2.3.2.1. Общие понятия
- Тяговый (железнодорожный) подвижной состав
Совокупность видов железнодорожного подвижного состава, обладающего тяговыми свойствами для выполнения перевозочного процесса и включающая в себя локомотивы и моторвагонный подвижной состав.
Примечание - Моторвагонный подвижной состав включает в себя электропоезда, дизель-поезда и автомотрисы (рельсовые автобусы), предназначенные для перевозки пассажиров.
[ГОСТ 31539-2012 Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Термины и определения]
- Кабина машиниста
Отделенная перегородками часть кузова железнодорожного подвижного состава, в которой расположены рабочие места локомотивной бригады, приборы и устройства для управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом, специальным железнодорожным подвижным составом.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Система многих единиц
Функция объединения нескольких единиц тягового подвижного состава в одном поезде при управлении из одной кабины машиниста.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Энергетическая установка железнодорожного тягового подвижного состава
Первичный двигатель и вспомогательное оборудование, предназначенные для получения механической энергии и преобразования ее в электрическую, для питания тяговых электрических двигателей тягового подвижного состава или вращающие колесные пары посредством гидравлической или механической передачи.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Двух- и многосистемный тяговый подвижной состав
Электрический тяговый подвижной состав, рассчитанный для питания электрической энергией двух или более систем тока.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Электрический тяговый привод железнодорожного тягового подвижного состава
Составная часть железнодорожного тягового подвижного состава, служащая для создания вращающего момента и передачи его от тягового электрического двигателя с помощью тяговой передачи к колесной паре.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Гидравлический тяговый привод железнодорожного тягового подвижного состава
Совокупность гидравлических машин, позволяющих передавать энергию от ведущего элемента трансмиссии железнодорожного тягового подвижного состава к ведомому элементу, а от него на колесные пары.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Тяговый электрический двигатель железнодорожного тягового подвижного состава
Электродвигатель в специальном исполнении, служащий для создания вращающего или тормозного моментов, передаваемых с помощью тяговой передачи на колесные пары тягового железнодорожного подвижного состава.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Тяговая передача железнодорожного тягового подвижного состава
Составная часть тягового привода, служащая для передачи вращающего момента на ось колесной пары или колесо.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Механическая часть железнодорожного тягового подвижного состава
Часть тягового подвижного состава, предназначенная для размещения элементов электрического, механического, тормозного и пневматического оборудования, реализации тяговых (тормозных) сил и передачи их на железнодорожный нетяговый подвижной состав.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Экипаж подвижного состава
Конструктивная часть тяговой железнодорожной единицы, обеспечивающая ее движение (качение) в рельсовой колее: представляет собой повозку с колесными парами, в которой размещается необходимое энергетическое и вспомогательное оборудование.
[ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]
- Электрическое оборудование железнодорожного тягового подвижного состава
Оборудование железнодорожного тягового подвижного состава, включающее тяговые генераторы, тяговые электрические двигатели, коммутационные аппараты управления, устройства защиты, токоприемники, вспомогательные электрические машины, устройства освещения и аккумуляторные батареи, а на электровозах и электропоездах переменного тока и двойного питания также тяговый трансформатор и преобразователи параметров электрической энергии.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Аппарат управления
Устройство, предназначенное для регулирования параметров систем железнодорожного тягового подвижного состава, обеспечивающих его нормальное функционирование.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Токоприемник (железнодорожного электроподвижного состава)
Устройство, предназначенное для передачи электроэнергии от контактной сети на железнодорожный электроподвижной состав.
[ГОСТ 32204-2013 Токоприемники железнодорожного электроподвижного состава. Общие технические условия]
- Вспомогательные электрические машины (единицы железнодорожного тягового подвижного состава)
Электрические машины, обеспечивающие работу тяговых электрических двигателей, электрической и пневматической аппаратуры, систем управления и торможения в транспортном режиме.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Тяговый трансформатор
Трансформатор, предназначенный для установки и работы на железнодорожном подвижном составе, непосредственно подключенный к контактной сети и являющийся первичным источником питания его систем.
[ГОСТ 33324-2015 Трансформаторы тяговые и реакторы железнодорожного подвижного состава. Основные параметры и методы испытаний]
- Расчетный режим движения железнодорожного тягового подвижного состава
Предельный по допустимому нагреву тягового оборудования режим движения локомотивов и моторвагонного подвижного состава с расчетной нагрузкой и заданным временем работы.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Локомотивное устройство безопасности
Бортовое локомотивное устройство, обеспечивающее контроль установленных скоростей движения, соответствие скорости сигналам автоматической локомотивной сигнализации, проверку бдительности машиниста, управление электропневматическим клапаном автостопа (ЭПК) для включения экстренного торможения поезда.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Комплексное локомотивное устройство безопасности, КЛУБ
Локомотивное устройство безопасности, осуществляющее комплексный контроль безопасности движения на тяговом и самоходном железнодорожном подвижном составе на основе использования информации о допустимой скорости движения и числе свободных впередилежащих блок-участков, передаваемой от путевых устройств систем автоматической локомотивной сигнализации.
Функционально сочетает в себе автоматическую локомотивную сигнализацию и электронный локомотивный скоростемер
[На основе положений «Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности», утверждённой распоряжением ОАО «РЖД» от 4 февраля 2019 г. № 183/р]
- Комплексное локомотивное устройство безопасности унифицированное, КЛУБ-У
Комплексное локомотивное устройство безопасности, имеющее расширенные функциональные возможности и улучшенные показатели по надежности и безопасности в сравнении с КЛУБ.
[На основе положений «Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности», утверждённой распоряжением ОАО «РЖД» от 4 февраля 2019 г. № 183/р]
- Система автоматического управления торможением поезда, САУТ
Локомотивное устройство безопасности, обеспечивающее ограничение скорости движения поезда в зависимости от показаний локомотивного светофора, расстояния до конца блок-участка, допускаемых скоростей движения и приведённого (среднего) уклона.
Примечания:
1. Информация о блок-участке или маршруте приёма на станцию передаётся на локомотив путевыми устройствами или берётся из локомотивной базы данных.
2. Скорость ограничивается путём автоматического отключения тяги и включения тормозов поезда в режиме служебного торможения.
[Термин вводится впервые]
- Телемеханическая система контроля бодрствования машиниста, ТСКБМ
Локомотивное устройство безопасности, обеспечивающее непрерывный контроль работоспособности машиниста по параметрам электрического сопротивления кожи запястья и по его реакции на запросы подтверждения работоспособности.
[На основе положений «Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности», утверждённой распоряжением ОАО «РЖД» от 4 февраля 2019 г. № 183/р]
- Безопасный локомотивный объединенный комплекс, БЛОК
Локомотивное устройство безопасности, объединяющее в себе функции устройств КЛУБ-У, САУТ ЦМ/485, ТСКБМ
[На основе положений «Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности», утверждённой распоряжением ОАО «РЖД» от 4 февраля 2019 г. № 183/р]
- Пульт управления машиниста
Комплекс устройств в кабине машиниста для управления железнодорожным тяговым подвижным составом.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Система автоведения (железнодорожного тягового подвижного состава)
Комплекс технических средств, обеспечивающих автоматическое управление движением локомотивов, электропоездов, дизель-поездов и дизель-электропоездов по участку обслуживания с заданной скоростью и заданным временем хода.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Система автоматического управления скоростью движения (тягового железнодорожного подвижного состава)
Комплекс устройств тягового подвижного состава, предназначенных для автоматического управления скоростью поезда путем изменения сил тяги, торможения и режимов движения.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Локомотивная бригада
Работники железнодорожного транспорта, на которых возлагается обязанность по обслуживанию и безопасному управлению тяговым подвижным составом, ведению поезда.
Примечание - Локомотивная бригада может включать: машиниста, помощника машиниста, машиниста без помощника машиниста, а также проводников, составителей поездов, кондукторов, если это предусмотрено технологией работы.
[На основе положений «Инструкции по организации работы, обслуживанию и управлению локомотивом машинистом без помощника машиниста Дирекции тяги», утверждённой распоряжением ОАО «РЖД» от 28 июля 2022 г. № 1965/р]
- Непроизводительные потери рабочего времени локомотивных бригад
Часы рабочего времени локомотивных бригад, вызванные нерациональной организацией эксплуатационной работы, нарушениями режима рабочего времени локомотивных бригад, безопасности движения поездов, отказами технических средств по вине филиалов ОАО «РЖД» и прочими факторами.
Примечание - К непроизводительным потерям рабочего времени локомотивных бригад относятся часы следования локомотивных бригад пассажиром (в том числе ожидание следования пассажиром) и время превышения установленных нормативов оборота локомотивной бригады (только для грузового движения).
[Методика расчета технологически обоснованного количества часов непроизводительных потерь рабочего времени локомотивных бригад в грузовом движении (проект)]