Структура управления перевозками
На железнодорожном транспорте России исторически сложилась следующая производственная структура. Линейные подразделения (станции, вагонные и локомотивные депо, дистанции сигнализации и связи и др.) объединяются в отделение железной дороги. Несколько отделений входит в состав железной дороги. Все железные дороги входят в качестве филиалов в состав Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), Соответственно система управления перевозками имеет четыре уровня управления: линейный, отделенческий, дорожный и сетевой.
Система управления на железнодорожном транспорте сочетает территориально-административный и производственно-отраслевой (функциональный) принципы построения. Территориально-административный принцип означает деление железнодорожной сети страны на дороги и отделения; производственно-отраслевой предполагает руководство со стороны департамента РЖД соответствующими службами дорог, а через них — отделами отделений или линейными предприятиями, и ответственность за их работу.
Для руководства отдельными отраслями железнодорожного хозяйства в Центральном аппарате РЖД имеются департаменты: управления перевозками (ЦД), пассажирских сообщений (ЦЛ), локомотивного хозяйства (ЦТ), вагонного хозяйства (ЦВ), пути и сооружений (ЦП), безопасности движения и экологии (ЦРБ); грузовой и коммерческой работы (ЦМ), сигнализации, связи и вычислительной техники (ЦШ), информатизации и корпоративных процессов управления (ЦКИ), электрификации и энергоснабжения (ЦЭ), проектирования и капитального строительства (ЦУКС)., экономики (ЦЭУ), финансовое (ЦФ); кадров и др.
Эксплуатационную деятельность железных дорог координирует и направляет Департамент управления перевозками и входящий в его состав Центр управления перевозками (ЦУП), в котором разрабатываются графики движения и планы формирования поездов, месячные технические нормы эксплуатационной работы железных дорог, решаются оперативные вопросы управления перевозками.
В настоящее время железнодорожный транспорт находится в процессе реформирования, целью которого является вовлечение его в сферу рыночной экономики. На первом этапе реформирования произошло выделение из Министерства путей сообщения всей инфраструктуры железных дорог, а также производственно-хозяйственных функций и функций управления работой железнодорожного транспорта. Инфраструктура и эти функции переданы вновь созданному ОАО «РЖД», 100 % акций которого принадлежат государству. Во время второго этапа произошло учреждение и становление операторских компаний — коммерческих предприятий, владеющих вагонами, которым дано право принимать грузы к перевозке в этих вагонах и пользоваться доходом за счет вагонной составляющей тарифа (платы за перевозку). Операторские компании перевозят, как правило, только высокодоходные грузы (нефтяные, лесные, металл и др.), что обеспечивает им высокий уровень рентабельности. На третьем этапе реформирования происходит выделение в составе ОАО «РЖД» самостоятельных структур в виде дочерних зависимых обществ, выполняющих отдельные виды производственной деятельности РЖД. Это Федеральная пассажирская дирекция, дирекции «Трансконтейнер», «Рефсервис» и др. Структура управления всей деятельностью РЖД на основе департаментов в основном сохранена.
ОАО «РЖД» после упразднения МПС контролируется Министерством транспорта РФ (Минтранс России), в составе которого создано Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор). В ведении этого агентства остаются следующие основные функции:
-
разработка и реализация государственной политики, направленной на максимальное удовлетворение спроса потребителей услуг железнодорожного транспорта;
-
создание условий для устойчивой работы железнодорожного транспорта с целью обеспечения жизнедеятельности всех отраслей экономики, обороноспособности и национальной безопасности страны;
-
разработка стандартов и норм, определяющих порядок функционирования железнодорожного транспорта;
-
участие в разработке и реализации государственных программ транспортной системы страны (в тесном сотрудничестве с другими министерствами и ведомствами, в частности, Министерством транспорта РФ);
-
осуществление контроля и участие в реализации Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России»;
-
подготовка предложений по тарифной политике на железнодорожном транспорте для внесения на рассмотрение Правительства Российской Федерации;
-
развитие высшего и среднетехнического профессионального образования и др.
В рамках Росжеддора Минтранса России созданы семь территориальных управлений — Северо-Западное (Северная, Октябрьская, Калининградская железные дороги), Центральное (Московская, Юго-восточная), Приволжское (Горьковская, Куйбышевская), Южное (Северо-Кавказская, Приволжская), Уральское (Свердловская, Южно-Уральская), Сибирское (Западно-Сибирская, Красноярская, Восточно-Сибирская), Дальневосточное (Дальневосточная, Забайкальская, Сахалинская).
Основными функциями территориальных органов являются: государственный контроль и надзор за соблюдением на железнодорожном транспорте законов РФ и нормативных актов Минтранса России, регулирующих деятельность железнодорожного транспорта, в том числе правил по безопасности движения, экологической, промышленной безопасности;
лицензирование отдельных видов деятельности и контроль над выполнением лицензионных требований;
взаимодействие с представителем Президента Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам формирования и реализации государственной политики в области железнодорожного транспорта;
осуществление контрольно-ревизионной деятельности в федеральных государственных предприятиях и федеральных государственных учреждениях Минтранса России.
ОАО «РЖД» включает в себя филиалы — железные дороги со всей их инфраструктурой, а также функциональные филиалы, в число которых входят перевозочные компании, предприятия технико-экономического и финансового обеспечения, строительные тресты, дирекции и проектные институты, ремонтные заводы, заводы путевой техники и материалов, предприятия информатизации и связи, социальной сферы, проектно-конструкторские бюро и научно-исследовательские институты. Общество имеет представительства в иностранных государствах: КНДР, КНР, Польше, Чехии, Финляндии, Венгрии, Эстонии. Оно вправе также иметь дочерние предприятия. Входящие в ОАО «РЖД» филиалы и предприятия (кроме до
черних) являются неотъемлемыми его частями и не имеют самостоятельного юридического лица.
На высшем (сетевом) уровне управления в ОАО «РЖД» создан Центр управления перевозками (ЦУП), в котором сосредоточены вся работа по оперативному управлению железнодорожными перевозками и контроль над деятельностью дорожных единых центров диспетчерского управления (ДЦУП).
ОАО «РЖД» руководит всей производственной деятельностью железнодорожного транспорта через управления железных дорог. На дорогах имеются соответствующие департаментам отраслевые службы: служба перевозок (Д), локомотивного хозяйства (Т), вагонного хозяйства (В), пассажирская (Л) и т.д. На отделениях дорог соответственно отраслевым службам организуются отделы: перевозок (НОДН), локомотивный (НОДТ), пути (НОДП) и т.д. В составе отдела перевозок имеется центр управления местной работой (ЦУМР). В скобках указаны принятые на железнодорожном транспорте буквенные (телеграфные) обозначения, которые присвоены руководителям соответствующих подразделений. Такие обозначения имеют все должностные лица. Так, начальник железной дороги — Н, начальник отделения дороги — НОД, начальник станции — ДС, дежурный по станции — ДСП и т.д.
Управление дороги руководит производственной деятельностью низовых подразделений через отделения, а соответствующие отраслевые службы — через отделы отделений. Службы на дорогах и отделы на отделениях дорог подчинены соответственно начальникам дорог и отделений.
Структурная схема управления перевозочной работой в ОАО «РЖД»: Ц — президент ОАО «РЖД»; ЦД — руководитель Департамента управления перевозками ОАО «РЖД»; ЦУП — начальник Центра управления перевозками ОАО «РЖД»; Н — начальник железной дороги; Д — начальник службы перевозок дороги; ДЦУП — начальник дорожного центра управления перевозками; НОД — начальник отделения дороги; НОДН — начальник отдела перевозок отделения дороги; ЦУМР — начальник Центра управления местной работой отделения дороги; ДС — начальник станции; ДСЦ — маневровый диспетчер станции; ДСП — дежурный по станции.
В структуре управления железнодорожным транспортом особое место занимает служба перевозок. Если локомотивное, вагонное или путевое хозяйства обязаны содержать в исправном состоянии определенный вид технических средств транспорта, то служба перевозок занимается эксплуатацией технических средств для выполнения плана перевозок грузов и пассажиров. Эта служба организует движение поездов и работу локомотивов, эффективное использование вагонов, перегонных и станционных путей, устройств сигнализации, связи, вычислительной техники и др. В процессе руководства перевозочным процессом служба перевозок объединяет и координирует работу других служб. Руководители службы перевозок наряду со знанием техники, экономики железнодорожного транспорта и теоретических основ эксплуатации должны обладать организационными навыками и волевыми качествами, быть инициативными, уметь, быстро и правильно оценив обстановку, принять необходимые решения и организовать их выполнение.
В состав службы перевозок дороги входят технический и оперативно-распорядительный отделы. Технический отдел (ДТ) занимается графиком движения, планом формирования, вопросами безопасности движения, развития пропускной и провозной способности дороги, организации работы станций. Оперативно-распорядительный отдел (ДГ) осуществляет круглосуточный контроль за движением поездов и использованием локомотивов. В этом отделе работают дежурные помощники начальника отдела по направлениям (диспетчерским кругам) ДГПН и дежурный помощник начальника отдела (ДГП), ведающий эксплуатацией локомотивов. В настоящее время ДГ входит в состав ДЦУП, где сосредоточены также участковые поездные диспетчеры (ДНЦ), локомотивные (ТНЦ) и энергодиспетчеры (ЭНЦ).
В НОДН технический сектор и старший инженер по безопасности движения подчинены заместителю начальника отдела по технической работе. Оперативной работой руководит дежурный по отделению (ДНЦО).
Основной линейной производственной единицей службы перевозок является станция. Административно ДС подчинен НОДу. Оперативное руководство работой станции осуществляет дежурный по станции (ДСП). На крупных сортировочных станциях оперативное руководство работой смен возлагается на станционных (ДСЦС) и маневровых (ДСЦ) диспетчеров.
Для улучшения работы с клиентурой созданы Центры фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО).
Наряду с пассажирскими службами созданы дирекции по обслуживанию пассажиров (ДОП) в дальнем и пригородном сообщениях.
- Версия для печати
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии