2.7.2. Термины, относящиеся к организации

  1. Организация

Лицо или группа людей, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения их целей.

Примечание - Понятие организации включает в себя, но не ограничивается следующими примерами: индивидуальный предприниматель, компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, товарищество, ассоциация, благотворительное учреждение, а также их часть или их объединение, являющиеся юридическим лицом или нет, государственные или частные.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь]

 

  1. Среда организации

Сочетание внутренних и внешних факторов, которое может оказывать влияние на подход организации к постановке и достижению ее целей.

Примечания:

1. Цели организации могут относиться к ее продукции и услугам, инвестициям и поведению по отношению к ее заинтересованным сторонам.

2. Понятие среды организации в равной степени применимо как для некоммерческих организаций или организаций, предоставляющих государственные услуги, так и для тех организаций, которые созданы для получения прибыли.

3. В русском языке это понятие часто выражается другими терминами, таким, как бизнес-среда, организационная среда или экосистема организации.

4. Понимание инфраструктуры может помочь в определении среды организации.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь]

 

  1. Среда

Совокупность условий, в которых что-либо совершается. В зависимости от объекта, в отношении которого рассматриваются условия, среда может быть производственной (объект - работа), информационной (объект - данные, в т.ч. документ), мотивационной (объект - персонал) и т.п.

[Положение о системе управления качеством ОАО «РЖД», утвержденное решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол заседания от 23 сентября 2020 г. № 22) (распоряжение ОАО «РЖД» от 9 декабря 2020 г. № 2723/р)]

 

  1. Условия функционирования (контекст) компании

Совокупность внутренних (корпоративные ценности и культура, знания и показатели деятельности компании) и внешних (правовая, технологическая, конкурентная, рыночная, культурная, социальная и экономическая среда) факторов, которые могут оказать влияние на подход компании к постановке и достижению своих целей.

[Положение о системе управления качеством ОАО «РЖД», утвержденное решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол заседания от 23 сентября 2020 г. № 22) (распоряжение ОАО «РЖД» от 9 декабря 2020 г. № 2723/р)]

 

  1. Заинтересованная сторона, стейкхолдер

Лицо или организация, которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве последних (например, потребители, владельцы, работники компании, поставщики, банкиры, регулирующие органы, союзы, партнеры или сообщество, которое может включать конкурентов или группы противодействия).

[Положение о системе управления качеством ОАО «РЖД», утвержденное решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол заседания от 23 сентября 2020 г. № 22) (распоряжение ОАО «РЖД» от 9 декабря 2020 г. № 2723/р)]

 

  1. Потребитель

Лицо или организация, которые могут получать или получают продукцию или услугу, предназначенные или требуемые этим лицом или организацией. Потребитель может быть внутренним или внешним по отношению к компании.

[Положение о системе управления качеством ОАО «РЖД», утвержденное решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол заседания от 23 сентября 2020 г. № 22) (распоряжение ОАО «РЖД» от 9 декабря 2020 г. № 2723/р); Концепция управления качеством в холдинге «РЖД», утверждённая распоряжением ОАО «РЖД» от 21 марта 2022 г. № 672/р]

 

  1. Поставщик, провайдер

Организация, предоставляющая продукцию или услугу. Поставщик может быть внутренним или внешним по отношению к организации.

[Положение о системе управления качеством ОАО «РЖД», утвержденное решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол заседания от 23 сентября 2020 г. № 22) (распоряжение ОАО «РЖД» от 9 декабря 2020 г. № 2723/р); Концепция управления качеством в холдинге «РЖД», утверждённая распоряжением ОАО «РЖД» от 21 марта 2022 г. № 672/р]

 

  1. Внешний поставщик, внешний провайдер

Поставщики продукции и услуг, не являющиеся частью компании.

[Положение о системе управления качеством ОАО «РЖД», утвержденное решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол заседания от 23 сентября 2020 г. № 22) (распоряжение ОАО «РЖД» от 9 декабря 2020 г. № 2723/р)]

 

  1. Провайдер процесса урегулирования спорных вопросов, ПУСВ-провайдер

Лицо или организация, организующая и выполняющая процесс урегулирования спорных вопросов вне организации, управляющая им.

Примечания:

1. Как правило, ПУСВ-провайдер является юридическим лицом, независимым от организации или частного лица, а также от истца. Поэтому таким качествам, как независимость и честность, придается особое значение. В некоторых случаях в рамках организации создается отдельное подразделение по работе с претензиями.

2. ПУСВ-провайдер заключает контракты со сторонами для обеспечения урегулирования спорных вопросов и отчитывается за результаты деятельности. ПУСВ-провайдер назначает представителей по урегулированию спорных вопросов. ПУСВ-провайдер также использует вспомогательный, исполнительный и другой персонал для обеспечения финансовых ресурсов, офисной поддержки, помощи при планировании, обучении, помещениями, надзора и выполнение других подобных функций.

3. ПУСВ-провайдеры могут иметь разные формы, включая некоммерческие, коммерческие и общественные учреждения. Ассоциация также может быть ПУСВ-провайдером.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь]

 

  1. Ассоциация <удовлетворенность потребителя>

Организация, членами которой являются другие организации или лица.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь]

 

  1. Метрологическая функция

Функциональная единица с административной и технической ответственностью за определение и внедрение системы менеджмента измерений.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь]