Руководство и оперативное управление железнодорожной станцией
Пт, 05/15/2015 - 09:53
Начальник станции руководит работой станции и несет полную ответственность за выполнение показателей работы станции и установленных заданий. Грузовыми и коммерческими операциями руководит заместитель начальника станции по грузовой и коммерческой работе (ДСЗМ или ДСМ). Непосредственно на местах общего пользования работой руководят начальники (заведующие) грузовых районов (дворов). При небольших объемах работы на местах необщего пользования эту работу выполняют старшие приемосдатчики. При значительных объемах работы на местах необщего пользования может вводиться должность заместителя начальника станции по подъездным путям.
На крупных (внеклассных) грузовых станциях имеется главный инженер (ДСГ), в обязанности которого входят разработка, обновление и внедрение технологического процесса, разработка и реализация мероприятий по обеспечению безопасности движения, охране труда и технике безопасности работников. Он отвечает за рациональное использование технических средств и устройств, проводит анализ работы станции. При отсутствии должности главного инженера его функции выполняет заместитель начальника станции.
Руководство оперативной работой станции возлагается на заместителя начальника станции по оперативной работе (ДСЗД). Он осуществляет контроль за выполнением суточных и сменных планов, соблюдением технологического процесса, обеспечением безопасности движения. Непосредственное руководство оперативной работой осуществляют сменные работники: ДСЦ, сменный инженер по грузовой и коммерческой работе, дежурный по станции (ДСП). Каждый из них выполняет обязанности в соответствии с должностными инструкциями.
ДСЦ - диспетчер маневровый (в обиходе маневровый диспетчер), управляет всей работой по выполнению сменного плана грузовой станции. Заступая на дежурство, он знакомится с оперативными приказами, суточным планом погрузки и выгрузки грузов, изучает заявки грузоотправителей на отправление груза, положение вагонного парка на станции, подъездных путях и подходах к станции. В начале смены ДСЦ доводит план работы до исполнителей, а в процессе дежурства корректирует его по четырехчасовым периодам в зависимости от оперативной обстановки на станции.
На протяжении своего дежурства ДСЦ ведет график исполненной работы (ГИР), необходимый для оперативного планирования и руководства маневровой, грузовой и поездной работой, качественного анализа работы за смену, где фиксируется занятие путей по грузовым пунктам, ход погрузки и выгрузки, время подачи и уборки вагонов, число вагонов, ожидающих погрузку или выгрузку.
Грузовой оператор - ведет оперативный учет сортировки грузов на сортировочной платформе, работы контейнерного пункта и автотранспорта по завозу и вывозу груза, номерной учет наличия и расположения местных вагонов.
Наблюдение за ходом погрузки-выгрузки вагонов осуществляет приемосдатчик, используя переносной терминал для связи с маневровым диспетчером, грузоотправителями, грузополучателями и товарной конторой.
В процессе диспетчерского руководства используется информация о подходе поездов и грузов, ходе выполнения грузовых операций, наличии, назначении и расположении вагонов на станционных путях, погрузочно-разгрузочных фронтах и подъездных путях и др.
Рабочие места ДСЦ и сменного инженера (старшего техника) по грузовой и коммерческой работе оборудуют необходимыми средствами связи, информационными табло, установками промышленного телевидения, компьютерной техникой.
Сменный инженер (старший техник) по грузовой и коммерческой работе обеспечивает выполнение сменного плана грузовой работы на местах общего пользования, осуществляет текущее планирование, учет наличия свободных мест на складах и оперативный контроль за выполнением плана погрузки-выгрузки и сортировки мелких отправок на местах общего пользования. Он согласовывает план работы с ДСЦ, начальником производственного участка механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ (МЧ) и диспетчером автопредприятия, а также осуществляет контроль за своевременной подготовкой к погрузке, подачей, расстановкой и уборкой вагонов с грузовых фронтов мест общего пользования, ведет оперативный учет грузовой работы.
Дежурный по станции (ДСП) - осуществляет непосредственное руководство приемом, расформированием, формированием и отправлением поездов, контроль за коммерческим и техническим осмотром составов.
Начальник Агентства фирменного транспортного обслуживания (АФТО) - осуществляет контроль за выполнением плана погрузки и выгрузки грузов, оформлением грузовых перевозочных документов, расчетами с грузоотправителями и грузополучателями, ведением установленных форм учета и отчетности.
Начальник грузового района, - обеспечивает выполнение планов погрузки по грузовой работе на местах общего пользования и подъездных путях, осуществляет контроль за своевременной подачей и расстановкой вагонов на грузовых фронтах, организует выполнение погрузочно-разгрузочных работ.
Эффективность оперативного управления и взаимодействия всех подразделений грузовой станции во многом зависит от средств передачи информации, которые составляют органичную часть технологии работы станции.
Помимо уже упомянутых видов связи, на грузовых станциях используется система «Строп», которая обеспечивает взаимный вызов и ведение переговоров между приемосдатчиками, машинистами кранов, старшим приемосдатчиком, работниками контрольно-пропускного пункта и автомобильным диспетчером.
ДСЦ руководит единой сменой станции, состоящей из работников служб перевозок, грузовой и коммерческой работы, локомотивной, вагонной, сигнализации и связи, подъездных путей, портов и автомобильного транспорта. Организация единой смены позволяет обеспечить слаженность в работе грузовой станции, выполнение государственных заказов и договорных обязательств. В непосредственном подчинении ДСЦ находятся составители поездов, машинисты маневровых локомотивов, коммерческий агент.
В зависимости от местных условий и объема работы распределение обязанностей между ДСЦ, сменным инженером по грузовой и коммерческой работе и ДСП может изменяться. В частности, при отсутствии на станции сменного инженера его обязанности выполняет ДСЦ, а если нет должности ДСЦ, руководство маневровой и грузовой работой на станции осуществляет ДСП.
В процессе управления грузовой работой большое значение имеет информационное взаимодействие с клиентурой, которое выполняется на договорной основе. Предварительная грузовая информация грузополучателям передается по телетайпу или телефону в соответствии с заключенными договорами.
- Версия для печати
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии