Северная железная дорога

Распоряжение ОАО "РЖД" от 27 октября 2015 г. № 2538р

О серьезных недостатках в обеспечении безопасности движения поездов на Северной железной дороге
 
Проведенная комиссией Департамента безопасности движения (далее – ЦРБ) в августе 2015 г. контрольная проверка обеспечения безопасности движения поездов на Северной железной дороге показала, что несмотря на принимаемые железной дорогой меры, направленные на снижение аварийности, положение с обеспечением безопасности движения остается неблагополучным и нестабильным.
По результатам контрольной проверки 30 сентября 2015 г. в городе Ярославль проведен разбор ее итогов, в ходе которого были рассмотрены выявленные факты низкой организации профилактической работы по предупреждению аварийности и обеспечению безопасности движения поездов.
В текущем году на железной дороге наметилась устойчивая тенденция ухудшения положения дел с обеспечением безопасности движения поездов. За 8 месяцев 2015 года общее количество иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, допущенных в границах железной дороги, возросло в 2,2 раза (415/131), в том числе по вине холдинга ОАО «РЖД» – на 74% (139/80).
При этом на полигоне железной дороги слабо организована работа по реализации задач стратегии гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 28 января 2013 г. № 197р (далее – Стратегия). Разработанные в дирекциях, службах и структурных подразделениях филиалов ОАО «РЖД» приказы и распоряжения по внедрению Стратегии, а также факторный анализ нарушений безопасности движения носят формальный характер.
Организационно-технические мероприятия по устранению недостатков, выявленных при проведении комиссией ЦРБ технической ревизии в 2014 году, в отдельных дирекциях и службах разработаны некачественно и без учета всех выявленных замечаний. Как следствие, при контрольной проверке многие недостатки были выявлены повторно, а риски возникновения нарушений безопасности движения не уменьшились.
Но даже и эти мероприятия остались не реализованными. В целом не выполнено 43 пункта мероприятий, в том числе: в Северной дирекции управления движением (6), Северной дирекции тяги (5), Северной дирекции по ремонту тягового подвижного состава, Северной дирекции по ремонту пути, Северной дирекции моторвагонного подвижного состава, Северной дирекции железнодорожных вокзалов и Северной дирекции по управлению терминально-складским комплексом (по 4), Северной дирекции пассажирских обустройств (3), службе пути, службе автоматики и телемеханики, службе вагонного хозяйства и Центре диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры (по 2), службе электрификации и энергоснабжения (1).
Руководители дирекций, служб и их структурных подразделений по‑прежнему допускают невыполнение требований приказов, распоряжений, телеграфных указаний и других нормативных и технических документов МПС России и ОАО «РЖД», направленных на обеспечение безопасности движения.
Начальник Северной дирекции управления движением Манцевич С.В. не организовал выполнение мероприятий по обеспечению безопасности движения поездов и маневровой работы. Остались невыполненными 6 пунктов организационно-технических мероприятий по устранению недостатков, выявленных комиссией ЦРБ в ходе технической ревизии в 2014 году.
В Северной дирекции управления движением не организована достоверная выверка ТРА станций, приложений к ним, технологических процессов работы станций и местных инструкций. В результате на всех проверенных станциях данная станционная нормативно-техническая документация не соответствует нормативным документам ОАО «РЖД», фактическим обустройствам и технологии выполняемой работы.
Из-за низкого качества проведения профилактической работы со стороны руководителей Северной дирекции управления движением и центров организации работы железнодорожных станций допускаются нарушения требований Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286 (далее – ПТЭ), при организации приема и отправления поездов.
Не исключен риск возникновения событий, связанных с несанкционированным движением подвижного состава на маршруты приема и отправления поездов. В нарушение требований ПТЭ на ряде железнодорожных станций отсутствуют сбрасывающие устройства, исключающие выход подвижного состава на пути приема и отправление поездов с путей необщего пользования.
На железнодорожных станциях нарушается порядок закрепления подвижного состава, определенный приложением № 17 к приложению № 8 к ПТЭ, а также не выполняется регламент переговоров при закреплении подвижного состава, отсутствует контроль закрепления подвижного состава.
В нарушение требований распоряжения ОАО «РЖД» от 5 апреля 2014 г. № 859р поездными диспетчерами Диспетчерского центра управления перевозками Северной дирекции управления движением систематически необоснованно производится смена нумерации поезда в пути следования.
Начальник Северной дирекции инфраструктуры Дронов Г.А., в нарушение должностных обязанностей, предусмотренных Положением о Северной дирекции инфраструктуры – структурном подразделении Центральной дирекции инфраструктуры – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденным Центральной дирекцией инфраструктуры 11 июня 2012 г. № ЦДИ-27, не осуществлял контроль за качественным содержанием, текущим ремонтом и техническим обслуживанием объектов инфраструктуры.
Так, в хозяйстве пути Северной дирекции инфраструктуры не выполнены требования распоряжения ОАО «РЖД» от 30 июня 2008 г. № 1368р в части контроля и качества проведения осмотров путевого хозяйства комиссиями всех уровней и приведения скорости движения поездов в соответствие с фактическим техническим состоянием пути. Из-за наличия грубых неисправностей пути комиссией ЦРБ было применено 137 запретных мер, в том числе закрывались для движения 40 стрелочных переводов и приемоотправочных путей, в 81 случае ограничивалась скорость движения поездов на перегонах и станциях. Из-за некачественного проведения комиссионных месячных осмотров железнодорожных станций в 16 случаях было назначено их внеочередное проведение.
В вагонном хозяйстве Северной дирекции инфраструктуры подготовка поездов в рейс на ПТО осуществляется некачественно. Комиссией ЦРБ была отменена техническая готовность всем 18 предъявленным к осмотру грузовым поездам, от которых из-за неисправностей автосцепных устройств, ходовых частей, тележек и кузовов в текущий ремонт было отцеплено 96 вагонов.
В хозяйстве автоматики и телемеханики Северной дирекции инфраструктуры, в нарушение требований телеграммы ОАО «РЖД» от 9 апреля 2015 г. № ИСХ-12714, устройства защиты от перенапряжения в релейных помещениях постов электрической централизации не оборудованы защитными экранами.
В нарушение требований Положения об организации и проведении комиссионного месячного осмотра железнодорожной станции на железных дорогах ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 12 ноября 2008 г. № 2368р, комиссионные месячные осмотры устройств СЦБ проводятся с низким качеством, поскольку все выявляемые несоответствия не фиксируются.
В хозяйстве электрификации и электроснабжения Северной дирекции инфраструктуры не выполнены требования распоряжения ОАО «РЖД» от 31 марта 2006 г. № 568р в части оборудования автоматической пожарной сигнализацией зданий районов контактной сети, районов электроснабжения и тяговых подстанций. До настоящего времени не оборудовано системой автоматической противопожарной защиты 28 объектов, находящихся на балансе дистанций электроснабжения.
Кроме того, в Северной дирекции инфраструктуры не выполнено 9 пунктов организационно-технических мероприятий по устранению недостатков, выявленных комиссией ЦРБ в ходе технической ревизии в 2014 году.
Начальник Северной дирекции по ремонту пути Игнатьев О.А., в нарушение должностных обязанностей, предусмотренных приказом Северной дирекции по ремонту пути от 15 апреля 2014 г. № СЕВ ДРП-44 «О распределении обязанностей между начальником, первым заместителем начальника, главным инженером и заместителями начальника Северной дирекции по ремонту пути – структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги», не контролирует вопросы обеспечения безопасности движения поездов и повышения качества работ в структурных подразделениях дирекции.
В Северной дирекции по ремонту пути не выполнено 4 пункта организационно-технических мероприятий по устранению недостатков, выявленных комиссией ЦРБ в ходе технической ревизии в 2014 году. Не организовано качественное и своевременное проведение ремонтно-путевых работ и сдача отремонтированных участков пути в постоянную эксплуатацию в соответствии с требованиями Технических условий на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 18 января 2013 г. № 75р.
В 2014 году работниками аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов Северной железной дороги из-за нарушения технологии проведения ремонта пути и наличия многочисленных недоделок была отменена приемка в постоянную эксплуатацию 58 км отремонтированного пути и 24 стрелочных переводов, однако, в нарушение требований распоряжения ОАО «РЖД» от 31 марта 2011 г. № 677р, повторная приемка в эксплуатацию была организована только на 29 км пути и 5 стрелочных переводах. При этом незавершенные работы на участках, где ревизорским аппаратом была отменена приемка в постоянную эксплуатацию, не были включены в утвержденный ОАО «РЖД» 23 марта 2015 г. план-график устранения недоделок на фронтах ремонта 2014 года.
В ходе контрольной проверки установлено, что как и прежде, в нарушение требований Технических условий на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 18 января 2013 г. № 75р, при проведении ремонтов не выполняется весь комплекс работ, предусмотренных проектной документацией и, как следствие, полного оздоровления пути не происходит. В результате из-за наличия многочисленных недоделок и некачественного проведения ремонтов пути комиссией ЦРБ, отменена приемка в постоянную эксплуатацию 36 км отремонтированного пути и 6 стрелочных переводов.
Начальник Северной дирекции моторвагонного подвижного состава Горюнов С.А., в нарушение должностных обязанностей, предусмотренных приказом Северной дирекции моторвагонного подвижного состава от 7 апреля 2015 г. № 39 «О распределении обязанностей между начальником и заместителями начальника дирекции и главным инженером дирекции», не уделяет должного внимания вопросам обеспечения безопасности движения поездов.
Как следствие, в Северной дирекции моторвагонного подвижного состава остались невыполненными 4 пункта организационно-технических мероприятий по устранению недостатков, выявленных комиссией ЦРБ в ходе технической ревизии в 2014 году.
Начальник Северной дирекции моторвагонного подвижного состава Горюнов С.А. не осуществляет контроль за текущим содержанием, эксплуатацией и своевременным ремонтом подвижного состава. Так, не выполнены требования приказа МПС России от 4 апреля 1997 г. № 9Ц в части проведения технического обслуживания пассажирским вагонам. Комиссией ЦРБ выявлено 6 пассажирских вагонов, эксплуатируемых с перепробегом от технического обслуживания в объеме ТО-3 и просроченными автотормозными приборами. Вагоны локомотивной тяги обращаются в пригородных поездах с нарушением срока проведения технического обслуживания в объеме ТО-1.
В нарушение требований пункта 9 приложения № 5 к ПТЭ и распоряжения ОАО «РЖД» от 13 августа 2013 г. № 1754р электропоезда приписки Северной дирекции моторвагонного подвижного состава эксплуатируются с необорудованной и разукомплектованной телемеханической системой контроля бодрствования машиниста.
В нарушение требований Инструкции по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию тормозного оборудования локомотивов и моторвагонного подвижного состава, утвержденной МПС России 27 января 1998 г. № ЦТ-533, допускается эксплуатация электропоездов с просроченными сроками проверок воздухораспределителей усл. № 292 и 305. По этой причине комиссией ЦРБ было отставлено от эксплуатации 5 составов электропоездов.
Не выполняются требования распоряжения ОАО «РЖД» от 3 июня 2010 г. № 1210р в части наличия у локомотивных бригад выписок из техническо-распорядительных актов железнодорожных станций (далее – ТРА) и приложений к ним, а также их выверки. Выявлены случаи допуска локомотивных бригад в поездку без проведения инструктажа по изменениям и дополнениям в ТРА станций обслуживаемых участков.
Начальник Северной дирекции пассажирских обустройств Метелкин А.В. не уделяет должного внимания вопросам обеспечения безопасности движения поездов.
В Северной дирекции пассажирских обустройств не выполнены 3 пункта организационно-технических мероприятий по устранению недостатков, выявленных комиссией ЦРБ в ходе технической ревизии в 2014 году.
Пассажирские посадочные платформы эксплуатируются с многочисленными недостатками. В нарушение требований пункта 29 ПТЭ из 778 пассажирских платформ, находящихся на балансе Северной дирекции пассажирских обустройств, 277 не оснащены навесами или павильонами, а на 10% пассажирских платформ ограничительные линии безопасности нанесены на расстоянии менее 750 мм от края платформы.
Со стороны начальника Северной дирекции пассажирских обустройств Метелкина А.В. не принимается должных мер по заземлению пассажирских платформ. Как следствие, в нарушение требований пункта 2.2.4. Инструкции по заземлению устройств энергоснабжения на электрифицированных железных дорогах, утвержденной МПС России 10 июня 1993 г. № ЦЭ-191, на 73% пассажирских платформ отсутствует заземление металлических ограждений и металлических конструкций навесов, находящихся на пассажирских платформах.
В нарушение требований ГОСТ Р 54984-2012 и Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 24 декабря 2010 г. № 2705р, более 25% пассажирских платформ не оснащены устройствами наружного освещения или имеют недостаточную освещенность.
Начальник Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Сизонов Е.Г. не обеспечил эксплуатацию технических средств и пожарную безопасность на железнодорожных вокзалах на требуемом уровне.
На железнодорожных вокзалах не соблюдаются требования противопожарной безопасности, что напрямую угрожает жизнедеятельности пассажиров и работников вокзалов при возникновении чрезвычайных ситуаций. Так, на станции Сосногорск деревянное здание железнодорожного вокзала не оборудовано внутренним противопожарным водопроводом и автоматическими установками пожаротушения.
Во всех проверенных вокзалах Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов отсутствуют заводские паспорта на огнетушители, на одноразовых пломбах отсутствуют индивидуальные номера, не указаны даты зарядки огнетушителей, выявлены факты отсутствия раструбов и шлангов.
В нарушение требований телеграммы ОАО «РЖД» от 11 апреля 2011 г. № ИСХ-6868 в Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов не разработана система контроля за состоянием арендованных площадей пассажирских зданий, в части соблюдения арендаторами действующих нормативных требований противопожарной безопасности. В целом по вокзалам Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов выявлено 102 нарушения требований пожарной безопасности.
Кроме того, в Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов не выполнены 4 пункта организационно-технических мероприятий по устранению недостатков, выявленных комиссией ЦРБ в ходе технической ревизии в 2014 году.
 
Первый вице-президент ОАО «РЖД» А.А.Краснощек