Стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге «РЖД»
Цели и задачи Стратегии
2. Система управления и обеспечения безопасности движения в холдинге «РЖД»
- повышение уровня безопасности движения и надежности перевозочного процесса;
- обеспечение скоординированного взаимодействия между всеми функциональными филиалами, их структурными и ДО холдинга «РЖД», участвующими в перевозочном процессе или обеспечивающими эти перевозки, на основе единых подходов к управлению процессами, связанными с безопасностью движения;
- реализации подходов и требований, гармонизированных с подходами и требованиями международных стандартов, применяемых на зарубежных железных дорогах.
Обеспечение функциональной безопасности -
совокупность действий, направленных на достижение, поддержание уверенности в соблюдении и подтверждение выполнения требований и нормативов безопасности, а в конечном итоге - таких значений показателей безопасности движения поездов, которые не выходят за пределы установленных целевых показателей. Основные элементы процесса обеспечения функциональной безопасности в холдинге «РЖД»
Обеспечение функциональной безопасности - совокупность действий, направленных на достижение, поддержание уверенности в соблюдении и подтверждение выполнения требований и нормативов безопасности, а в конечном итоге - таких значений показателей безопасности движения поездов, которые не выходят за пределы установленных целевых показателей.
3. Развитие системы управления рисками в области безопасности движения
Формирование корпоративной системы управления рисками в области безопасности движения (далее - риск-менеджмент) осуществляется в целях рационального использования финансовых ресурсов и определяется объективной потребностью холдинга "РЖД" в управленческих инструментах, направленных на снижение рисков в области безопасности движения.
Риск-менеджмент обеспечит сохранение доверия со стороны внешних и внутренних партнеров и позволит в долгосрочной перспективе сохранить высокую привлекательность Компании на рынке транспортных услуг.
Построение эффективного и современного риск-менеджмента является одной из важнейших задач холдинга "РЖД".
Основными задачами, решаемыми в рамках риск-менеджмента холдинга "РЖД", являются:
выявление потенциальных областей риска и оценка возможности предотвращения или минимизации возникновения рисков;
предупреждение возникновения рисков на основе их систематического прогнозирования и оценки;
создание управленческих инструментов и механизмов, обеспечивающих эффективное управление рисками;
разработка и оценка комплекса мероприятий по предотвращению рисковых ситуаций и минимизации ущерба в случае их наступления;
определение ресурсов, необходимых для проведения работы по устранению или минимизации выявленных рисков, и их оптимальное распределение в соответствии с установленными регламентами.
В целом, задачей управления рисками является минимизация возможного ущерба и вероятности возникновения рисков за счет планомерных воздействий на причины и последствия возникновения рисков.
Риск-менеджмент в области функциональной безопасности движения предусматривает управление производственными процессами и ресурсами на основе измеримых показателей риска безопасности движения с целью достижения их установленных экономически обоснованных значений (целевых показателей риска).
Эффективным инструментом в данной работе является факторный анализ в области безопасности движения, который формируется на основе показателей-измерителей, характеризующих степень влияния факторов на риск возникновения транспортных происшествий и событий, которые позволяют на ранних стадиях определить отклонения в производственной деятельности от нормального состояния, то есть спрогнозировать накопление уровня риска до его фактического проявления.
Наработанная нормативная база для практической реализации процедур менеджмента риска (управления риском) приведена в пункте 2 приложения N 2 к настоящей Стратегии.
Управление ресурсами, рисками и надежностью на этапах жизненного цикла (УРРАН)
Целью управления рисками, связанными с безопасностью движения, является снижение существующих уровней рисков до установленного допустимого уровня и дальнейшее поддержание достигнутых уровней рисков не выше, чем на установленном допустимом уровне.
В качестве эффективного инструмента, позволяющего обеспечить заданные показатели безопасности и надежности перевозочного процесса на основе управления рисками выступает система УРРАН. Данная система основана на эффективных средствах сбора и обработки данных, включает ряд стандартов и методик, а также информационную систему.
Достижение указанной цели предусматривает:
содействие обеспечению реализации стратегических целей холдинга "РЖД";
достижение целевых показателей, предусмотренных настоящей Стратегией;
повышение эффективности системы менеджмента безопасности движения за счет предоставления объективной информации для поддержки принятия решений.
Цель управления рисками должна достигаться путем решения следующих задач:
формирование нормативно-методической базы по управлению рисками, связанными с безопасностью движения;
распределение полномочий и ответственности в области управления рисками, связанными с безопасностью движения между структурными подразделениями и уровнями управления;
регламентация деятельности работников и структурных подразделений в области управления рисками;
разработка и периодическая актуализация реестра рисков, связанных с безопасностью движения;
проведение периодической идентификации, оценки, мониторинга и пересмотра рисков, связанных с безопасностью движения;
разработка и реализация мероприятий по обработке рисков, связанных с безопасностью движения;
разработка и внедрение процедур мониторинга рисков и оценки эффективности мероприятий по управлению рисками, связанными с безопасностью движения;
разработка и внедрение процедур информирования руководства и заинтересованных лиц о существующих рисках, связанных с безопасностью движения.
Разработанная и внедренная в эксплуатационную деятельность железнодорожного транспорта и активно развивающаяся методология УРРАН (Управление Ресурсами, Рисками и Надежностью на стадиях жизненного цикла объектов железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава) позволяет, как показано на рис. 9., на основе оценки показателей надежности и безопасности функционирования технических средств обеспечить оптимальное распределение ресурсов и управление рисками для объектов, связанных с безопасностью и надежностью перевозок. Применение УРРАН в целях обеспечения безопасности и надежности перевозочного процесса позволит:
повысить эксплуатационную надежность технических средств;
сократить количество опасных отказов объектов, связанных с выполнением перевозок, и снизить ущерб от возникновения опасных отказов;
обеспечить поддержание установленных допустимых уровней рисков, связанных с безопасностью движения.
Перечень некоторых основных документов, предназначенных для практического использования и развития методологии УРРАН приведен в пункте 3 (а применительно к управлению риском - в пункте 2) приложения N 2 к настоящей Стратегии.
4. Формирование позитивной культуры безопасности движения
Культура безопасности движения является составной частью корпоративной культуры холдинга "РЖД" и характеризует качество элементов СМБД. Культура безопасности движения - результат осознания важности и социальной ответственности работников железнодорожного транспорта в обеспечении безопасности движения, достижение которого является приоритетной целью и личной потребностью при выполнении всех работ, влияющих на безопасность движения. Культура безопасности движения должна быть четко идентифицирована, т.е. иметь определенные признаки, которые можно выявлять, оценивать и на которые можно оказывать воздействие, положительно влияющее на безопасность.
К числу таких признаков относятся:
- достижение управляемости всех процессов деятельности, связанных с безопасностью движения, ведущей роли менеджмента в ресурсном обеспечении этих процессов и демонстрации личного примера;
- обеспечение двухстороннего обмена информацией (как по вертикали снизу вверх и сверху вниз, так и по горизонтали с работниками смежных видов деятельности и работниками смежных организаций) с предоставлением достаточного числа каналов обмена информацией;
- вовлечение персонала в решение проблем безопасности движения (поддержка его стремления к обсуждению проблем безопасности движения, планированию мероприятий или улучшений, оценке их результативности) как в сфере ответственности самого работника, так и в сфере ответственности других работников (далее - вовлеченность персонала);
- непрерывное отслеживание решения выявленных проблем безопасности движения и выявления новых, а также извлечение уроков из любых случаев нарушений безопасности движения;
- признание существования системных причин нарушений безопасности движения, понимание того, что ошибки человека - симптом наличия проблем в системе, и отношение к возложению вины.
Для развития и проверки состояния культуры безопасности движения подготовлена нормативно-методическая база. Перечень документов в этой области представлен в пункте 4 приложения N 2 к настоящей Стратегии. В процессе реализации настоящей Стратегии должна проводиться работа по достижению позитивного уровня культуры безопасности движения (с использованием введенных в действие документов), в том числе по развитию ее признаков и критериев оценки.
5. Основные направления и задачи в области обеспечения безопасности и надежности перевозочного процесса
Для реализации настоящей Стратегии устанавливаются основные направлений деятельности, соответствующие требованиям Транспортной стратегии и Стратегии развития холдинга "РЖД".
