2.7.6. Термины, относящиеся к требованиям

  1. Объект

Что-либо воспринимаемое (как материальное, например, лицо, продукт, так и нематериальное, например, процесс, система) или воображаемое (например, будущее состояние организации).

[Концепция управления качеством в холдинге «РЖД», утверждённая распоряжением ОАО «РЖД» от 21 марта 2022 г. № 672/р]

 

  1. Качество

Степень соответствия совокупности собственных (внутренне присущих - существующих/имеющихся в объекте) характеристик объекта требованиям. Термин «качество» может применяться с прилагательными, такими, как низкое, хорошее или превосходное.

[Положение о системе управления качеством ОАО «РЖД», утвержденное решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол заседания от 23 сентября 2020 г. № 22) (распоряжение ОАО «РЖД» от 9 декабря 2020 г. № 2723/р)]

 

  1. Градация

Категория или класс, соответствующие различным требованиям к объекту, имеющему одинаковое функциональное применение.

Примечание - При определении требования к качеству градация обычно устанавливается.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь]

 

  1. Требование <управление качеством>

Потребность или ожидание, которое установлено (например, заявлено в документированной информации), обычно предполагается (является обычной или общепринятой практикой, что рассматриваемые потребности и ожидания подразумеваются) или является обязательным. Для обозначения специфического вида требований могут применяться определяющие слова, например, требование к продукции, требование к управлению качеством, требование потребителя, требование к качеству. Требования могут быть высказаны различными заинтересованными сторонами или самой организацией.

[Концепция управления качеством в холдинге «РЖД», утверждённая распоряжением ОАО «РЖД» от 21 марта 2022 г. № 672/р]

 

  1. Законодательное требование

Обязательное требование, установленное нормативно-правовыми актами Российской Федерации и/или применимыми международными нормативными актами.

[Положение о системе управления качеством ОАО «РЖД», утвержденное решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол заседания от 23 сентября 2020 г. № 22) (распоряжение ОАО «РЖД» от 9 декабря 2020 г. № 2723/р)]

 

  1. Нормативное правовое требование

Обязательное требование, установленное органом, уполномоченным законодательным органом.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь]

 

  1. Нормативное требование

Требования внутренних нормативных документов ОАО «РЖД» и/или применимых стандартов, содержащие критерии, которые должны быть соблюдены. Нормативное требование может быть обязательным (включая требования внутренних нормативных документов ОАО «РЖД», стандартов, применение которых обязательно в соответствии с законодательными требованиями) или альтернативным (относится к требованиям в отношении которых имеется альтернативный вариант применения или которое должно быть выполнено только в случае его применимости и в противном случае его можно не учитывать).

[Положение о системе управления качеством ОАО «РЖД», утвержденное решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол заседания от 23 сентября 2020 г. № 22) (распоряжение ОАО «РЖД» от 9 декабря 2020 г. № 2723/р)]

 

  1. Требование к качеству

Требование, относящееся к качеству.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь]

 

  1. Информация о конфигурации продукции

Требование или другая информация по проектированию, производству, верификации, функционированию и обслуживанию продукции.

[Положение о системе управления качеством ОАО «РЖД», утвержденное решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол заседания от 23 сентября 2020 г. № 22) (распоряжение ОАО «РЖД» от 9 декабря 2020 г. № 2723/р)]

 

  1. Несоответствие

Невыполнение требования.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь]

 

  1. Дефект

Несоответствие, связанное с предназначенным или установленным использованием.

Примечания:

1. Различие между понятиями «дефект» и «несоответствие» является важным, так как имеет подтекст юридического характера, особенно связанный с вопросами ответственности за продукцию и услуги.

2. Использование, предполагаемое потребителем, может зависеть от характера информации, такой, как инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию, предоставляемые поставщиком.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь]

 

  1. Соответствие

Выполнение требования.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь]

 

  1. Возможности

Способность организации, системы или процесса производить продукцию (услугу), соответствующую требованиям к этой продукции (услуге), а также потенциал улучшения качества этой продукции (услуги).

[Положение о системе управления качеством ОАО «РЖД», утвержденное решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол заседания от 23 сентября 2020 г. № 22) (распоряжение ОАО «РЖД» от 9 декабря 2020 г. № 2723/р)]

 

  1. Прослеживаемость

Возможность проследить историю, применение или местонахождение объекта. Применительно к продукции или услуге может относиться к происхождению материалов и комплектующих, истории создания, распределению и местонахождению продукции или услуги после поставки.

[Положение о системе управления качеством ОАО «РЖД», утвержденное решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол заседания от 23 сентября 2020 г. № 22) (распоряжение ОАО «РЖД» от 9 декабря 2020 г. № 2723/р); Концепция управления качеством в холдинге «РЖД», утверждённая распоряжением ОАО «РЖД» от 21 марта 2022 г. № 672/р]

 

  1. Надежность

Способность функционировать, как и когда необходимо.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь]

 

  1. Инновация <управление качеством>

Введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях, создающий или перераспределяющий ценность.

Примечания:

1. Деятельность, результатом которой является инновация, как правило, управляема.

2. Инновация, как правило, значима своим эффектом.

[На основе положений СТО РЖД 07.030-2020 «Система управления инновационной деятельностью в ОАО «РЖД». Основные положения» и ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»]

 

  1. Критерии

Обусловленные показатели.

[Концепция управления качеством в холдинге «РЖД», утверждённая распоряжением ОАО «РЖД» от 21 марта 2022 г. № 672/р]