении места примыкания;
подписывает протокол работы Комиссии (вправе отказаться от его подписания; вправе в письменном виде изложить прилагаемое к Протоколу особое мнение);
составляет в составе Комиссии Акт выбора места примыкания.
Росжелдор, Ространснадзор, Проектная организация:
участвуют в составе Комиссии в принятии решения об определении места примыкания;
подписывают протокол работы Комиссии (вправе отказаться от его подписания; вправе в письменном виде изложить прилагаемое к Протоколу особое мнение);
составляют в составе Комиссии Акт выбора места примыкания.
 
Срок – установлен в отношении рассмотрения Владельцем инфраструктуры обращения Заявителя об определении места примыкания:
30 дней с момента получения обращения.
 
Ответственность: не установлена.
 
Вопросы:
1) Какие проблемы существуют в реализации положений Порядка определения мест примыкания строящихся, реконструируемых или восстановленных железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования (Приказ Минтранса России от 06.08.2008 № 127)?
При их наличии – дать их описание и предложить варианты решения.
2) Следует ли определять нормативным правовым актом технические и/или технологические причины невозможности примыкания, по которым Владелец инфраструктуры вправе отказать Заявителю в определении места примыкания (пункт 4 указанного Порядка)?
Если «Да» - представить соответствующие предложения.
 
1.2. Реализация проекта примыкания
 
Проект примыкания - в целях настоящего подраздела под таковым понимается комплекс мероприятий по проектированию, строительству и/или реконструкции принадлежащих Владельцу инфраструктуры (ОАО «РЖД») объектов имущества, образующих инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования, для обеспечения примыкания принадлежащих Заявителю новых путей необщего пользования на заявленных им условиях (предполагаемых объемах грузоперевозок, видах грузов и направлениях их перевозок).
 
Участники:
Владелец инфраструктуры (ОАО «РЖД»);
Заявитель.
 
Регулирование:
Нормативные правовые акты:
пробел в регулировании.
 
Срок реализации и Ответственность – договорные.
 
Варианты взаимодействия:
 
Вариант 1:
проект примыкания реализуется за счет средств Заявителя.
 
Регулирование:
Коммерческий договор – договор примыкания (договор оказания услуг, определяющий взаимные обязательства Владельца инфраструктуры (ОАО «РЖД») и Заявителя по реализации проекта примыкания и присоединению нового пути необщего пользования Заявителя к инфраструктуре ОАО «РЖД»).
 
Выполняемые операции:
Владелец инфраструктуры (ОАО «РЖД»):
рассматривает представленную Заявителем информацию (схематический план примыкания; обоснование выбора места примыкания; данные о предполагаемых объемах грузоперевозок; информация о категории строящегося пути необщего пользования; данные о предполагаемых видах грузов и направлениях их перевозок);
разрабатывает с учетом указанной информации и выдает технические условия на проектирование развития принадлежащей ему инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для осуществления примыкания к ней нового пути необщего пользования Заявителя, а также строительства нового пути необщего пользования Заявителя (далее – технические условия) в соответствии с указанными Заявителем в своем обращении условиями примыкания;
согласовывает проектную документацию, если таковая разрабатывается Заявителем до заключения договора примыкания,
либо самостоятельно разрабатывает проектную документацию, если это определено отдельным этапом в договоре примыкания;
подготавливает, согласовывает и заключает договор примыкания;
Заявитель:
рассматривает выданные технические условия;
разрабатывает проектную документацию в соответствии с техническими условиями и согласовывает её с Владельцем инфраструктуры;
направляет, в случае согласия с выданными техническими условиями, предложение о заключении договора примыкания;
заключает подготовленный Владельцем инфраструктуры договор примыкания.
 
Дальнейшее взаимодействие между Владельцем инфраструктуры и Заявителем осуществляется в соответствии с условиями заключенного договора примыкания.
 
Вариант 2:
проект примыкания реализуется с участием Владельца инфраструктуры (ОАО «РЖД») в финансировании развития принадлежащей ему инфраструктуры.
Размер такого участия (объем подлежащих выполнению на инфраструктуре мероприятий и необходимого финансирования) определяется Владельцем инфраструктуры исходя из экономической эффективности вложения средств (условий их окупаемости, согласованных с Заявителем).
 
Регулирование:
Коммерческий договор – договор примыкания.
Законный договор – договор об организации перевозок грузов (ст. 10 Устава).
 
Выполняемые операции (дополнительно к указанным в Варианте 1):
Владелец инфраструктуры (ОАО «РЖД»):
рассчитывает условия окупаемости своих инвестиций в развитие инфраструктуры для осуществления примыкания в соответствии с указанными Заявителем в своем обращении условиями примыкания;
подготавливает, согласовывает и заключает договор об организации перевозок грузов. Такой договор является для ОАО «РЖД» механизмом окупаемости своих инвестиций в развитие инфраструктуры (за счет платы за перевозку согласованных объемов и видов грузов в согласованных направлениях перевозок в течение согласованного периода времени);
Заявитель (должен одновременно являться грузоотправителем или грузополучателем):
заключает договор об организации перевозок грузов.
 
Вопрос:
1. Каким образом на практике решаются вопросы окупаемости инвестиций ОАО «РЖД» в развитие инфраструктуры в связи с новым примыканием, если Заявитель (владелец нового пути необщего пользования) и грузовладелец (грузоотправитель/грузополучатель) не совпадают в одном лице?
2. Какой механизм гарантированной окупаемости инвестиций ОАО «РЖД» в инфраструктуру может быть оптимальным для ОАО «РЖД» как владельца инфраструктуры и перевозчика?
 
Вывод:
1) Стадия реализации проекта примыкания (от выдачи технических условий до получения разрешения на примыкание) не урегулирована законодательством о железнодорожном транспорте.
2) Требуется нормативно-правовое установление механизма, гарантирующего владельцу инфраструктуры окупаемость его инвестиций в развитие инфраструктуры, осуществляемых в целях реализации проекта примыкания в соответствии с указанной Заявителем информацией о предполагаемых объемах грузоперевозок, видах грузов и направлениях их перевозок.
3) Вопросы и Выводы по вариантам нормативно-правового регулирования реализации проекта примыкания сформулированы в конце настоящего раздела.
 
1.3. Получение разрешения на примыкание к железнодорожным путям общего пользования новых железнодорожных путей необщего пользования
 
Участники:
Заявитель;
Росжелдор.
 
Выполняемые операции:
Заявитель:
представляет в Росжелдор обращение о выдаче разрешения на примыкание (с приложением определенного набора документов).
Росжелдор:
устанавливает соответствие новых путей необщего пользования в месте примыкания к железнодорожным путям общего пользования:
- требованиям нормативных правовых актов, стандартов, технических норм, строительных норм и правил, предъявляемым к строительству и модернизации железнодорожных путей необщего пользования,
- порядку определения мест примыкания, установленному Минтрансом России;
принимает решение о выдаче разрешения на примыкание или о мотивированном отказе в выдаче такого разрешения.
 
Срок – установлен в отношении рассмотрения Росжелдором обращения о выдаче разрешения на примыкание:
3 месяца с даты получения обращения Заявителя.
 
Ответственность:
отказ Росжелдора в выдаче разрешения на примыкание может быть обжалован в судебном порядке.
 
Вопросы:
1) Какие проблемы существуют в реализации положений Правил примыкания к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей общего и необщего пользования (Постановление Правительства РФ от 18.04.2005 № 233)?
При их наличии – дать их описание и предложить варианты решения.
2) Должен ли владелец инфраструктуры, на примыкание к железнодорожным путям общего пользования которого выдается разрешение, быть участником процедуры рассмотрения и принятия Росжелдором решения о выдаче разрешения на примыкание или об отказе в нём?
Если «Да» - представить соответствующее обоснование.
 
1.4. Выполнение примыкания (присоединение) к железнодорожным путям общего пользования новых путей необщего пользования
 
Участники:
Владелец инфраструктуры;
Заявитель.
 
Выполняемые операции:
осуществление фактического присоединения к железнодорожным путям общего пользования новых путей необщего пользования в соответствии с условиями договора примыкания;
подписание акта об исполнении договора примыкания.
 
Срок и Ответственность – договорные.
 
1.5. Принятие в эксплуатацию нового пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования
 
Участники:
Владелец инфраструктуры;
Заявитель;
Росжелдор.
 
Регулирование:
Нормативные правовые акты:
п.4 ст.16 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;
п.1.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26).
 
Выполняемые операции:
комиссионная приемка в эксплуатацию нового пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования;
оформление Комиссией акта приемки пути необщего пользования в эксплуатацию.
 
Срок и Ответственность – не установлены.
 
Вопрос:
Является ли достаточным существующее нормативно-правовое регулирование принятия в эксплуатацию нового пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования?
Если «нет», то какие вопросы и как требуется урегулировать (представить конкретные предложения)?
 
2. Взаимодействие с владельцем существующих путей необщего пользования, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования, желающим увеличить объемы перевозок грузов, что требует развития пропускных и провозных способностей инфраструктуры (развитие существующего примыкания)
 
Участники:
Владелец инфраструктуры (ОАО «РЖД»);
Владелец существующих путей необщего пользования (далее – Заявитель).
 
Регулирование:
Нормативные правовые акты:
пробел в регулировании;
Локальные документы:
Правила выдачи технических условий и согласования проектной документации (распоряжение ОАО «РЖД» от 11.05.2018 № 960/р);
Регламент взаимодействия участников при заключении договоров примыкания для реализации проектов развития инфраструктуры примыкания (распоряжение ОАО «РЖД» от 28.08.2018 №1896/р);
Регламент взаимодействия участников инвестиционного процесса при формировании проектов примыкания железнодорожных путей необщего пользования к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования ОАО «РЖД» (распоряжение ОАО «РЖД» от 15.12.2017
№ 2634/р).
 
Срок реализации и Ответственность – договорные.
 
Проект примыкания - в целях настоящего подраздела под таковым понимается комплекс мероприятий по проектированию, строительству и/или реконструкции принадлежащих Владельцу инфраструктуры (ОАО «РЖД») объектов имущества, образующих инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования, для обеспечения увеличения объемов перевозок грузов в сообщении с принадлежащими Заявителю существующими путями необщего пользования на заявленных им условиях (предполагаемых объемах грузоперевозок, видах грузов и направлениях их перевозок).
 
Варианты взаимодействия:
 
Вариант 1:
проект примыкания реализуется за счет средств Заявителя.
 
Регулирование:
Коммерческий договор – договор примыкания (договор оказания услуг, определяющий взаимные обязательства Владельца инфраструктуры (ОАО «РЖД») и Заявителя по реализации проекта примыкания, включая развитие объектов железнодорожного транспорта в точке примыкания существующего пути необщего пользования Заявителя к инфраструктуре ОАО «РЖД»).
 
Выполняемые операции:
Владелец инфраструктуры (ОАО «РЖД»):
рассматривает представленную Заявителем информацию (схематический план, отражающий существующее путевое развитие пути необщего пользования Заявителя; предполагаемые объемы грузоперевозок, виды грузов и направления их перевозок);
разрабатывает с учетом указанной информации и выдает технические условия на проектирование развития принадлежащей ему инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также примыкающих к ней существующих путей необщего пользования, принадлежащих Заявителю, для обеспечения дополнительных объемов перевозок грузов в сообщении с существующими путями необщего пользования Заявителя (далее – технические условия);
согласовывает проектную документацию, если таковая разрабатывается Заявителем до заключения договора примыкания,
либо самостоятельно разрабатывает проектную документацию, если это определено отдельным этапом в договоре примыкания;
подготавливает, согласовывает и заключает договор примыкания;
Заявитель:
обращается с заявлением о выдаче технических условий;
рассматривает выданные технические условия;
разрабатывает проектную документацию в соответствии с техническими условиями и согласовывает её с Владельцем инфраструктуры;
направляет, в случае согласия с выданными техническими условиями, предложение о заключении договора примыкания;
заключает подготовленный Владельцем инфраструктуры договор примыкания.
 
Дальнейшее взаимодействие между Владельцем инфраструктуры и Заявителем осуществляется в соответствии с условиями заключенного договора примыкания.
 
Вариант 2:
проект примыкания реализуется с участием Владельца инфраструктуры (ОАО «РЖД») в финансировании развития принадлежащей ему инфраструктуры.
Размер такого участия (объем подлежащих выполнению на инфраструктуре мероприятий и необходимого финансирования) определяется Владельцем инфраструктуры исходя из экономической эффективности вложения средств (условий их окупаемости, согласованных с Заявителем).
 
Регулирование:
Коммерческий договор – договор примыкания.
Законный договор – договор об организации перевозок грузов (ст.10 Устава).
 
Выполняемые операции (дополнительно к указанным в Варианте 1):
Владелец инфраструктуры (ОАО «РЖД»):
рассчитывает условия окупаемости своих инвестиций в развитие инфраструктуры для обеспечения дополнительных объемов перевозок грузов в сообщении с существующими путями необщего пользования Заявителя;
подготавливает, согласовывает и заключает договор об организации перевозок грузов. Такой договор является для ОАО «РЖД» механизмом окупаемости своих инвестиций в развитие инфраструктуры (за счет платы за перевозку согласованных объемов и видов грузов в согласованных направлениях перевозок в течение согласованного периода времени);
Заявитель (должен одновременно являться грузоотправителем или грузополучателем):
заключает договор об организации перевозок грузов.
 
Дальнейшее взаимодействие между Владельцем инфраструктуры и Заявителем осуществляется в соответствии с условиями заключенного договора примыкания.
 
Вопрос:
Каким образом на практике решаются вопросы окупаемости инвестиций ОАО «РЖД» в развитие инфраструктуры в связи с развитием существующего примыкания, если Заявитель (владелец существующего пути необщего пользования) и грузовладелец (грузоотправитель/грузополучатель) не совпадают в одном лице?
 
Вывод:
Отсутствует нормативно-правовое регулирование взаимоотношений Владельца инфраструктуры и Владельца существующих путей необщего пользования, возникающих в связи с намерением последнего увеличить объемы перевозок грузов и связанной с этим потребностью развития пропускных и провозных способностей инфраструктуры.
Вопросы и Выводы по вариантам такого регулирования сформулированы ниже применительно к разделу в целом.
 
 
ВОПРОСЫ:
1) Каковы должны быть границы инфраструктуры, в пределах которых мероприятия по развитию инфраструктуры подлежат к включению в состав выдаваемых владельцем инфраструктуры технических условий, а стоимость таких мероприятий должна включаться в плату за примыкание (за новое примыкание, за развитие существующего примыкания):
в пределах места (точки) примыкания (стрелочного перевода)?
станции примыкания?
иное?
2) Какие технические, технологически и иные (в том числе экономические) возможные условия должны браться в расчет владельцем инфраструктуры для определения возможности/невозможности нового примыкания или развития существующего примыкания?
3) Должны ли быть определены нормативным правовым актом основания, по которым владелец инфраструктуры вправе отказать:
в определении места примыкания (для нового примыкания)?
в заключении договора примыкания (для нового примыкания и/или развития существующего примыкания)?
Если «Да» - представить соответствующие предложения.
4) Должна ли подлежать государственному тарифному регулированию плата, устанавливаемая по договору примыкания?
Или достаточно нормативно определить принцип формирования платы, а её размер будет определять владелец инфраструктуры?
5) Надо ли утверждать нормативным правовым актом обязательную к применению (с возможностью включения в неё дополнительных условий) типовую форму договора, регулирующего новое примыкание и/или развитие существующего примыкания, либо достаточно ограничиться фиксацией в нормативном правовом акте существенных условий такого договора?
6) Какой перечень существенных условий договора, регулирующего новое примыкание и/или развитие существующего примыкания, следует фиксировать нормативным правовым актом?
7) Должен ли федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта участвовать в процедуре развития существующего примыкания (по аналогии с участием Росжелдора, Ространснадзора в процедуре нового примыкания)?
Если «Да», то на какой стадии? и какой именно орган власти должен участвовать – Росжелдор, Ространснадзор?
8) Должен ли владелец инфраструктуры, на примыкание к железнодорожным путям общего пользования которого выдается разрешение, быть участником процедуры рассмотрения и принятия Росжелдором решения о выдаче разрешения на примыкание или об отказе в нём?
Если «Да» - представить соответствующее обоснование.
9) Какие проблемы существуют в реализации положений:
Правил примыкания к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей общего и необщего пользования (Постановление Правительства РФ от 18.04.2005 №233)?
Порядка определения мест примыкания строящихся, реконструируемых или восстановленных железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования (Приказ Минтранса России от 06.08.2008 № 127)?
Представить предложения по вариантам их решения.
10) Является ли достаточным нормативно-правовое регулирование принятия в эксплуатацию нового пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования?
Если «нет», то какие вопросы и как требуется урегулировать (представить конкретные предложения)?
11) Какие проблемы во взаимоотношениях ОАО «РЖД» с владельцами железнодорожных путей необщего пользования в вопросах примыкания требуют правового урегулирования?
Представить предложения с вариантами их урегулирования.
12) Каким договором (или договорами) должны определяться условия окупаемости инвестиций владельца инфраструктуры в развитие инфраструктуры, осуществляемых в целях реализации проекта примыкания в соответствии с указанной Заявителем информацией о предполагаемых объемах грузоперевозок, видах грузов и направлениях их перевозок?
13) Каким образом на практике решаются вопросы окупаемости инвестиций ОАО «РЖД» в развитие инфраструктуры в связи с новым примыканием или развитием существующего примыкания, если грузовладелец (грузоотправитель/грузополучатель) и Заявитель (владелец нового пути необщего пользования либо владелец существующего пути необщего пользования) не совпадают в одном лице?
14) Какие ещё взаимоотношения с участием ОАО «РЖД» как владельца инфраструктуры и перевозчика грузов железнодорожным транспортом, не описанные в настоящем разделе и требующие нормативного правового регулирования, возникают в связи с новым примыканием и/или развитием существующего примыкания?
15) Должно ли нормативно-правовое регулирование примыкания железнодорожных путей необщего пользования к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования выстраиваться по аналогии с регулированием присоединения к линейным объектам, существующим в других сферах экономики (см. информацию в разделе «ВЫВОДЫ»)?
Должно ли такое регулирование в сфере железнодорожного транспорта иметь существенные отличия? В чём именно такие отличия могут заключаться?
 
ВЫВОДЫ:
1. Имеется пробел в нормативно-правовом регулировании отношений по примыканию новых путей необщего пользования к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования в части:
договорного характера таких отношений;
возмездного характера таких отношений;
выдачи технических условий;
оснований отказа в примыкании.
2. Имеется пробел в нормативно-правовом регулировании отношений по развитию существующего примыкания.
3. Требуется нормативно-правовое установление механизма, гарантирующего владельцу инфраструктуры окупаемость его инвестиций в развитие инфраструктуры, осуществляемых в целях реализации проекта примыкания в соответствии с указанной Заявителем информацией о предполагаемых объемах грузоперевозок, видах грузов и направлениях их перевозок.
4. Предлагается следующая последовательность устранения указанных выше пробелов в регулировании:
во-первых, законодательно установить:
договорный и возмездный характер примыкания;
порядок определения платы за примыкание;
учёт технических и технологических возможностей осуществления примыкания;
полномочие владельца инфраструктуры выдавать технические условия, в соответствии с которыми примыкание должно выполняться;
распространить порядок, установленный для нового примыкания, на случаи развития существующего примыкания;
закрепить гарантии окупаемости инвестиций ОАО «РЖД» в развитие инфраструктуры посредством:
- возложения на владельца примыкающих путей обязанности компенсировать владельцу инфраструктуры расходы в развитие инфраструктуры, предусмотренное договором, но не включенное в выданные технические условия;
- заключения договора об организации перевозок грузов, предусмотренного ст. 10 Устава, на условиях «вези или плати» с предоставлением грузоотправителю/грузополучателю приоритета в перевозках грузов во исполнение такого договора;
во-вторых, отнести к регулированию актом Правительства РФ:
содержание технических условий,
порядок принятия решений о возможности примыкания (включая определение технических и технологических возможностей, при наличии которых примыкание допускается),
существенные условия договора о примыкании;
в-третьих, при необходимости внести изменения:
в Приказ Минтранса России от 06.08.2008 № 127 (Порядок определения мест примыкания строящихся, реконструируемых или восстановленных железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования);
в Приказ Минтранса России от 24.07.2012 № 253 (Административный регламент Росжелдора предоставления государственной услуги по принятию решений о примыкании к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования).
Вопрос:
1) что следует отразить в актах Правительства РФ:
- применительно к регулированию процедуры примыкания?
- применительно к критериям приоритета перевозок грузов?
- иное?
 
5. Ниже приводится обзор правового регулирования вопросов присоединения к линейным объектам в сферах:
трубопроводного транспорта;
теплоснабжения;
водоснабжения и водоотведения.
Вопрос: что из нижеприведенного целесообразно использовать в правовом регулировании отношений по новому примыканию (или развитию существующего примыкания) путей необщего пользования к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования?
 
5.1. Трубопроводный транспорт.
Присоединение к магистральным нефтепроводам регулируется:
Правилами подключения объектов нефтедобычи… (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.02.2011 № 90);
Правилами подключения нефтеперерабатывающих заводов… (утв. Постановлением правительства РФ от 21.12.2009 № 1039).
Общие принципы подключения:
1) плата за выдачу технических условий не взимается;
2) в технических условиях указывается, в том числе, информация о наличии технологической возможности подключения, а в случае её отсутствия – перечень мероприятий по расширению пропускной способности магистральных трубопроводов, включающих: увеличение диаметра, протяженности магистральных трубопроводов, мощности и (или) количества перекачивающих станций, резервуарных парков и распределительных устройств;
3) технологическая возможность подключения – это условие, при котором после подключения нового заявителя не возникает ограничений проектных пропускных способностей магистральных трубопроводов и ограничений проектных мощностей ранее подключенных заявителей, а также ограничений обязательств в отношении выданных технических условий и (или) заключенных договоров, срок действия которых не истек;
4) в случае отсутствия технологической возможности в полной мере удовлетворить заявление, заявителю в технических условиях предоставляется информация о возможном объеме подачи/приема нефти без расширения пропускной способности магистрального трубопровода;
5) определяются существенные условия договора;
6) размер платы за услуги по подключению рассчитывается исходя из необходимости компенсации экономически и технологически обоснованных расходов организации трубопроводного транспорта на выполнение технических условий;
7) допускается отказ в выдаче технических условий в случаях:
- предоставления заявителем требуемых документов не в полном объеме или содержащих недостоверные сведения;
- отсутствия возможности сохранения показателей нефти, установленных схемой нормальных (технологических) грузопотоков (примечание: такая схема - это документ, утверждаемый Минэнерго России, нормирующий технологические направления грузопотоков нефти и массовую долю серы в них с учетом технологической возможности транспортировки нефти от пунктов приема до пунктов сдачи нефти и технологических процессов переработки нефти на заводе и требований к качеству экспортных поставок);
8) отказ в выдаче технических условий и в заключении договора может быть обжалован. Минэнерго уполномочено проводить экспертизу оснований отказа в выдаче технических условий;
9) порядок подключения:
- подача в организацию трубопроводного транспорта заявления о выдаче технических условий;
- выдача технических условий организацией трубопроводного транспорта;
- заключение договора;
- выполнение мероприятий по подключению;
- подписание актов о выполнении мероприятий, об осуществлении подключения, о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
 
5.2. Теплоснабжение.
Подключение к системам теплоснабжения регулируется:
ФЗ «О теплоснабжении»;
Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.07.2018
№ 787).
 
Общие принципы подключения:
1) подключение осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных данным Федеральным законом и утвержденными Правительством РФ Правилами № 787;
2) подключение осуществляется на основании договора, являющегося публичным для теплоснабжающей (теплосетевой) организации;
3) не допускается отказ в заключении договора в следующих случаях:
а) при одновременном:
- наличии технической возможности подключения;
- наличии свободной мощности в точке подключения;
- нахождении присоединяемого объекта в границах радиуса эффективного теплоснабжения, определенного схемой теплоснабжения (схема теплоснабжения утверждается органом местного самоуправления);
б) в случае невозможности подключения вследствие отсутствия свободной мощности, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе теплоснабжающей (теплосетевой) организации мероприятий, позволяющих обеспечить возможность подключения;
4) в Правилах № 787 установлено, при каких условиях существует техническая возможность подключения - таковая существует при одновременном наличии резерва пропускной способности тепловых сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема тепловой энергии, теплоносителя, и резерва тепловой мощности источников тепловой энергии.
В Правилах № 787 дано определение обоим терминам – и резерву пропускной способности тепловых сетей, и резерву тепловой мощности источников тепловой энергии;
5) при отсутствии технической возможности подключения и отсутствия в инвестиционной программе субъекта регулирования мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения, заявителю предлагается один из вариантов:
подключение в индивидуальном порядке за плату, установленную в индивидуальном порядке, без внесения изменений в инвестиционную программу субъекта регулирования и с последующим внесением соответствующих изменений в схему теплоснабжения в установленном порядке;
подключение будет осуществлено после внесения необходимых изменений в инвестиционную программу субъекта регулирования и в соответствующую схему теплоснабжения;
6) установлена последовательность действий для принятия решения о подключении в случае, если у теплоснабжающей (теплосетевой) организации отсутствует свободная мощность и отсутствуют в инвестиционной программе мероприятия по развитию системы теплоснабжения и снятию ограничений, позволяющие обеспечить возможность подключения к системе теплоснабжения:
а) теплоснабжающая (теплосетевая) организация обращается в уполномоченный орган с заявлением о внесении изменений в схему теплоснабжения;
б) отказ уполномоченного органа во внесении изменений в схему теплоснабжения является основанием для теплоснабжающей (теплосетевой) организации:
- либо отказать в подключении;
- либо предложить подключиться в индивидуальном порядке;
в) решение уполномоченного органа о внесении изменений в схему теплоснабжения является основанием для внесения в инвестиционную программу теплоснабжающей (теплосетевой) организации изменений, позволяющих обеспечить возможность подключения к системе теплоснабжения.
В этом случае:
- отказ в подключении не допускается;
- уполномоченный орган обязан учесть внесенное в инвестиционную программу изменение при установлении тарифов в сфере теплоснабжения;
7) плата за подключение подлежит государственному тарифному регулированию.
Исключение – случай, когда подключение осуществляется в индивидуальном порядке при отсутствии возможности подключения (см. п.4 «б» выше). Плата в этом случае определяется теплоснабжающей (теплосетевой) организацией в индивидуальном порядке;
8) технические условия, выдаваемые теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, являются неотъемлемой частью договора на подключение;
9) выдача технических условий может осуществляться по запросу заявителя до заключения договора;
10) выдача технических условий осуществляется без взимания платы;
11) теплоснабжающая (теплосетевая) организация вправе отказать в выдаче технических условий при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения;
12) порядок подключения:
направление заявки о подключении к системе теплоснабжения;
заключение договора о подключении;
выполнение мероприятий по подключению, предусмотренных техническими условиями подключения и договором о подключении;
составление акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя;
получение временного разрешения органа федерального государственного энергетического надзора для проведения пусконаладочных работ и комплексного опробования в отношении объектов теплоснабжения;
подача тепловой энергии и теплоносителя на объект заявителя на время проведения пусконаладочных работ и комплексного опробования;
составление акта о подключении;
получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию энергоустановки.
 
5.3. Водоснабжение и водоотведение.
Подключение к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения регулируется:
ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
Правилами горячего водоснабжения (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 642);
Типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 643);
Правилами холодного водоснабжения и водоотведения (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644);
Типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения; Типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645).
Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83).
 
Общие принципы подключения аналогичны предусмотренным законодательством о теплоснабжении.
Отличие:
утверждены типовые формы договоров о подключении, обязательные к применению. Стороны вправе дополнять их условиями, не противоречащими законодательству.