2.1.10.1 Основные положения
- Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасность движения
Состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
[Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»]
- Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта
Система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
[Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»]
- Безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта
Состояние высокоскоростного железнодорожного транспорта, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Безопасность движения поездов
Состояние процесса движения железнодорожного подвижного состава, а также технических средств, участвующих в этом процессе, при котором отсутствует недопустимый риск причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
[ГОСТ 33358-2015 Безопасность функциональная. Системы управления и обеспечения безопасности движения поездов. Термины и определения]
- Безопасность железнодорожного подвижного состава
Состояние железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Функциональная безопасность (системы управления и обеспечения безопасности движения поездов)
Способность системы управления и обеспечения безопасности движения поездов выполнять требуемые функции безопасности при всех предусмотренных условиях эксплуатации в течение заданного периода времени.
[ГОСТ 33358-2015 Безопасность функциональная. Системы управления и обеспечения безопасности движения поездов. Термины и определения]
- Событие
Возникновение или изменение определенных обстоятельств.
[ГОСТ 33433-2015 Безопасность функциональная. Управление рисками на железнодорожном транспорте]
- Транспортное происшествие
Событие, возникшее при движении железнодорожного подвижного состава и с его участием и повлекшее за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Примечание – К транспортным происшествиям относятся такие нарушения безопасности движения, как «крушение», «авария <безопасность движения>» и «происшествие при перевозке (транспортировке) опасных грузов».
[Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»; ГОСТ 32894-2014 Продукция железнодорожного назначения. Инспекторский контроль. Общие положения; ГОСТ 33433-2015 Безопасность функциональная. Управление рисками на железнодорожном транспорте]
- Нарушение безопасности движения
Отклонение от нормальной работы транспортной системы, выход ее параметров за установленные пределы, в результате которых создается потенциальная или реальная угроза для жизни и здоровья пассажиров, сохранности железнодорожного транспорта, включая персонал, и грузов, экологии окружающей среды или происходит сбой в работе, выразившийся в невыполнении установленного ритма (графика) движения сверх установленного норматива.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Техническое заключение
Письменный документ, содержащий информацию об обстоятельствах, причинах, причинно-следственных связях и последствиях нарушения безопасности движения, а также его классификацию и меры незамедлительного характера, принятые в ходе расследования.
[Положение об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Скрытый случай нарушения безопасности движения
Нарушение безопасности движения, информация о котором не передана в соответствии с требованиями раздела III «Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённого распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р в результате действий (бездействия) должностных лиц подразделений ОАО «РЖД».
[Положение об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Тяжкий вред здоровью человека
Вред, опасный для жизни человека: потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций, прерывание беременности, неизгладимое обезображивание лица, значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть, полная утрата профессиональной трудоспособности.
[Положение об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Нарушение условий жизнедеятельности
Ситуация, при которой на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью.
[Положение об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
2.1.10.2 Классификация нарушений безопасности движения
- Столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом или транспортным средством
Нарушение безопасности движения, характеризующееся соударением движущегося железнодорожного подвижного состава с другим движущимся или неподвижным железнодорожным подвижным составом или транспортным средством, в результате которого допущено повреждение железнодорожного подвижного состава в объеме текущего ремонта, за исключением безотцепочного ремонта грузовых вагонов или более сложного ремонта.
[На основе «Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённого распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Сход железнодорожного подвижного состава
Нарушение безопасности движения, характеризующееся сходом хотя бы одного колеса железнодорожного подвижного состава с рельса, при котором для постановки железнодорожного подвижного состава на железнодорожный путь требуется применить подъемные средства и приспособления, и в результате которого причинен ущерб инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД».
[На основе «Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённого распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Крушение
Нарушение безопасности движения, вызванное столкновением железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом или с транспортным средством, сходом железнодорожного подвижного состава на перегоне или железнодорожной станции, при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях, в результате которого:
1) погиб один и более человек;
2) причинен тяжкий вред здоровью 5 и более человек;
3) возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало 10 и более человек;
4) поврежден железнодорожный подвижной состав до степени исключения из инвентаря;
5) нарушены условия жизнедеятельности 100 и более человек.
За исключением:
случаев гибели или причинения тяжкого вреда здоровью людям, не являющимся работниками железнодорожного транспорта и (или) пассажирами, вследствие столкновения железнодорожного подвижного состава с транспортным средством;
несчастных случаев, расследование и учет которых осуществляется в соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации.
[На основе «Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта», утвержденного приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. № 344]
- Авария <безопасность движения>
Нарушение безопасности движения, вызванное столкновением железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом или с транспортным средством, сходом железнодорожного подвижного состава на перегоне или железнодорожной станции, при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях, в результате которого:
1) причинен тяжкий вред здоровью менее 5 человек;
2) возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало менее 10 человек;
3) нарушены условия жизнедеятельности менее 100 чел.;
4) поврежден железнодорожный подвижной состав и для восстановления его исправного состояния требуется проведение капитального ремонта.
За исключением:
случаев причинения тяжкого вреда здоровью людям, не являющимся работниками железнодорожного транспорта и (или) пассажирами, вследствие столкновения железнодорожного подвижного состава с транспортным средством;
несчастных случаев, расследование и учет которых осуществляется в соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации.
[На основе «Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта», утвержденного приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. № 344]
- Происшествие при перевозке (транспортировке) опасных грузов
Нарушение безопасности движения, связанное с просыпанием (проливом) опасных грузов, возникшим вследствие повреждения вагона или контейнера, повреждения упаковки, неплотно закрытых люков вагона, дефекта (повреждения) котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) арматуры котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) сливного прибора вагона-цистерны, в результате которого нанесен ущерб жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц и окружающей природной среде.
[На основе «Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённого распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Возгорание груза в вагоне или контейнере
Нарушение безопасности движения, характеризующееся процессом начала горения груза из-за несанкционированного выхода за пределы объекта удержания (за упаковку груза или габарит погрузки) или продуктов физико-химической реакции в границах этого объекта, вызванным непосредственным воздействием на груз или объект удержания, неисправностью или нарушением целостности конструкции объекта удержания.
[На основе «Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённого распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Затопление, вызвавшее полный перерыв движения поездов хотя бы по одному из железнодорожных путей на перегоне на один час и более
Нарушение безопасности движения, характеризующееся образованием свободной поверхности воды на участке инфраструктуры железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД» в периоды половодья и паводков, а также в результате повреждения или разрушения гидротехнических сооружений, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
[На основе «Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённого распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Пожар, вызвавший полный перерыв движения поездов хотя бы по одному из железнодорожных путей на перегоне на один час и более
Нарушение безопасности движения, характеризующееся неконтролируемым горением, причиняющим материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
[На основе «Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённого распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Нарушение целостности конструкций сооружений инфраструктуры железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», вызвавшее полный перерыв движения поездов хотя бы по одному из железнодорожных путей на перегоне на один час и более
Нарушение безопасности движения, характеризующееся повреждением, разрушением составных частей и элементов составных частей сооружений инфраструктуры в результате воздействия внешних и внутренних факторов, при которых происходит потеря их эксплуатационной пригодности и несущей способности.
[На основе «Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённого распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Происшествие, связанное с несанкционированным движением по железнодорожным путям транспортного средства
Нарушение безопасности движения, характеризующееся несанкционированным выездом (нахождением) на железнодорожных путях и территории, прилегающей к полосе отвода (с нарушением габарита подвижного состава), любого транспортного средства (в том числе и гужевого) вне зависимости от последствий.
[На основе «Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённого распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Прием поезда по неготовому маршруту
Нарушение безопасности движения, при котором прибывающий поезд проследовал (хотя бы частью поезда) открытый входной светофор или пригласительный сигнал, или машинист поезда получил в соответствии с порядком, предусмотренным Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250 (ПТЭ), разрешение на следование на станцию при неправильно приготовленном или неготовом маршруте, ведущем на железнодорожный путь, не занятый железнодорожным подвижным составом, а также когда поезду с электрической тягой приготовлен маршрут на неэлектрифицированный путь или по неэлектрифицированному съезду, на железнодорожный путь с другим родом тока или на железнодорожный путь со снятым напряжением в контактном проводе.
[На основе «Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённого распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Отправление поезда по неготовому маршруту
Нарушение безопасности движения, при котором отправляющийся (следующий без остановки) поезд или по разрешению на отправление, переданному машинисту поезда в соответствии с предусмотренным ПТЭ порядком, и получении им в необходимых случаях дополнительного указания или сигнала отправления поезд отправился (или проследовал без остановки) и проехал выходной светофор данного пути (а при отсутствии светофора - предельный столбик) хотя бы частью локомотива при неготовом или неправильно приготовленном маршруте, ведущем на свободный перегон (блок-участок), а также когда поезду с электрической тягой приготовлен маршрут на неэлектрифицированный путь, на путь со снятым напряжением в контактном проводе или с другим родом тока.
[Положение об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Перевод стрелки под железнодорожным подвижным составом
Нарушение безопасности движения, при котором допущен перевод стрелки при нахождении железнодорожного подвижного состава на участке рельсовой цепи, в границах которой она расположена.
[Положение об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Отцепка вагона от пассажирского или пригородного поезда в пути следования
Нарушение безопасности движения, характеризующееся наличием неисправности вагона пассажирского или пригородного поезда, препятствующей его дальнейшему движению на всех раздельных пунктах, кроме железнодорожной станции отправления и железнодорожной станции назначения.
[На основе «Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённого распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Отмена отправления пассажирского поезда с железнодорожной станции отправления, а также высадка пассажиров из пассажирского поезда на промежуточной железнодорожной станции
Нарушение безопасности движения, характеризующееся наличием технической неисправности железнодорожного подвижного состава, некачественного ремонта или технического обслуживания железнодорожного подвижного состава, неправильных действий локомотивных бригад, в том числе из-за повреждения железнодорожного подвижного состава вследствие наезда на людей и животных.
[На основе «Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённого распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Повреждение или отказ локомотива, вызвавшие вынужденную остановку пассажирского поезда на перегоне или промежуточной железнодорожной станции
Нарушение безопасности движения, характеризующееся некачественным ремонтом или техническим обслуживания локомотива, неправильными действиями локомотивных бригад, повреждением локомотива вследствие наезда на людей и животных.
[На основе «Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённого распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами
Нарушение безопасности движения, характеризующееся отправлением поезда на перегон с перекрытым концевым краном или перекрытыми концевыми кранами между единицами железнодорожного подвижного состава, за исключением соединенных грузовых поездов с автономными тормозными магистралями.
[На основе «Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённого распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Излом рельса под железнодорожным подвижным составом
Нарушение безопасности движения, характеризующееся разрушением целостности рельса, непосредственно воспринимающего нагрузку от колес железнодорожного подвижного состава, вне зависимости от времени его возникновения.
[На основе «Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённого распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Саморасцеп автосцепок в поездах
Нарушение безопасности движения, характеризующееся самопроизвольным нарушением сцепления единиц железнодорожного подвижного состава.
[На основе «Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённого распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Отцепка вагона от грузового поезда в пути следования на перегонах или промежуточных железнодорожных станциях из-за нагрева букс
Нарушение безопасности движения, характеризующееся препятствием нагрева букс грузового вагона дальнейшему движению грузового поезда, выявленного автоматическими устройствами контроля технического состояния подвижного состава нагрева букс вагона грузового поезда.
[На основе «Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённого распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Отцепка вагона от поезда на промежуточной железнодорожной станции из-за нарушения технических условий погрузки грузов, багажа или грузобагажа
Нарушение безопасности движения, характеризующееся наличием возможности падения груза или его части на путь, а также выхода его за пределы габарита погрузки, кроме железнодорожных станций, где имеются пункты коммерческого осмотра поездов.
[На основе «Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённого распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Обрыв автосцепки железнодорожного подвижного состава
Нарушение безопасности движения, характеризующееся обрывом элементов автосцепного устройства железнодорожного подвижного состава (корпуса автосцепки, тягового хомута, клина тягового хомута).
[На основе «Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённого распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Падение на железнодорожный путь деталей железнодорожного подвижного состава (внутрь рельсовой колеи или на обочину пути) во время движения железнодорожного подвижного состава
Нарушение безопасности движения, приводящее к отсутствию возможности дальнейшего движения железнодорожного подвижного состава, либо к созданию упавшей деталью (деталями) препятствия для движения данного или иного железнодорожного подвижного состава.
[На основе «Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённого распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Наезд железнодорожного подвижного состава на механизмы, оборудование и посторонние предметы (объекты)
Нарушение безопасности движения, характеризующееся соударением движущегося железнодорожного подвижного состава с находящимися в габарите железнодорожного подвижного состава механизмами, оборудованием и посторонними предметами (объектами), в результате которого допущены повреждения железнодорожного подвижного состава или причинен ущерб инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД».
[На основе «Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённого распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Несанкционированное движение железнодорожного подвижного состава на маршрут приема, отправления поезда или на перегон
Нарушение безопасности движения, характеризующееся самопроизвольным движением железнодорожного подвижного состава с путей железнодорожных раздельных пунктов или с примыкающих к раздельному пункту железнодорожных путей необщего пользования с выходом на приготовленный маршрут приема, следования, отправления поезда или на прилегающий перегон.
[На основе «Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённого распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Проезд железнодорожным подвижным составом запрещающего сигнала светофора или предельного столбика
Нарушение безопасности движения, характеризующееся наличием проезда запрещающего сигнала светофора или предельного столбика хотя бы частью железнодорожного подвижного состава, а также занятием впереди лежащей рельсовой цепи вследствие нахождения колесных пар за изолирующим стыком.
[На основе «Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённого распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Прием поезда на занятый железнодорожный путь
Нарушение безопасности движения, при котором прибывающий поезд проследовал (хотя бы частью поезда) входной (маршрутный) светофор по разрешающему показанию, пригласительному сигналу, или машинист поезда получил в соответствии с порядком, предусмотренным ПТЭ, разрешение на следование на станцию при маршруте, приготовленном на железнодорожный путь, занятый поездом или железнодорожным подвижным составом, за исключением случаев, предусмотренных ПТЭ.
[На основе «Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённого распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Отправление поезда на занятый перегон
Нарушение безопасности движения, при котором отправляющийся поезд при открытом выходном светофоре или пригласительном сигнале или по разрешению на отправление, переданному машинисту поезда в соответствии с порядком, предусмотренным ПТЭ, и получении им при необходимости дополнительного указания или сигнала отправления, отправился (или проследовал без остановки) и проехал выходной светофор данного пути (а при отсутствии светофора - предельный столбик) хотя бы частью локомотива, в то время как впереди расположенный перегон (путь перегона, блок-участок или стрелочно-путевой участок) занят поездом любого направления или железнодорожным подвижным составом.
[Положение об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Развал груза в пути следования
Нарушение безопасности движения, связанное с падением груза (контейнера) или его части на путь, а также смещение, разворот, расстройство его крепления, вызвавшие выход груза (контейнера) или его части за установленный габарит погрузки.
[Положение об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Излом (обрыв) литых деталей железнодорожного подвижного состава (оси, осевой шейки или колеса, боковой рамы, надрессорной балки, хребтовой балки)
Нарушение безопасности движения, характеризующееся разрушением целостности деталей железнодорожного подвижного состава из-за несоблюдения технологии их изготовления, эксплуатации или ремонта.
[Положение об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Ложное появление на напольном светофоре разрешающего показания сигнала вместо запрещающего или появление более разрешающего показания сигнала вместо показания, требующего продолжения следования поезда с уменьшенной скоростью
Нарушение безопасности движения, характеризующееся неисправностью светофора, некачественным ремонтом либо техническим обслуживанием устройств сигнализации, централизации и блокировки или неправильными действиями персонала.
[На основе «Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённого распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
2.1.10.3 Система менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД»
- Система менеджмента безопасности движения, СМБД
Часть общей системы менеджмента организации холдинга «РЖД» применительно к безопасности движения.
[Руководство по системе менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД», утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2045р]
- Принципы СМБД
Руководящие положения, определяющие основы и правила функционирования СМБД.
[Типовые требования к системе менеджмента безопасности движения в ОАО «РЖД», утверждённые распоряжением ОАО «РЖД» от 15 апреля 2015 г. № 983р]
- Анализ СМБД
Систематическое использование информации для выявления отклонений от сформулированных политики и целей в области безопасности движения и всесторонней оценки достигнутых результатов в этой области.
[Руководство по системе менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД», утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2045р]
- Политика в области безопасности движения
Общие намерения и направления деятельности для достижения оптимальных результатов в области обеспечения безопасности движения.
[Руководство по системе менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД», утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2045р]
- Декларация о Политике в области обеспечения безопасности движения
Организационно-правовой документ, подписываемый руководителем организации холдинга «РЖД», составляемый в доступной для понимания каждым работником форме, удобной для ее распространения и компактной для размещения на информационных стендах или досках объявлений в служебных и производственных зданиях.
[На основе «Руководства по системе менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД», утверждённого распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2045р]
- Цели в области безопасности движения
То, чего добиваются, или к чему стремятся в области безопасности движения.
[Руководство по системе менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД», утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2045р]
- Целевой показатель безопасности движения
Устанавливаемый на один год стратегический параметр в области обеспечения безопасности и надежности перевозочного процесса, критерий функциональной безопасности, характеризирующий уровень защищенности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, окружающей среды от событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
[Положение об установлении контрольных показателей безопасности движения для филиалов ОАО «РЖД» и организации достижения этих показателей, утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 26 декабря 2018 г. № 2803/р]
- Контрольный квартальный показатель безопасности движения
Устанавливаемый на один квартал операционный параметр в области обеспечения безопасности и надежности перевозочного процесса, характеризирующий тенденцию выполнения целевого показателя безопасности движения.
[Положение об установлении контрольных показателей безопасности движения для филиалов ОАО «РЖД» и организации достижения этих показателей, утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 26 декабря 2018 г. № 2803/р]
- Культура безопасности (в отношении работников подразделений)
Результат осознания важности и социальной ответственности работников железнодорожного транспорта в обеспечении безопасности движения, достижение которого является приоритетной целью и личной потребностью при выполнении всех работ, влияющих на безопасность.
[Руководство по системе менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД», утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2045р]
- Культура безопасности (в отношении управления подразделением)
Характеристика и особенности деятельности организации (подразделения) и поведения отдельных лиц, которые устанавливают, что безопасность обладает высшим приоритетом и ей уделяется внимание, определяемое ее значимостью.
[Руководство по системе менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД», утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2045р]
- Мониторинг в области безопасности движения, мониторинг <СМБД>
Система регулярных наблюдений и контроля за развитием процессов и явлений в железнодорожной транспортной системе, связанных с безопасностью движения, и за факторами, обуславливающими соблюдение и (или) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, проводимых по определенной программе.
[Руководство по системе менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД», утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2045р]
- Самооценка
Всестороннее и систематическое обобщение анализа деятельности организаций холдинга «РЖД» и результатов этой деятельности по отношению к системе менеджмента безопасности движения или модели совершенства. Например - модели премии за соблюдение требований безопасности движения.
[Руководство по системе менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД», утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2045р]
2.1.10.4 Чрезвычайные ситуации
- Чрезвычайная ситуация, ЧС
Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
[ГОСТ Р 22.0.02-2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения]
- Чрезвычайная ситуация локального характера
Обстановка на территории объекта, сложившаяся в результате нарушения безопасности движения, в результате которой количество пострадавших составляет не более 10 человек либо размер материального ущерба составляет не более 100 тыс. рублей.
[Положение об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Чрезвычайная ситуация муниципального характера
Обстановка на территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, сложившаяся в результате нарушения безопасности движения, в результате которой количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей.
[Положение об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Чрезвычайная ситуация межмуниципального характера
Обстановка на территории двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенной территории, сложившаяся в результате нарушения безопасности движения, в результате которой количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей.
[Положение об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Чрезвычайная ситуация регионального характера
Обстановка на территории одного субъекта Российской Федерации, сложившаяся в результате нарушения безопасности движения, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.
[Положение об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Чрезвычайная ситуация межрегионального характера
Обстановка на территории двух и более субъектов Российской Федерации, сложившаяся в результате нарушения безопасности движения, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.
[Положение об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Чрезвычайная ситуация федерального характера
Обстановка, сложившаяся в результате нарушения безопасности движения, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.
[Положение об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
- Предупреждение чрезвычайных ситуаций
Комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
[ГОСТ Р 22.0.02-2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения]
- Ликвидация чрезвычайных ситуаций
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни, и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
[ГОСТ Р 22.0.02-2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения]
- Зона чрезвычайной ситуации
Территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
[ГОСТ Р 22.0.02-2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения]
- Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, РСЧС
Объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
[ГОСТ Р 22.0.02-2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения]
- Органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Органы, создаваемые для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
[ГОСТ Р 22.0.02-2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения]
- Режим функционирования органов управления, сил и средств ОАО «РЖД», входящих в состав РСЧС
Определяемый в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления, сил и средств ОАО «РЖД» и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
[Положение о порядке функционирования органов управления, сил и средств ОАО «РЖД» в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 8 июня 2018 г. № 1217/р]
- Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию
Состояние готовности органов управления, сил и средств ОАО «РЖД», входящих в состав РСЧС к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее принятия дополнительных мер по защите работников и объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации.
[Положение о порядке функционирования органов управления, сил и средств ОАО «РЖД» в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 8 июня 2018 г. № 1217/р]
- Критически важный объект, КВО
Объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.
[Положение о порядке функционирования органов управления, сил и средств ОАО «РЖД» в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 8 июня 2018 г. № 1217/р]
- Потенциально опасный объект, ПОО
Объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек.
[Положение о порядке функционирования органов управления, сил и средств ОАО «РЖД» в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 8 июня 2018 г. № 1217/р]
- Акт незаконного вмешательства <чрезвычайные ситуации>
Противоправное действие (бездействие), угрожающее безопасной деятельности объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
[Положение о порядке функционирования органов управления, сил и средств ОАО «РЖД» в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 8 июня 2018 г. № 1217/р]
- Силы и средства ОАО «РЖД»
Формирования территориальных подразделений функциональных филиалов и иных структурных подразделений ОАО «РЖД», предназначенные или привлекаемые для выполнения аварийно-восстановительных работ.
[Положение о порядке функционирования органов управления, сил и средств ОАО «РЖД» в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 8 июня 2018 г. № 1217/р]
- Технологически важные объекты
Объекты, прекращение функционирования которых приведет к полной потере управления перевозочным процессом.
[Положение о порядке функционирования органов управления, сил и средств ОАО «РЖД» в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 8 июня 2018 г. № 1217/р]
- Менеджмент чрезвычайных ситуаций
Общий подход к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Менеджмент чрезвычайных ситуаций определяет минимальные требования к эффективному реагированию на инцидент, а также основы командования и управления, оперативного информирования координации и сотрудничества в рамках организации, осуществляющей реагирование на инцидент, рассматривает организационные структуры и процедуры командования и управления, поддержку принятия решений, их прослеживаемость, управление информацией, а также оперативную совместимость.
[Положение о порядке функционирования органов управления, сил и средств ОАО «РЖД» в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 8 июня 2018 г. № 1217/р]
- Менеджмент риска чрезвычайной ситуации
Скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией для снижения опасности чрезвычайной ситуации с использованием целевых показателей снижения риска чрезвычайной ситуации до допустимого или удержания риска чрезвычайной ситуации в установленном допустимом диапазоне.
[Положение о порядке функционирования органов управления, сил и средств ОАО «РЖД» в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 8 июня 2018 г. № 1217/р]