2.7.13. Термины, относящиеся к аудиту

  1. Аудит <управление качеством>

Систематический, независимый и документируемый процесс получения объективных свидетельств и их объективного оценивания для установления степени соответствия критериям аудита.

[Положение о системе управления качеством ОАО «РЖД», утвержденное решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол заседания от 23 сентября 2020 г. № 22) (распоряжение ОАО «РЖД» от 9 декабря 2020 г. № 2723/р); Концепция управления качеством в холдинге «РЖД», утверждённая распоряжением ОАО «РЖД» от 21 марта 2022 г. № 672/р]

 

  1. Комплексный аудит

Аудит, проводимый в одной проверяемой организации для двух и более систем менеджмента одновременно.

Примечание - Части системы менеджмента, которые могут быть включены в комплексный аудит, могут быть определены соответствующими стандартами на системы менеджмента, стандартами на продукцию, стандартами на услуги или процессы, применяемыми организацией.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь]

 

  1. Совместный аудит

Аудит, проводимый в одной проверяемой организации двумя и более проверяющими организациями одновременно.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь]

 

  1. Внутренний аудит

Аудит, проводимый для внутренних целей самой компании или от ее имени.

[Положение о системе управления качеством ОАО «РЖД», утвержденное решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол заседания от 23 сентября 2020 г. № 22) (распоряжение ОАО «РЖД» от 9 декабря 2020 г. № 2723/р)]

 

  1. Аудит системы и процессов управления качеством

Процесс систематического и последовательного анализа работы, оценка степени соответствия системы и процессов управления качеством и выработка мероприятий по совершенствованию и развитию системы и процессов управления качеством подразделений ОАО «РЖД» для повышения степени соответствия и эффективности системы и процессов управления качеством.

[Положение о системе управления качеством ОАО «РЖД», утвержденное решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол заседания от 23 сентября 2020 г. № 22) (распоряжение ОАО «РЖД» от 9 декабря 2020 г. № 2723/р)]

 

  1. Технологический аудит производственного процесса

Системный анализ и оценка степени соответствия реализуемого в производственной деятельности компании технологического процесса (включая планирование, управление и мониторинг) установленным целям, корпоративным требованиям, нормам, нормативам и заданиям, а также лучшим практикам и потребностям внутренних и внешних клиентов.

[Положение о системе управления качеством ОАО «РЖД», утвержденное решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол заседания от 23 сентября 2020 г. № 22) (распоряжение ОАО «РЖД» от 9 декабря 2020 г. № 2723/р)]

 

  1. Программа аудита

Совокупность одного или нескольких аудитов, запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели.

[Положение о системе управления качеством ОАО «РЖД», утвержденное решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол заседания от 23 сентября 2020 г. № 22) (распоряжение ОАО «РЖД» от 9 декабря 2020 г. № 2723/р)]

 

  1. Область аудита

Объем и границы аудита. Обычно включает в себя перечень мест проведения действий по аудиту, а также подвергаемых аудиту организационных единиц, видов деятельности и процессов.

[Положение о системе управления качеством ОАО «РЖД», утвержденное решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол заседания от 23 сентября 2020 г. № 22) (распоряжение ОАО «РЖД» от 9 декабря 2020 г. № 2723/р)]

 

  1. План аудита

Описание деятельности и организационных мероприятий по проведению аудита.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь]

 

  1. Критерии аудита

Совокупность политик, процедур или требований, используемых для сопоставления с ними объективных свидетельств.

[Положение о системе управления качеством ОАО «РЖД», утвержденное решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол заседания от 23 сентября 2020 г. № 22) (распоряжение ОАО «РЖД» от 9 декабря 2020 г. № 2723/р)]

 

  1. Свидетельство аудита

Записи, изложение фактов или другая информация, которые связаны с критериями аудита и являются верифицируемыми.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь]

 

  1. Наблюдения аудита

Результаты оценивания собранных свидетельств аудита по отношению к критериям аудита.

Примечания:

1. Наблюдения аудита могут указывать на соответствие или несоответствие.

2. Наблюдения аудита могут привести к определению возможностей улучшения или к записи/фиксации хорошего опыта.

3. В русском языке, если критерии аудита выбраны из законодательных требований или нормативных правовых требований, наблюдения аудита могут называться соответствиями или несоответствиями.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь]

 

  1. Заключение по результатам аудита

Итоги аудита после обсуждения целей аудита и всех его результатов.

[Положение о системе управления качеством ОАО «РЖД», утвержденное решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол заседания от 23 сентября 2020 г. № 22) (распоряжение ОАО «РЖД» от 9 декабря 2020 г. № 2723/р)]

 

  1. Заказчик аудита

Организация или лицо, заказавшее аудит.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь]

 

  1. Проверяемая организация

Организация, подвергающаяся аудиту.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь]

 

  1. Сопровождающий <аудит>

Лицо, назначаемое проверяемой организацией для оказания помощи группе по аудиту.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь]

 

  1. Группа по аудиту

Одно или несколько лиц, проводящих аудит, при необходимости поддерживаемых техническими экспертами.

Примечания:

1 Один из аудиторов в группе по аудиту назначается руководителем группы.

2 Группа по аудиту может включать в себя также аудиторов-стажеров.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь]

 

  1. Аудитор (эксперт) <аудит>

Лицо, проводящее аудит.

[Положение о системе управления качеством ОАО «РЖД», утвержденное решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол заседания от 23 сентября 2020 г. № 22) (распоряжение ОАО «РЖД» от 9 декабря 2020 г. № 2723/р)]

 

  1. Технический эксперт <аудит>

Лицо, которое предоставляет специальные знания или опыт группе по аудиту.

Примечания:

1. Специальные знания или опыт относятся к организации, процессу или деятельности, подвергаемым аудиту, или к знанию языка и культуры страны.

2. Технический эксперт не имеет полномочий аудитора в группе по аудиту.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь]

 

  1. Наблюдатель <аудит>

Лицо, сопровождающее группу по аудиту, но не являющееся аудитором.

Примечание - Наблюдатель может быть сотрудником проверяемой организации, представителем контролирующего органа или другой заинтересованной стороны, который наблюдает за проведением аудита.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь]