МЕТОДИКА категорирования мероприятий, направленных на приведение объектов инфраструктуры и подвижного состава к требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации

МЕТОДИКА

категорирования мероприятий, направленных на приведение объектов инфраструктуры и подвижного состава к требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации

 

I. Общие положения

1.1. Методика категорирования мероприятий, направленных на приведение объектов инфраструктуры и подвижного состава к требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее – Методика) разработана в целях установления единых требований и подходов в ранжировании приоритетности реализации мероприятий, направленных на приведение объектов инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава к требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее – ПТЭ).

1.2. Действие настоящей Методики распространяется на подразделения аппарата управления, железные дороги, функциональные филиалы, структурные подразделения ОАО «РЖД», а также региональные дирекции, центры и их структурные подразделения.

1.3. Методика направлена на повышение результативности вложений материальных и трудовых ресурсов, задействованных в процессах приведения объектов инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава ОАО «РЖД» к требованиям ПТЭ, а также определяет единые требования оценки и методы ранжирования указанных мероприятий по уровню риска нарушений безопасности движения.

1.4. В настоящей Методике применяются следующие термины и определения:

анализ риска – систематическое использование информации для определения источников и оценки риска [11];

вероятность – мера возможности появления события, выражаемая действительным числом из интервала от 0 до 1, где 0 соответствует невозможному, а 1 – достоверному событию [7];

вред, причиненный здоровью человека – нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психических факторов внешней среды [5];

допустимый уровень риска – уровень риска, при котором он не окажет существенного влияния на достижение целей ОАО «РЖД», подразделения, бизнес-процесса, проекта и пр. [8];

инцидент – событие, вызванное переходом железнодорожной техники в неработоспособное состояние, отклонением от заданных режимов выполнения технологических процессов на инфраструктуре ОАО «РЖД», в том числе по причине внешнего воздействия, и повлекшее за собой нарушение графика движения поездов [5];

критерии риска – совокупность факторов, по сопоставлению с которыми оценивают значимость риска [7];

мероприятие по воздействию на риск – мероприятие (действие, комплекс взаимосвязанных действий), направленное на снижение вероятности и/или величины влияния риска (то есть на риск-факторы и/или последствия реализации риска) в рамках выбранной стратегии (метода) воздействия                                      на риск [7];

риск – сочетание вероятности события и его последствий. Термин «риск» обычно используется тогда, когда существует хотя бы возможность негативных последствий [11];

транспортное происшествие и иное событие, связанное с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного
транспорта – возникновение нарушения безопасности движения при перемещении подвижного состава, оборудования, техники и других транспортных средств и с их участием и повлекшее за собой причинение вреда жизни или здоровью физических лиц, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц [5];

ущерб – реальный ущерб, то есть расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества [5].

1.5. Организацию работ по внесению изменений в Методику осуществляет Департамент безопасности движения.

Изменения, вносимые в документ, оформляются установленным в ОАО «РЖД» порядком в виде дополнений (изъятий) или путем издания новой редакции Методики.

 

II. Порядок формирования Программы

2.1. Формирование Программы по приведению объектов инфраструктуры и подвижного состава к требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее – Программа) осуществляется в несколько этапов (процессные модели приведены в приложение № 3 к Методике).

2.2. Формирование Программы необходимо осуществлять на основании  соблюдения принципа приемлемой величины риска (риск-аппетита) [10].

2.3. Ранжирование мероприятий Программы требуется проводить  с учетом категорирования зон допустимости риска (недопустимого, нежелательного и допустимого риска), с учетом специфики осуществления хозяйственной деятельности функционального филиала ОАО «РЖД».

Предложения по приоритетному включению в Программу в первую очередь должны быть направлены на минимизацию уровня недопустимого риска нарушения безопасности движения [13], а также учитывать классность железнодорожных линий [14], станций [15] и объектов пассажирских обустройств [16].

2.4. Подготовленное предложение по включению в Программу должно быть проработано до уровня, позволяющего обоснованно оценить его реализуемость и сроки внедрения.

2.5. Подготовленное предложение должно содержать следующую обязательную информацию:

а) краткое описание предложения;

б) величину затрат, необходимую для реализации мероприятия, включая единовременные и текущие (из расчета на 1 год) затраты;

в) сведения о подразделении, ответственном за реализацию предложения;

г) железнодорожный полигон внедрения.

При условии, что заявленное предложение затрагивает деятельность других функциональных филиалов ОАО «РЖД», необходимо указать информацию о филиале (хозяйстве), в деятельности которого будет получен эффект от реализации мероприятия.

2.6. Не допускается включать в Программу мероприятия, реализация которых зависит от деятельности сторонних организаций и участников транспортного рынка Российской Федерации, без предоставления подтверждающего развернутого обоснования.

 

III. Требования к отбору, оценке и ранжированию мероприятий

3.1. В процессе выполнения работ по формированию Программы функционального филиала ОАО «РЖД» необходимо:

вести проект Программы на основании предложений структурных подразделений функциональных филиалов ОАО «РЖД»;

осуществлять оценку и ранжирование мероприятий.

3.2. Оценка и ранжирование мероприятий при формировании проекта Программы функционального филиала ОАО «РЖД» осуществляется по критерию допустимости риска для каждого мероприятия согласно порядку, приведенному в разделе IV настоящей Методики.

Приоритет по включению мероприятий в Программу должен быть отдан мероприятиям, имеющим большую прогнозную величину риска.

3.3. Мероприятия, не вошедшие в проект Программы по результатам оценки и ранжирования, могут быть повторно рассмотрены и учтены при формировании проекта Программы на следующий период реализации.

3.4. Для проведения оценки мероприятий с участием специалистов других функциональных филиалов ОАО «РЖД», аппарата управления ОАО «РЖД», а также сторонних организаций и независимых специалистов в органе управления функционального филиала ОАО «РЖД» должна быть сформирована рабочая группа, целью которой является:

а) проведение отбора и комплексной оценки влияния мероприятий, включаемых в проект Программы, на уровень риска возникновения нарушений безопасности движения для их ранжирования и категорирования;

б) обсуждение и проработка вопросов, связанных с оценочными мероприятиями;

в) обеспечение и координация взаимодействия филиалов ОАО «РЖД», железных дорог, центров, региональных дирекций и их структурных подразделений по вопросам, связанным с оценкой мероприятий;

г) рассмотрение иных вопросов, касающихся ранжирования и категорирования мероприятий.

3.5. Состав рабочей группы и сроки выполнения работ ее участниками утверждаются организационно-распорядительным документом руководителя подразделения (функционального филиала) ОАО «РЖД».

 

IV. Методика комплексной оценки и категорирования мероприятий

4.1. Рабочая группа, образованная в соответствии с пунктом 3.5. Методики, оценивает каждое мероприятие по следующим обязательным критериям:
а) риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан [11] – вес критерия 0,3;
б) тяжесть последствий [8] – вес критерия 0,2.;
в) вероятность возникновения нарушений безопасности движения [8] – вес критерия 0,2;
г) возможность выявления диагностическими средствами предотказного (предаварийного) состояния – вес критерия 0,2;
д) дополнительный отраслевой критерий, определяемый экспертным методом членами рабочей группы – вес критерия 0,1.
Сумма весов всех критериев должна быть равна 1 (единице).
4.2. Мероприятия, направленные на  устранение несоответствия ПТЭ, не влияющие напрямую на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, безопасность движения поездов, учитываются как риск со значением «не принимаемый в расчет», вес критерия 0.
4.3. Шкала для оценки мероприятий по критериям, оцениваемым методом экспертной оценки членами рабочей группы, должна иметь следующие градации значений: от 0 до 5 баллов.
4.4. Приоритет по включению мероприятий в Программу должен быть отдан мероприятиям, имеющим большую прогнозную величину недопустимого риска.
4.5. Ранжирование мероприятий при формировании проекта Программы функционального филиала ОАО «РЖД» осуществляется путем суммирования значений всех критериев оценки с учетом их весового коэффициента, с присвоением значений «допустимый риск» (от 0,1 до 1,7 баллов), «нежелательный риск» (от 1,8 до 3,5 баллов), «недопустимый риск» (от 3,6 до 5 баллов).
Бальная оценка с учетом веса критерия (К) рассчитывается по формуле:

K=R*Q,
           

где, R – бальная оценка;
Q – коэффициент веса критерия;

Бальные оценки с учетом весового коэффициента суммируются по всем критериям  по формуле:

Китог= Кздор +Ктяж +Квероят +Квыявл +Кдоп

где, Китог – итоговая бальная оценка мероприятия;
Кздор – бальная оценка с учетом весового коэффициента по критерию «Влияние на жизнь и здоровье людей»;
Ктяж – бальная оценка с учетом весового коэффициента по критерию «Тяжесть последствий»;
Квероят – бальная оценка с учетом весового коэффициента по критерию «Вероятность возникновения нарушений безопасности движения»;
Квыявл – бальная оценка с учетом весового коэффициента по критерию «Возможность выявления предотказного (предаварийного) состояния»;
Кдоп – бальная оценка с учетом весового коэффициента по дополнительному отраслевому критерию.
Пример оценки и ранжирования мероприятий приведен в Приложении № 1 к настоящей Методике.
 

Теги