Этими направлениями и составляющими их задачами являются:
- Задачи по построению современных систем управления безопасностью и надежностью перевозочного процесса с формированием и совершенствованием нормативно-методической базы:
- развитие современных СМБД и их развитие во всех функциональных филиалах и ДО ОАО "РЖД";
- развитие методологии УРРАН (управление ресурсами, рисками и надежностью на этапах жизненного цикла);
- разработка и внедрение методов управления рисками, связанными с безопасностью и надежностью перевозочного процесса;
- развитие культуры безопасности движения и способов оценки ее уровня;
- развитие и внедрение системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения.
Задачи по развитию технико-технологической базы обеспечения безопасности и надежности перевозочного процесса:
- разработка и реализация мероприятий по обновлению и расширению технико-технологической базы, связанной с обеспечением безопасности и надежности перевозочного процесса;
- анализ эффективности использования технических средств и результатов ведущихся научно-технических работ в области безопасности и надежности перевозочного процесса;
- разработка и создание эффективных систем контроля состояния и управления содержанием объектов инфраструктуры;
- интеллектуализация объектов инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава на основе анализа параметров и мониторинга процесса управления;
- внедрение нового поколения бортовых систем безопасности с использованием компьютерных технологий с элементами искусственного интеллекта.
Задачи по развитию кадрового потенциала для обеспечения безопасности и надежности перевозочного процесса:
- совершенствование системы профессиональной подготовки и ее материально-технической базы в ОАО "РЖД", отвечающих требованиям безопасности и устойчивости железнодорожной транспортной системы и снижения рисков, связанных с негативным влиянием "человеческого фактора" на производственный процесс;
- развитие материально-технической базы дорожных центров (или кадрово-методических центров) переподготовки и подготовки персонала, постоянное совершенствование учебных программ в области безопасности и надежности перевозочного процесса.
- Задачи по развитию информационных технологий в обеспечении безопасности и надежности перевозочного процесса:
- развитие автоматизированных систем и создание новых автоматизированных функций для поддержки принятия решений и контроля показателей в области безопасности и надежности перевозочного процесса;
- развитие и использование Корпоративной автоматизированной системы контроля знаний работников ОАО "РЖД", связанных с обеспечением безопасности движения (КАСКОР);
- внедрение единой корпоративной платформы управления ресурсами, рисками и надежностью на этапах жизненного цикла на железнодорожном транспорте (ЕКП УРРАН);
- развитие информационных систем мониторинга при осуществлении перевозок опасных, негабаритных и тяжеловесных грузов, систематизации и обработки данных по случаям инцидентов с опасными грузами и крушений при перевозке опасных, негабаритных и тяжеловесных грузов.
Задачи по совершенствованию процедур расследования транспортных происшествий в обеспечении безопасности движения и деятельности аварийно-восстановительных подразделений:
- совершенствование порядка учета и расследования транспортных происшествий и иных событий, а также правил распределения ответственности.
- развитие и внедрение методов выявления причинно-следственных связей нарушений безопасности движения;
- высокоточное определение местонахождения и расположения сошедшего с пути железнодорожного подвижного состава, а также схемы разрушения пути и других сооружений на основе внедрения космических систем;
- повышение эффективности проведения аварийно-восстановительных работ на основе комплексного развития производственной базы и технического оснащения восстановительных поездов и организации подготовки персонала.
Задачи по обеспечению безопасности и надежности перевозочного процесса на высокоскоростных железнодорожных магистралях и железнодорожных линиях:
- создание СМБД, встроенной в административную систему управления высокоскоростными железнодорожными магистралями;
- обеспечение создания встроенных функций достижения безопасности и надежности высокоскоростного перевозочного процесса в системах железнодорожной автоматики и телемеханики;
- разработка новых требований безопасности и надежности перевозочного процесса и организация соблюдения этих требований с учетом особенностей эксплуатации железнодорожных линий в районах нового освоения, в том числе Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, а также в районах плотной застройки и массовых перемещений людей в зоне этих путей.
Развитие и гармонизация требований безопасности и надежности перевозочного процесса на основе усиления государственного регулирования и участия в межгосударственном и международном железнодорожном сотрудничестве:
- развитие взаимодействия ОАО "РЖД" с перевозчиками смежных видов транспорта. Распределение ответственности за безопасность и надежность при смешанных перевозках грузов и достижение сквозной безопасности их доставки от грузоотправителя до грузополучателя;
- развитие системы доступа перевозчиков, в том числе перевозчиков государств - членов ЕАЭС, к услугам инфраструктуры ОАО "РЖД" на основе лицензирования и сертификации безопасности;
- развитие системы контроля профессионального допуска к транспортной деятельности;
- развитие механизмов страхования ответственности участников железнодорожной транспортной деятельности.
- Решение указанных задач требует от руководителей всех филиалов и ДО ОАО "РЖД" в зависимости от их масштабов и сферы деятельности, связанной с обеспечением безопасности движения, разрабатывать планы с конкретными мероприятиями по непрерывному улучшению безопасности движения.
При этом, как отмечено в Стратегии развития холдинга "РЖД", одной из основных задач инфраструктурного бизнес-блока холдинга "РЖД" должно стать "повышение безопасности перевозок и снижение рисков, связанных с влиянием "человеческого фактора" на производственный процесс".
6. Реализация Стратегии и достижение целевых показателей безопасности движения
Этапы реализации настоящей Стратегии
Планирование и контроль поэтапной реализации Стратегии должны осуществляться с использованием инструмента стратегического управления Х-матрица <1>, которая увязывает и соотносит основные блоки:
- стратегические задачи;
- инициативы (главные задачи с описанием того, как будут достигаться стратегические задачи в ближайший период);
- показатели мониторинга, с помощью которых оценивается ход развития всего процесса достижения стратегических задач;
- целевые результаты.
Перечень основных работ для реализации настоящей Стратегии отражен в программе, представленной в приложении N 3.
Приведенные в таблице приложения N 3 к настоящей Стратегии сроки работ означают возможность поэтапного, или планово-последовательного завершения какой-то части работ, или регулярного (постоянного) проведения соответствующих работ в указанных пределах.
Достижения целевых показателей безопасности движения в холдинге "РЖД"
Для реализации настоящей Стратегии во всех филиалах и ДО ОАО "РЖД" должна проводиться целенаправленная деятельность по внедрению мероприятий, способствующих снижению числа транспортных происшествий и иных событий, с задействованием для этого всех элементов СМБД. Особое внимание следует уделить внедрению системных мер, в том числе практических методов управления рисками в рамках СМБД, развитию культуры безопасности движения и т.п. Кроме них должны проводиться технические и технологические мероприятия.
Руководители всех филиалов и ДО ОАО "РЖД" должны активизировать работу в направлении конкретизации ответственности персонала в области функциональной безопасности движения, добиваясь сочетания индивидуальной ответственности каждого работника за результаты своих действий и системной ответственности, понимаемой как чувство сопричастности к лучшим достижениям коллектива предприятия и принадлежности к его значимому вкладу в эти достижения.
Критерием успешности всей деятельности филиалов и ДО ОАО "РЖД" в области безопасности и надежности перевозочного процесса должно стать выполнение установленных настоящей Стратегией целевых показателей безопасности движения.
Достижение целевых показателей безопасности движения должно быть основано на принципе непрерывного улучшения результатов деятельности каждого филиала и ДО ОАО "РЖД" и всех их вертикалей управления и позволят проводить количественную оценку степени повышения эффективности этой деятельности.
Целевые показатели безопасности движения в холдинге "РЖД" устанавливаются на основании темпов снижения аварийности (по отношению к базовому 2011 году), указанных в актуализированной Транспортной стратегии, с использованием откорректированной статистической отчетности ОАО "РЖД" по действующей классификации нарушений безопасности движения, утвержденной приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. N 344.
В качестве измерителя целевых показателей безопасности движения в настоящей Стратегии использовано применяемое на железнодорожном транспорте во всем мире отношение абсолютного числа всех видов транспортных происшествий и иных событий к размерам общего поездооборота на сети железных дорог ОАО "РЖД" (в млн. поездо-километров).
Расчет целевых показателей безопасности движения выполнен для каждого из филиалов и ДО холдинга "РЖД". Рассчитанные значения сгруппированы по бизнес-блокам.
В таблице 1 приложения N 1 к настоящей Стратегии представлены достигнутые показатели безопасности движения в 2011 году абсолютные - в числителе, относительные - в знаменателе) как исходные для последующих расчетов елевых показателей и целевые показатели безопасности движения на 2016 - 2020 гг. (применительно к первому этапу на период до 2020 года), а в таблице 2 приложения N 1 к настоящей Стратегии - целевые показатели безопасности движения на 2021 - 2025 и 2030 гг.
Методика их расчета аналогична методике, приведенной в Положении об установлении контрольных показателей безопасности движения для филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" и организации достижения этих показателей, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 31 октября 2012 г. N 2170р (отличие заключается в использовании иных темпов (процентов) уменьшения целевых показателей на последующие годы относительно 2011 года в соответствии с требованиями актуализированной Транспортной стратегии).
Особый подход должен применяться в отношении установления целевых показателей безопасности движения для производственных комплексов (хозяйств) холдинга "РЖД", ежегодное число нарушений безопасности движения в которых незначительно (или в отдельные годы вообще отсутствует). К таким комплексам относятся, например, подразделения холдинга "РЖД", входящие в "Транспортно-логистический" бизнес-блок.
Данные функциональные филиалы и ДО на протяжении ряда лет имеют такой уровень безопасности движения, при котором возникновение нарушения безопасности движения в течение года является редким событием, что особенно проявилось после начала учета транспортных происшествий и иных событий в соответствии с классификацией, установленной приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. N 344.
Поэтому эти филиалы и ДО холдинга "РЖД" не принимаются в расчет при установлении целевых показателей для ОАО "РЖД" в целом, а также вида бизнеса и бизнес-блока, к которым эти филиалы имеют отношение.
Установление целевых показателей для внутренних целей этих филиалов (и подобных им по уровню аварийности производственным комплексам ОАО "РЖД" и ДО холдинга "РЖД") может осуществляться не на основе данных за один год, а за некоторые установленные "скользящие периоды лет" (например, 10-летние периоды). При этом "базовые" показатели должны рассчитываться за такой установленный период, который заканчивается в 2011 году. После этого рассчитываются значения целевых показателей на каждый последующий год (начиная с 2016 года) в соответствии с процентами уменьшения, указанными в примечаниях к таблице 1 приложения N 1 к настоящей Стратегии. С полученными значениями должны сопоставляться достигнутые фактические значения показателей за предшествующий такой же установленный период, включая отчетный год.
Для таких филиалов и ДО холдинга "РЖД" возможны другие подходы, если в соответствии с ними будут разработаны и введены в действие специальные методики.
Заключение
Главным результатом реализации Стратегии является достижение целевых показателей безопасности движения всеми производственными комплексами (хозяйствами), а следовательно, и холдингом "РЖД" в целом.
Решение поставленных в настоящей Стратегии задач требует объединения усилий всех причастных функциональных филиалов, ДО ОАО "РЖД" и их структурных подразделений в тех областях, где их ответственность совпадает.
Успех реализации Стратегии определяется целенаправленной деятельностью и тесным взаимодействием в вопросах безопасности движения структурных подразделений функциональных филиалов и ДО ОАО "РЖД" на основе единых подходов к функционированию СМБД и обеспечения системы допуска на инфраструктуру ОАО "РЖД".
Требование по созданию такой системы, как на государственном, так и на отраслевом уровне управления содержится в актуализированной Транспортной стратегии. СМБД в филиалах и ДО ОАО "РЖД" должны стать фундаментом государственной системы мониторинга и управления безопасностью на транспорте. Качество СМБД измеряется через показатели культуры безопасности движения.
Функциональным филиалам и ДО ОАО "РЖД" необходимо развивать сотрудничество не только внутри холдинга "РЖД", но и обеспечить взаимодействие с Дирекцией совета по железнодорожному транспорту государств-участников содружества и Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) по выработке единых подходов к регулированию вопросов безопасности движения на железных дорогах государств-участников СНГ и Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС).
