2.3. Железнодорожный подвижной состав

2.3.1. Основные положения

  1. Железнодорожный подвижной состав

Транспортные средства, предназначенные для обеспечения железнодорожных грузовых и пассажирских перевозок и функционирования железнодорожной инфраструктуры.

Примечание - Железнодорожный подвижной состав включает в себя локомотивы, вагоны, моторвагонный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав.

[ГОСТ 31539-2012 Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Термины и определения]

 

  1. Моторвагонный подвижной состав

Моторные и немоторные вагоны, из которых формируются электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, дизель-электропоезда, электромотрисы, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почты.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Специальный железнодорожный подвижной состав 

Железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения строительства, восстановления, ремонта и функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта и включающий в себя несъемные самоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы, железнодорожно-строительные машины с автономным двигателем и тяговым приводом, а также несамоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как железнодорожно-строительные машины без тягового привода, прицепы и специальный железнодорожный подвижной состав, включаемый в хозяйственные поезда и предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железнодорожного транспорта.

[ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]

 

  1. Самоходный специальный подвижной состав 

Специальный железнодорожный подвижной состав, включающий в себя несъемные самоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу.

Примечание - К несъемным самоходным подвижным единицам на железнодорожном ходу относят мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы, железнодорожно-строительные машины с автономным двигателем и тяговым приводом.

[ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]

 

  1. Несамоходный специальный подвижной состав

Железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения строительства и функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта и включающий в себя несамоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как железнодорожно-строительные машины без тягового привода в транспортном режиме, прицепы и специальный железнодорожный подвижной состав, включаемый в хозяйственные поезда и предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог, в том числе специальные вагоны грузового и пассажирского типа.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Специальный подвижной состав на комбинированном ходу

Машины, приспособленные к использованию различного технологического оборудования для технического обслуживания и ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта, доставки грузов и работников по рельсовым и безрельсовым путям, выполнения маневровых работ, а также для тушения пожаров и проведения аварийно-восстановительных работ.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Скоростной железнодорожный подвижной состав

Локомотивы, вагоны пассажирские, моторвагонный подвижной состав, предназначенные для обеспечения осуществления перевозок со скоростью движения в интервале от 141 до 200 км/ч включительно.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Высокоскоростной железнодорожный подвижной состав

Моторные и немоторные вагоны, из которых формируется высокоскоростной железнодорожный подвижной состав, предназначенный для перевозки пассажиров и (или) багажа, почтовых отправлений со скоростью более 200 км/ч.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Инновационный железнодорожный подвижной состав

Железнодорожный подвижной состав, технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) либо предполагаемое использование которого является принципиально новым или существенно отличаются от аналогичной ранее производимой единицы.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Единица железнодорожного подвижного состава 

Отдельный объект железнодорожного подвижного состава.

Примечание - Отдельными объектами железнодорожного подвижного состава являются локомотивы, вагоны, автомотрисы, электро- и дизель-поезда (или их секции), рельсовые автобусы, мотовозы, дрезины, путевые машины на железнодорожном ходу.

[ГОСТ 31539-2012 Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Термины и определения]

 

  1. Секция

Одна или несколько единиц подвижного состава с функциями, распределенными между включенными в состав единицами, управляемые синхронно из одной единицы, в режиме эксплуатации, действующие только совместно в конфигурации определенной конструкции.

Примечание - Различают локомотивные, моторвагонные, рефрижераторные и другие типы секций.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Съемная единица железнодорожного подвижного состава 

Единица железнодорожного подвижного состава, включающая дрезину, ремонтную вышку на электрифицированных участках, путевой вагончик, путеизмерительную, дефектоскопную и другую тележку, которая может быть снята с пути обслуживающими ее работниками вручную.

[ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]

 

  1. Составная часть железнодорожного подвижного состава 

Деталь, сборочная единица, комплекс или их комплект, входящие в конструкцию железнодорожного подвижного состава и обеспечивающие его безопасную эксплуатацию, безопасность обслуживающего персонала и (или) пассажиров.

[ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]

 

  1. Ходовая часть (единицы железнодорожного подвижного состава)

Составная часть железнодорожного подвижного состава, взаимодействующая с железнодорожным путем и обеспечивающая его движение по железнодорожному пути.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Тележка 

Элемент механической части железнодорожного подвижного состава, служащий в качестве опоры для кузова, опирающийся на рельсовый путь, обеспечивающий реализацию сил тяги и торможения и передачи их на железнодорожный подвижной состав.

[ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]

 

  1. База двухосной [трехосной] тележки

Расстояние в продольном относительно оси пути направлении между центрами осей крайних колесных пар тележки единицы железнодорожного подвижного состава.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. База четырехосной тележки

Расстояние в продольном относительно оси пути направлении между центрами пятников соединительной балки тележки.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Колесная пара 

Сборочная единица, служащая для реализации силы тяги, развиваемой в зоне контакта колесной пары и рельса, для восприятия силы тяжести от массы ходовой тележки и кузова и передачи ее на рельсовый путь, а также для направления движения железнодорожного подвижного состава по железнодорожному пути.

[ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]

 

  1. Статическая осевая нагрузка (единицы железнодорожного подвижного состава)

Нагрузка от веса единицы железнодорожного подвижного состава (секции, вагона) в состоянии покоя с учетом фактического расположения ее центра тяжести на рельсы в вертикальном направлении, измеренная на каждой колесной паре.

[ГОСТ 34759-2021 Железнодорожный подвижной состав. Нормы допустимого воздействия на железнодорожный путь и методы испытаний]

 

  1. Ударно-тяговое устройство единицы железнодорожного подвижного состава

Устройство, обеспечивающее сцепление единиц железнодорожного подвижного состава, а также восприятие и поглощение продольных ударов между ними, смягчение ударов и толчков, а также передачу силы нажатия от подталкивающего тягового подвижного состава.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Автосцепное устройство 

Комплект сборочных единиц и деталей для автоматического сцепления (механического соединения) единиц железнодорожного подвижного состава, передачи и амортизации продольных сил.

[ГОСТ 33434-2015 Устройство сцепное и автосцепное железнодорожного подвижного состава. Технические требования и правила приемки]

 

  1. Сцепное устройство 

Комплект сборочных единиц и деталей для сцепления (механического соединения) единиц железнодорожного подвижного состава, передачи и амортизации продольных сил.

[ГОСТ 33434-2015 Устройство сцепное и автосцепное железнодорожного подвижного состава. Технические требования и правила приемки]

 

  1. Переходник сцепки 

Устройство, позволяющее сцеплять между собой сцепные устройства железнодорожного подвижного состава различной конструкции.

[ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]

 

  1. Модернизация железнодорожного подвижного состава 

Комплекс работ по улучшению технико-экономических характеристик существующего железнодорожного подвижного состава путем замены его составных частей на более совершенные.

[ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]

 

  1. Модернизация железнодорожного подвижного состава с продлением срока службы 

Комплекс работ по улучшению технико-экономических характеристик существующего железнодорожного подвижного состава путем внесения в базовую конструкцию изменений с целью продления срока службы.

[ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]

 

  1. Модернизированный железнодорожный подвижной состав

Железнодорожный подвижной состав с улучшенными техническими характеристиками, полученными в результате модернизации.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Модификация железнодорожного подвижного состава

Вид разработки железнодорожного подвижного состава на основе базового изделия с целью расширения или специализации сферы его применения.

Примечание - Содержанием модификации является изменение компоновки составных частей, конструкции, рабочих органов или органов управления, внешнего вида и т.п. При модификации: изменяется область применения, сохраняется технический уровень, продолжается производство исходной продукции, нарушается взаимозаменяемость основных составных частей, присваивается новое обозначение.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Модифицированный железнодорожный подвижной состав

Железнодорожный подвижной состав, созданный на основе базового с целью расширения или специализации сферы его использования.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Изделие

Единица железнодорожного подвижного состава или её составная часть, количество которых может исчисляться в штуках или экземплярах.

[ГОСТ 15.902-2014 Система разработки и постановки продукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки на производство]

 

  1. Составная часть (изделия)

Изделие, выполняющее определённые технические функции в составе другого изделия и не предназначенное для самостоятельного применения.

Примечание - Составной частью может быть любая деталь, сборочная единица, комплекс, комплект.

[ГОСТ 15.902-2014 Система разработки и постановки продукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки на производство]

 

  1. Система жизнеобеспечения

Комплекс технических средств, направленных на создание и поддержание в безопасных пределах эргономических, санитарно-химических, микробиологических показателей и параметров электромагнитных излучений, микроклимата, шума и вибрации в помещениях железнодорожного подвижного состава.

Примечание - Функция систем жизнеобеспечения заключается в создании допустимых нормативными документами в пределах параметров физических и химических факторов среды на местах размещения пассажиров и обслуживающего персонала.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Габарит (железнодорожного) подвижного состава

Поперечное перпендикулярное оси железнодорожного пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен быть размещен установленный на прямом горизонтальном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы.

Примечание - Габарит железнодорожного подвижного состава — исходное очертание, по которому рассчитывают допускаемые строительные размеры железнодорожного подвижного состава (выполняют вписывание в габарит). В зависимости от метода указанного расчета габариты подвижного состава подразделяют на статические и кинематические.

[ГОСТ 9238-2022 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений]

 

  1. Конструкционная скорость железнодорожного подвижного состава

Наибольшая скорость движения, заявленная в технической документации на проектирование.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Допускаемая скорость движения (железнодорожного) подвижного состава

Максимальная скорость движения железнодорожного подвижного состава в прямых, криволинейных участках железнодорожного пути и по стрелочным переводам, устанавливаемая в зависимости от конструкционной скорости железнодорожного подвижного состава и не превышающая её, условий прохождения криволинейных участков железнодорожного пути, конструкции верхнего строения железнодорожного пути и стрелочных переводов по показателям допустимого воздействия железнодорожного подвижного состава на железнодорожный путь.

Примечание - Нормы допускаемых скоростей движения подвижного состава по железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм устанавливаются распоряжением первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД», в ведении которого находятся вопросы производственно-хозяйственной деятельности.

[На основе положений «Норм допускаемых скоростей движения подвижного состава по железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм», утверждённых распоряжением ОАО «РЖД» от 8 ноября 2016 г. № 2240р]

 

  1. Сформированный состав

Группа сцепленных между собой железнодорожных вагонов.

Примечание - Состав формируется только из грузовых вагонов или пассажирских вагонов локомотивной тяги.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Коммутационный аппарат

Устройство, предназначенное для выполнения переключений в электрических цепях железнодорожного подвижного состава.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

 

  1. Устройства управления, контроля и безопасности железнодорожного подвижного состава

Аппаратные и аппаратно-программные средства, осуществляющие функции безопасности.

Примечание - Примерами устройств управления, контроля и безопасности являются: система автоведения, устройства безопасности, системы контроля бодрствования машиниста, системы контроля расхода топлива на тепловозах и др.

[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]