- Тормозная система поезда
Совокупность частей пневматической системы подвижного состава, обеспечивающих функционирование тормозных приборов и устройств, установленных на тяговом и нетяговом подвижном составе поезда.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Тормоза (единицы железнодорожного подвижного состава)
Комплекс составных частей единицы железнодорожного подвижного состава, обеспечивающий создание искусственного сопротивления ее движению в целях поддержания или снижения скорости движения, остановки и/или удержания в неподвижном состоянии.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Тормозной путь
Расстояние, проходимое поездом за время от момента воздействия на приборы и устройства для управления тормозной системы, в том числе срабатывания крана экстренного торможения, до полной остановки.
[ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]
- Приборы управления тормозами
Составная часть тормозной системы железнодорожного подвижного состава, предназначенная для управления тормозами единицы железнодорожного подвижного состава или поезда в целом.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Кран экстренного торможения
Тормозной кран, служащий для выпуска воздуха из тормозной магистрали железнодорожного подвижного состава и приведения в действие автоматических тормозов в случае необходимости экстренной остановки.
[ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]
- Торможение
Создание искусственного сопротивления движению поезда или отдельных единиц подвижного состава в целях их остановки, уменьшения скорости движения или удержания на месте.
[ГОСТ 32880-2014 Тормоз стояночный железнодорожного подвижного состава. Технические условия]
- Экстренное торможение
Торможение, применяемое в случаях, требующих немедленной остановки поезда, путем реализации максимальной тормозной силы.
[ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]
- Тормоз автоматический
Устройство, обеспечивающее автоматическую остановку поезда при разъединении или разрыве воздухопроводной магистрали и/или электрической цепи безопасности и/или при открытии крана экстренного торможения.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Петля [электрическая цепь] безопасности
Совокупность электронных или электрических устройств и замкнутый электрический контур, при разрыве которого или снятии напряжения срабатывает автоматический тормоз и происходит экстренное торможение.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Фрикционный тормоз
Устройство, в котором сила торможения создается путем прижатия специальных фрикционных элементов - тормозных колодок или накладок дисковых тормозов к вращающимся поверхностям - колесам или специальным тормозным дискам.
[ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]
- Рельсовый тормоз
Устройство, которое вызывает замедление движения железнодорожного подвижного состава независимо от контакта между колесом и рельсом, путем электромагнитного взаимодействия рельса и башмака, расположенного на тележке.
Примечание - Различают два вида рельсового тормоза: вихретоковый и магниторельсовый.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Электропневматический тормоз
Устройство торможения с электрическим управлением пневматическими тормозами.
[ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]
- Пневматический тормоз
Тормоз, в котором для управления им и создания тормозной силы используется сжатый воздух.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Компрессорный агрегат с электрическим приводом, компрессорный агрегат
Изделие, предназначенное для обеспечения подвижного состава сжатым воздухом и включающее в себя компрессор с электрическим приводом.
Примечание - В состав компрессорного агрегата могут дополнительно входить рама, блок очистки и осушки сжатого воздуха, элементы системы регулирования производительности компрессора и другие узлы.
[ГОСТ 10393-2014 Компрессоры, агрегаты компрессорные с электрическим приводом и установки компрессорные с электрическим приводом для железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия]
- Стояночный тормоз
Устройство с ручным или автоматическим приводом, расположенное на единице железнодорожного подвижного состава и предназначенное для ее удержания на стоянке от самопроизвольного ухода, а также для принудительной аварийной остановки при наличии ручного или автоматического привода внутри единицы железнодорожного подвижного состава.
Примечание - Аварийная остановка предпринимается при отказе основной тормозной системы только на отдельно следующих локомотивах, моторвагонном подвижном составе, пассажирских поездах локомотивной тяги и специальном железнодорожном подвижном составе (самоходном).
[ГОСТ 32880-2014 Тормоз стояночный железнодорожного подвижного состава. Технические условия]
- Электродинамический тормоз
Устройство, в котором сила торможения создается при преобразовании кинетической энергии поезда в электрическую энергию путем перевода тяговых электродвигателей в генераторный режим.
Примечание - Различают два вида электродинамического тормоза, рекуперативный и реостатный.
При рекуперативном тормозе электрическая энергия передается в контактную сеть. При реостатном тормозе электрическая энергия может переводиться в тепловую в тормозных резисторах, установленных на железнодорожном подвижном составе, а также может направляться для питания вспомогательных силовых цепей, либо в бортовые накопители энергии для возможного повторного ее использования.
[ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]
- Реостатное торможение подвижного состава
Электрическое торможение тягового железнодорожного подвижного состава, осуществляемое электродинамическим тормозом, при котором высвобождаемая при переводе тяговых электродвигателей в генераторный режим электрическая энергия рассеивается в тормозных резисторах, установленных на тяговом железнодорожном подвижном составе.
[ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]
- Рекуперативное торможение подвижного состава
Электрическое торможение тягового железнодорожного подвижного состава, осуществляемое электродинамическим тормозом, при котором высвобождаемая при переводе тяговых электродвигателей в генераторный режим электрическая энергия передается в контактную сеть.
[ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]
- Тормозной башмак
Приспособление для торможения движущихся групп вагонов (отцепов) и других видов подвижного состава, а также для закрепления подвижного состава от внезапного движения (ухода) на станционных и подъездных путях.
Примечание - Тормозные башмаки используются в качестве тормозных средств на сортировочных путях сортировочных горок, для закрепления вагонов на станционных и подъездных путях.
[ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
- Юз
Режим работы колеса (колесной пары), когда оно не вращается, а проскальзывает, либо его вращение происходит против направления движения.
[ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]
- Противоюзная система
Система, предохраняющая колесные пары от повреждения при торможении из-за скольжения, когда сила сцепления колеса с рельсами меньше тормозной силы.
[ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]