Освоение технологий управления рисками в области безопасности движения, на основе прогноза ущерба, мониторинга и анализа факторов риска и своевременных предупредительных мер, позволят как снизить вероятность негативных сценариев, так и повысить имидж ОАО "РЖД" как ответственного перевозчика.
Решающая роль в реализации Стратегии отводится развитию человеческого потенциала холдинга "РЖД". Каким бы ни был прогресс техники на современном этапе, ее проектирование, изготовление (монтаж), программирование, техническое обслуживание, текущее содержание, ремонт осуществляют люди.
Стратегия удовлетворяет требованиям федерального законодательства в области железнодорожного транспорта и предусматривает необходимость реагирования на ожидаемые изменения и дополнения.
Холдинг "РЖД" как лидер российского транспортного рынка и одна из крупнейших групп компаний в мировом транспортном секторе в процессе структурного реформирования отрасли добился заметных успехов в достижении роста устойчивости, безопасности и доступности перевозок.
Повышение безопасности и надежности перевозочного процесса будет способствовать повышению ценности бренда "РЖД" в процессе взаимодействия с клиентами, партнерами и коллегами при организации всех профильных видов деятельности ОАО "РЖД", включенных в сферу компетенции бренда.
Приложение N 1 Целевые показатели безопасности движения для холдинга "РЖД", установленные на период 2016 - 2030 гг. в соответствии с требованиями актуализированной Транспортной стратегии
Таблица 1
Производственные комплексы (хозяйства) филиалов ОАО "РЖД", дочерних обществ, сгруппированные по бизнес-блокам |
Достигнутые показатели в 2011 г. (абсолютные - в числителе, относительные - в знаменателе) |
Целевые показатели безопасности движения (отношение числа транспортных происшествий и иных событий к общему поездообороту в млн. поездо-километров) на период 2016-2020 гг. |
||||
2016 |
2017 |
2018 (74,6% от 2011 г.) |
2019 |
2020 (71,7% от 2011 г.) |
||
Для бизнес-блоков холдинга "РЖД" |
||||||
Бизнес-блок "Железнодорожные перевозки и инфраструктура" в том числе: |
429 / 0,27748 * |
0,46733 |
0,45248 |
0,43811 |
0,42936 |
0,42079 |
Центральная дирекция инфраструктуры (все виды бизнеса), в том числе по управлениям: |
216 / 0,13971 |
0,11128 |
0,10770 |
0,10422 |
0,10218 |
0,10017 |
Управление пути и сооружений |
113 / 0,07309 |
0,05821 |
0,05634 |
0,05453 |
0,05345 |
0,05241 |
Управление электрификации и электроснабжения |
3 / 0,00194 |
0,00155 |
0,00150 |
0,00145 |
0,00142 |
0,00139 |
Управление автоматики и телемеханики |
6 / 0,00388 |
0,00309 |
0,00299 |
0,00289 |
0,00284 |
0,00278 |
Управление вагонного хозяйства |
89 / 0,05757 |
0,04585 |
0,04437 |
0,04295 |
0,04210 |
0,04128 |
Управление механизации |
5 / 0,00323 |
0,00257 |
0,00249 |
0,00241 |
0,00236 |
0,00232 |
Центральная дирекция по ремонту пути |
19 / 0,01229 |
0,00978 |
0,00946 |
0,00917 |
0,00899 |
0,00881 |
Центральная дирекция управления движением |
59 / 0,03816 |
0,02869 |
0,02797 |
0,02727 |
0,02658 |
0,02592 |
Дирекция тяги (в том числе сервисные компании) |
135 / 0,08732* |
0,31758 |
0,30735 |
0,29745 |
0,29161 |
0,28589 |
Бизнес-блок "Пассажирские перевозки" в том числе: |
57/ 0,03687 |
0,02936 |
0,02841 |
0,02751 |
0,02696 |
0,02644 |
Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава |
39 / 0,02523 |
0,02009 |
0,01944 |
0,01882 |
0,01845 |
0,01809 |
АО "Федеральная пассажирская компания" |
18 / 0,01164 |
0,00927 |
0,00897 |
0,00869 |
0,00851 |
0,00835 |
в том числе: Для остальных дочерних обществ |
80 / 0,05174 * |
0,92583 |
0,8996 |
0,87486 |
0,84415 |
0,81323 |
Всего для холдинга "РЖД" |
566 / 0,36609 * |
1,42251 |
1,3805 |
1,3405 |
1,30 |
1,26 |
Примечания:
1. Относительные значения достигнутых показателей безопасности движения в 2011 г. рассчитаны путем деления абсолютного числа всех видов транспортных происшествий и иных событий, произошедших в этом году, на общий поездооборот, выполненный в этом году, равный 1546,040 млн. поездо-км. Отсутствие данных в столбце "Достигнутые показатели в 2011 г. " таблицы означают, что в этом году соответствующий филиал (его подразделение) или ДО еще не был создан в полном объеме, или имел иные границы ответственности, или за ним не в полном объеме учитывались нарушения безопасности движения (как, например, АО "ВРК-1", АО "ВРК-2" и АО "ВРК-3", приступившие к своей деятельности с 1 июля 2011 г.).
2. Значения показателей за 2011 г. для отдельных видов бизнеса, бизнес-блоков холдинга "РЖД", отмеченные знаком (*), приведены без учета тех производственных комплексов (хозяйств), для которых отсутствуют достоверные данные за этот год.
3. Для прочих сторонних организаций осуществляющих ремонт и обслуживание тягового подвижного состава, достаточно достоверные данные известны только за первые 6 месяцев 2015 г. и в общей сложности составили 189 событий. Общий поездооборот в этот период составил 737,457 млн. поездо-км. На этом основании прогноз целевого показателя на весь 2015 г. составляет величину, равную частному от деления числа транспортных происшествий и иных событий на поездооборот в млн. поездо-километров за первое полугодие 2015 г. Исходя из этого целевые показатели на последующие годы рассчитаны в соответствии с параметрами Транспортной стратегией.
4. В последней строке "Всего для холдинга "РЖД" указаны общие целевые показатели безопасности движения для ОАО "РЖД" и тех ДО, которые приведены в данной таблице. При этом состав ДО ОАО "РЖД" может измениться в ходе реализации настоящей Стратегии.
Таблица 2
Производственные комплексы (хозяйства) филиалов ОАО "РЖД", дочерних обществ, сгруппированные по бизнес-блокам |
Целевые показатели безопасности движения (отношение числа транспортных происшествий и иных событий к общему поездообороту в млн. поездо-километров) |
|||||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 (68,8% от 2011 г.) |
2025 |
2030 (65,4% от 2011 г.) |
|
Для бизнес-блоков холдинга "РЖД" |
||||||
Бизнес-блок "Железнодорожные перевозки и инфраструктура" |
0,41622 |
0,41169 |
0,40722 |
0,40281 |
0,39913 |
0,37876 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Центральная дирекция инфраструктуры |
0,09914 |
0,09812 |
0,09712 |
0,09612 |
0,09531 |
0,09137 |
(все виды бизнеса), |
||||||
в том числе по управлениям: |
|
|
|
|
|
|
Управление пути и сооружений |
0,05187 |
0,05134 |
0,05081 |
0,05029 |
0,04986 |
0,04780 |
Управление электрификации и электроснабжения |
0,00138 |
0,00136 |
0,00135 |
0,00133 |
0,00132 |
0,00127 |
Управление автоматики и телемеханики |
0,00275 |
0,00272 |
0,00270 |
0,00267 |
0,00265 |
0,00254 |
Управление вагонного хозяйства |
0,04086 |
0,04044 |
0,04002 |
0,03961 |
0,03928 |
0,03765 |
Управление механизации |
0,00230 |
0,00227 |
0,00225 |
0,00222 |
0,00220 |
0,00211 |
Центральная дирекция по ремонту пути |
0,00872 |
0,00863 |
0,00854 |
0,00846 |
0,00838 |
0,00804 |
Центральная дирекция управления движением |
0,02540 |
0,02489 |
0,02439 |
0,02390 |
0,02342 |
0,01858 |
Дирекция тяги * (в том числе сервисные компании) |
0,28296 |
0,28005 |
0,27717 |
0,27433 |
0,27202 |
0,26077 |
Бизнес-блок "Пассажирские перевозки" |
0,02616 |
0,02590 |
0,02563 |
0,02537 |
0,02515 |
0,02411 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава |
0,01790 |
0,01772 |
0,01754 |
0,01736 |
0,01721 |
0,01650 |
АО "Федеральная пассажирская компания" |
0,00826 |
0,00818 |
0,00809 |
0,00801 |
0,00794 |
0,00761 |
Для остальных дочерних обществ |
0,77807 |
0,74286 |
0,70759 |
0,67226 |
0,62616 |
0,44755 |
Всего для холдинга "РЖД" |
1,22 |
1,18 |
1,14 |
1,10 |
1,05 |
0,85 |
Приложение N 2 Нормативные и методические документы в области СМБД, менеджмента риска (управления риском), методологии УРРАН культуры безопасности движения и расчета экономического ущерба от нарушений безопасности движения, действующие в холдинге "РЖД"
1. Нормативные документы в области СМБД
Положение о порядке создания систем менеджмента безопасности движения в холдинге "РЖД" и осуществления деятельности в сфере менеджмента безопасности движения с учетом функциональной стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса. Утверждено распоряжением ОАО "РЖД" от 17 декабря 2009 г. N 2608р;
Руководство по созданию системы менеджмента безопасности движения в холдинге "РЖД". Утверждено распоряжением ОАО "РЖД" от 4 июля 2013 г. N 1498р;
Типовые требования к системе менеджмента безопасности движения в ОАО "РЖД". Утверждены распоряжением ОАО "РЖД" от 15 апреля 2015 г. N 983р;
ГОСТ Р ИСО 19011-2012 "Руководящие указания по аудиту систем менеджмента".
Применительно к проведению в холдинге "РЖД" аудитов СМБД приняты следующие стандарты ОАО "РЖД":
СТО РЖД 05.514.1-2014 "Аудиты в системе менеджмента безопасности движения ОАО "РЖД". Основные положения". Утвержден и введен в действие распоряжением ОАО "РЖД" от 26 сентября 2014 г. N 2369р;
СТО РЖД 1.02.514.3-2014 "Аудиты в системе менеджмента безопасности движения ОАО "РЖД". Требования, предъявляемые к аудиторам". Утвержден и введен в действие распоряжением ОАО "РЖД" от 23 декабря 2014 г. N 3078р.
Кроме того, во всех функциональных филиалах ОАО "РЖД", производственная деятельности которых связана с обеспечением безопасности движения, введены в действие методики проведения технических аудитов, в частности, Методика проведения технических аудитов в Центральной дирекции инфраструктуры - филиале ОАО "РЖД", утвержденная распоряжением ОАО "РЖД" от 19 декабря 2014 г. N 3055р. Этой Методикой предусмотрено проведение технических аудитов по функциональным направлениям трех видов:
а) технический аудит процессов деятельности подразделения;
б) аудит СМБД;
в) комплексный аудит.
2. Основные нормативные документы в области менеджмента риска (управления риском)
К числу национальных стандартов, в которых изложены процедуры менеджмента риска (управления риском), относятся:
ГОСТ Р 51898-2002 "Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты";
ГОСТ Р 51901.1-2002 "Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем";
ГОСТ Р ИСО 31000-2010 "Менеджмент риска. Принципы и руководство";
ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 "Менеджмент риска. Методы оценки риска";
ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения;
ГОСТ-33432-2015 "Безопасность функциональная. Политика, программа обеспечения безопасности. Доказательство безопасности объектов железнодорожного транспорта" (подготовлен на основе применения национального стандарта ГОСТ Р 54504-2011);
ГОСТ-33433-2015 "Безопасность функциональная. Управление рисками на железнодорожном транспорте" (подготовлен на основе применения национального стандарта ГОСТ Р 54505-2011);
ГОСТ Р 55980-2014 Управление рисками на железнодорожном транспорте. Классификация опасных событий.
К их числу могут быть отнесены другие стандарты серии ГОСТ Р 51901 "Менеджмент риска".
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Руководителям и работникам
Бракодел заместитель
Бракодел заместитель начальника станции Нижнеудинск Зарубин В.И., после допущенных им самим всех возможных инструкций учит остальных, как надо работать.